Тема 3.4. Организация безопасной работы при погрузке, разгрузке и перемещении груза
Безопасность труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
Виды грузоподъемных машин. Обеспечение безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов.
Литература: [6] с.329-337; [7] c.499-516
Методические рекомендации: дать понятие о видах грузоподъемных машин.
Сформировать знание требований безопасности труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, правил безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов.
Задания для самопроверки:
1. Назовите какие требования безопасности предъявляются к грузоподъемному оборудованию?
2. Назовите как производится техническое освидетельствование грузоподъемных машин и механизмов?
3. Назовите какие основные требования безопасности предусматриваются при эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов?
Тема 3.5. Организация безопасной эксплуатации видеодисплейных терминалов и ЭВМ
Опасные и вредные производственные факторы при эксплуатации видеодисплейных терминалов (ВДТ) и ЭВМ. Санитарно-гигиенические требования и требования безопасности, предъявляемые к ВДТ и ЭВМ. Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ и ЭВМ.
Категорирование работ на ЭВМ по сложности. Режим труда и отдыха пользователей.
Литература: [6] с.338-347; [7] c.538-548
Методические рекомендации: сформировать знания об опасных и вредных производственных факторах при эксплуатации ВДТ и ЭВМ, о необходимости применения безопасных приемов работы на ВДТ и ЭВМ, соблюдения требований к помещениям, режим труда и отдыха работающих.
Задания для самопроверки:
1. Какие основные опасных и вредных производственных факторов характерны для помещений с ПЭВМ и ВДТ?
2. Назовите основные требования предъявляемые к помещениям с ВДТ и ЭВМ?
3. Назовите основные требования к рабочим местам пользователей ПЭВМ.
4. Укажите, как классифицируются виды трудовой деятельности пользователей ПЭВМ?
5. Назовите каким должен быть режим труда и отдыха пользователей ПЭВМ?
6. Назовите какие требования предъявляются к персоналу, обслуживающему и эксплуатирующему ПЭВМ?
Раздел 4. ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Тема 4.1. Пожары и взрывы на производстве, их профилактика
Процесс горения: факторы, виды окислителей. Характеристика видов горения: диффузионное, кинетическое и взрывное.
Пожары на производстве: основные причины. Опасные факторы пожара, их вторичные проявления.
Взрыв и детонационный процесс. Взрывы на производстве: основные причины, источники энергии при взрыве (химические, физические).
Огнезащита зданий и сооружений. Меры против распространения пожара (общие и местные противопожарные преграды). Характеристика и требования к эвакуационным путям, эвакуационным выходам.
Противопожарный режим в учреждении (организации). Порядок организации и проведения противопожарного инструктажа.
Литература: [6] с.360-372; [7] c.625-644
549-565-602
Методические рекомендации: сформировать знания о процессе горения, причинах пожаров и взрывов на производстве, необходимости огнезащиты зданий и сооружений, комплексе противопожарных мероприятий при выполнении работ и эксплуатации объектов, видах противопожарного инструктажа.
Задания для самопроверки:
1.Назовите каковы условия и виды процесса горения?
2. Охарактеризуйте механизм и условия горения различных веществ.
3. Назовите какие вы знаете основные показатели пожаровзрывоопасности веществ и материалов?
4. Что такое взрыв и какова его физико-химическая сущность?
5. Укажите категории взрывопожарной и пожарной опасности помещений и зданий?
6. Укажите как классифицируются ЛВЖ по температуре вспышки?
7. Назовите какие требования предъявляются к эвакуационным выходам?
Тема 4.2. Средства тушения пожаров
Периоды тушения пожара: локализация и ликвидация. Методы прекращения горения: физические (охлаждение зоны реакции или самих горящих веществ, разбавление реагирующих веществ, изоляция горючего вещества от воздействия факела очага горения), химический (химическое торможение реакции сгорания), механические (срыв пламени, создание огневой преграды, подавление горения взрывом). Первичные средства пожаротушения.
Средства оповещения о пожаре. Пожарная сигнализация: назначение, составные части, виды пожарных извещателей.
Практическая работа № 3
Выбор первичных средств тушения пожаров, расчет их необходимого количества.
Изучение первичных средств тушения пожаров. Анализ устройства, принципа действия и правил применения огнетушителей.
Литература: [6] с.402-435; [7] c.602-625
602-647
Методические рекомендации: сформировать умения выбирать первичные средства тушения пожара и рассчитывать их необходимое количество, анализировать устройство, принцип действия и правила применения огнетушителей.
Сформировать знания о процессе тушения пожаров, методах предотвращения горения, первичных средствах пожаротушения, об устройстве и принципе действия пожарной сигнализации и связи.
Задания для самопроверки:
1. Укажите каковы основные принципы тушения пожаров?
2. Охарактеризуйте основные огнетушащие вещества и особенности их применения.
3. Назовите что относится к первичным средствам пожаротушения и какова их характеристика?
4. Укажите какие нормы первичных средств пожаротушения установлены и чем они определяются?
5. Назовите каков принцип действия и какие особенности автоматических стационарных систем пожаротушения?
6. Назовите какие вы знаете виды пожарной связи и сигнализации и какова их характеристика?
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Важным элементом самостоятельной контрольной работы учащихся-заочников при изучении основ агроэкономических дисциплин является выполнение предусмотренной учебным планом одной контрольной работы, в которой учащиеся должны показать самостоятельную работу над учебным материалом в объеме, установленном программой.
Выполнение контрольной работы направлено на получение, углубление, расширение, систематизацию и закрепление теоретических знаний, формирование практических умений и навыков по дисциплине «Основы охраны труда»; развитие творческого мышления.
Контрольная работа дает возможность осуществлять текущий контроль за самостоятельной работой учащихся и координировать их работу над учебным материалом в межсессионный период.
Задачей выполнения контрольной работы является оказание учащимся заочного отделения помощи в изучении программного материала дисциплины «Основы охраны труда».
Курс рассчитан на самостоятельное изучение материала по указанной в методических рекомендациях литературе, а также по материалам обзорных лекций.
Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы учащиеся обязаны:
- внимательно ознакомиться с программным материалом;
- подобрать и тщательно изучить рекомендуемую литературу по каждой теме;
- в процессе изучения, изложить указанный материал по плану.
Выполнение контрольной работы необходимо начать с чтения учебной и дополнительной литературы, соответствующей содержанию вопросов данного варианта. При написании контрольной работы не следует пользоваться устаревшей литературой.
Работа должна свидетельствовать о знании учащимся литературных источников и правильном применении их при раскрытии вопросов, умении автора самостоятельно и в логической последовательности излагать свои мысли, дать необходимые выводы и обобщение. Недопустимо механическое переписывание абзацев, страниц учебника, что приводит, как правило, к непоследовательному изложению материала.
Требования к выполнению домашней контрольной работы:
Контрольная работа состоит из трех теоретических вопросов и одного практического задания, должна быть написана грамотно, разборчивым почерком без сокращения слов и понятий, с пронумерованными страницами.
Номер варианта соответствует последним 2-м цифрам шифра учащегося.
Ответы на теоретические вопросы должны быть конкретные, лаконичные, полные и содержать ссылки на источники, указанные в перечне используемой литературы. Переписывание текста из учебников и учебных пособий не допускается.
Условие задачи варианта следует переписать, затем представить ее решение; при необходимости выполнить соответствующие расчеты и дать им пояснения, а так же аргументировать ответ (сделать вывод).
1.Контрольная работа выполняется в объёме не более ученической тетради только синим стержнем или использование компьютерной техники.
При оформлении контрольной работы на ПВЭМ рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:
А) контрольная работа должна быть распечатана на принтере на листах формата А4 (210/297 мм), снабжена титульным листом и сшита;
Б) листы форма А4 должны содержать поля: верхнее и нижнее 20 мм, левое – 30 мм и правое – не менее 10 мм;
В) шрифт Times New Roman – 14 пт, интервал полуторный, текст отформатирован по ширине страницы, абзацы – 1,25.
2.Титульный лист должен иметь стандартный вид (указать Ф.И.О., группу, курс, вариант и шифр) – приложение 1.
3.При выполнении контрольной работы используйте документацию по охране труда, имеющуюся в хозяйстве, предприятии; нормативно-правовые, акты, ГОСТы, стандарты, техническую и законодательную документацию.
4.При выполнении контрольной работы необходимо:
- указать содержание работы;
- ответ на вопрос дается после написания его точной формулировки. Последовательность вопросов и ответов на них определяется в соответствии с таблицей вариантов контрольной работы;
- дать развернутый ответ на вопросы;
- изложение материала должно быть конкретным, содержательным;
- писать через клеточку, разборчивым почерком;
- сокращение слов в тексте не допускается.
- текст работы следует иллюстрировать таблицами и рисунками (графиками, схемами и т.д.);
- выделить абзацы;
- страницы пронумеровать арабскими цифрами в правом нижнем углу без точки в конце;
- в конце работы необходимо указать список используемой литературы;
- при дословном цитировании нормативных актов необходимо указывать их полное название, номера статей, частей, пунктов.
- список литературы и нормативных правовых актов, которые были использованы в ответах, систематизируются в следующем порядке:
А) в первую очередь указываются нормативные акты в порядке их значимости, например: Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, Декреты и Указы Президента, Постановления правительства и т.д.;
Б) далее указывается учебная литература, её название, данные автора, где издан, издательство, год выпуска, в алфавитном порядке, например: Челнаков, А.А. Охрана труда: учебник/А.А.Челнакова, И.Н. Жмыхов, В.Н.Цап; под общ.ред. А.А.Челнакова. – Минск: Выш.шк., 2011. – 671с.: ил..
- обратить внимание на замечания рецензента после получения контрольной работы;
- исправить имеющиеся недостатки;
- объем контрольной работы в напечатанном виде 20-24 страниц формата А4 или ученическая тетрадь 12-18 листов.
Выполненная контрольная работа регистрируется в секретариате заочного отделения, где в свою очередь проходит регистрацию и отдаетс на проверку преподавателю. По ходу проверки он делает замечания на полях работы. На обложке контрольной работы преподаватель отмечает, зачтена или нет, ставит подпись и дату.
Не зачтенная работа дорабатывается учащимся и повторно предоставляется для регистрации первым вариантом работы и замечаниями преподавателя, при этом правильно выполненная часть заданий не переписывается.
Без зачтенной контрольной работы учащийся к обязательной контрольной работе не допускается.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда
2. Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда
3. Комплекс стандартов системы стандартов безопасности труда (ССБТ), ее значение и структура
4. Основные положения законодательства по охране труда
5. Основные принципы государственной политики в области охраны труда
6. Технические нормативные правовые акты в области охраны труда
7. Локальные нормативные правовые акты. Инструкции по охране труда
8. Организация государственного управления, надзора и контроля за охраной труда. Общественный контроль
9. Обязанности работодателей и производственного персонала в области охраны труда
10. Обязанности работающих по охране труда
11. Организация производственного контроля за состоянием охраны труда
12. Гарантии и права работающих на охрану труда
13. Охрана труда женщин
14. Ответственность за нарушение законодательства по охране труда
15. Система управления охраной труда на предприятии
16. Задачи и функции управления охраной труда
17. Политика предприятия в области охраны труда
18. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда
19. Экономическая эффективность мероприятий по охране труда
20. Организация службы охраны труда на предприятии
21. Организация обучения и проверки знаний работающих по безопасности труда
22. Обучение и проверка знаний руководителей и специалистов
23. Обучение и проверка знаний рабочих по охране труда
24. Инструктаж работающих по охране труда
25. Человеческий фактор в обеспечении безопасности труда
26. Классификация опасных и вредных производственных факторов
27. Аттестация рабочих мест и компенсация работающим за работу в неблагоприятных условиях труда
28. Порядок проведения аттестации рабочих мест
29. Гигиеническая классификация условий труда
30. Компенсация работающим за работу в неблагоприятных условиях труда
31. Травматизм и профессиональные заболевания
32. Классификация несчастных случаев
33. Обязательное страхование работающих от несчастных случаев и профессиональных заболеваний
34. Расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний на предприятии
35. Обязанности работодателя при несчастном случае
36. Расследование несчастных случаев
37. Специальное расследование несчастных случаев
38. Расследование профессиональных заболеваний
39. Анализ и учет производственного травматизма и профзаболеваний
40. Метеорологические условия производственной среды и их влияние на работающих
41. Инфракрасное излучение и его воздействие на работающих
42. Нормирование и контроль параметров микроклимата производственных помещений
43. Мероприятия по оптимизации микроклимата
44. Отопление помещений и кондиционирование воздуха
45. Влияние цветосветового климата на безопасность труда
46. Естественное освещение, его нормирование и расчет
47. Искусственное освещение, его нормирование и расчет
48. Характеристика источников света и светильников
49. Классификация вредных веществ
50. Показатели опасности вредных веществ
51. Действие вредных веществ на организм человека
52. Промышленная пыль и ее воздействие на организм человека
53. Нормирование вредных веществ и методы их контроля
54. Мероприятия по обеспечению нормативных санитарно-гигиенических условий труда
55. Вентиляция производственных помещении.
56. Средства защиты работающих от воздействия вредных веществ
57. Коллективные и индивидуальные средства
58. Физические и физиологические характеристики шума и вибрации
59. Воздействие шума, вибрации и других колебаний на организм человека
60. Нормирование и контроль шума, вибрации, инфра- ультразвуков
61. Защита работающих от шума, вибрации, ультра инфразвуков
62. Статическое электричество и меры защиты
63. Характеристика электромагнитного излучения и методы защит
64. Нормирование и защита работающих от ультрафиолетового излучен
65. Защита от источников лазерного излучения
66. Комбинированное действие вредных факторов на организм человека
67. Требования безопасности к устройству зданий и помещений
68. Санитарно-бытовое обеспечение работающих
69. Категорирование производств и объектов по взрывоопасти
70. Безопасность технологических процессов
71. Безопасность производственного оборудования
72. Порядок расследований аварий и инцидентов
73. Действие электрического тока на организм человека
74. Факторы, определяющие опасность поражения электрическим током
75. Условия и основные причины поражения электрическим током
76. Оказание первой доврачебной помощи при поражении электрическим током
77. Безопасность эксплуатации электроустановок
78. Требования к персоналу, обслуживающему электроустановки
79. Классификация взрывоопасных и пожароопасных зон производственных помещений и наружных установок
80. Требования безопасности при проектировании, эксплуатации и установке стационарных сосудов, работающих под давлением
81. Безопасность эксплуатации баллонов с сжатыми, сжиженными и растворенными газами
82. Меры безопасности при эксплуатации газового хозяйства
83. Безопасность эксплуатации производственного транспорта, грузоподъемных машин и механизмов
84. Безопасность труда при проведении работ с повышенной опасностью
85. Требования безопасности при работе с видео дисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами
86. Требования к помещениям для эксплуатации ПЭВМ
87. Требования к организации рабочих мест
88. Организация режимов труда и отдыха при работе на ЭВМ
89. Общие сведения о горении и взрыве
90. Основные показатели пожаро – и взрывоопасности веществ и материалов
91. Основы профилактики взрывов и пожаров
92. Пожаро- и взрывобезопасность технологии и оборудования (активные способы защиты, пассивные способы защиты)
93. Категорирование помещений, зданий, наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности
94. Характеристика основных огнетушащих веществ
95. Пожарная безопасность при хранении веществ и материалов
96. Средства тушения пожаров и пожарная сигнализация
97. Способы и средства тушения пожара
98. Первичные средства тушения пожара
99. Автоматические стационарные системы пожаротушения
100. Первичные средства тушения пожаров
101. Противопожарное водоснабжение
102. Паспорт пожарной безопасности промышленного предприятия
103. Пожарная связь и сигнализация на предприятии
104. Организация пожарной охраны предприятия
105. Ответственность работников за противопожарное состояние объектов, его цехов, лабораторий, мастерских, складов и различных служб.
ЗАДАЧИ
1. Продавец магазина «Продтоваров» Каско А.С., транспортируя контейнер с товаром упала и ушибла ногу. Она обратилась к врачу и согласно заключению врача, через 2 часа приступила к работе. Оформляется ли этот несчастный случай актом формы Н-1?
2. Работник склада хозяйственных товаров ЧУП «Кооппромторга» Бобруйского райпо перед началом смены приводил в порядок рабочее место. При укладке товара на стеллаж получил травму - вывих правой руки. Подлежит ли этот несчастный случай расследованию и учету?
3. Во время рабочей смены директор магазина «Дары природы» Сидорович Л.Н. отправилась на общественном транспорте в Правление Бобруйского райпо по производственным вопросам. По пути следования она попала в дорожно-транспортное происшествие, из-за чего получила сотрясение головного мозга. Расследуется и учитывается ли этот несчастный случай?
4. Председатель правления Бобруйского райпо направил товароведа Иванову И.С. на Минскую универсальную базу для закупки партии товара. При загрузке контейнера Иванова И.С. получила травму - вывих нижней конечности. Назовите порядок расследования и учета несчастного случая.
5. Продавец магазина «Хозяйственные товары» Петрович Н.А. во время обеденного перерыва решила пообедать в кофе, которое расположено через дорогу. Возвращаясь на рабочее место, Петрович Н.А. попадает в дорожно-транспортное происшествие, из-за чего получает травму (перелом левой руки и сотрясение мозга). Подлежит ли этот несчастный случай расследованию и учету? Если да, то каков порядок его расследования?
6. С продавцом секции «Одежда» Бобруйского универмага Гиль О.Н. произошел сердечный приступ во время рабочей смены. Гиль О.Н. была доставлена в больницу, где пролежала 30 дней. Оформляется ли этот несчастный случай актом формы Н-1?
7. На складе - холодильнике ЧУП «Коопзаготпром» Бобруйского райпо 16 августа произошла утечка аммиака в камере хранения мяса. В это время рабочий склада-холодильника Фоменко В.А. находился в камере хранения и осуществлял подготовку мяса к отпуску в розничную торговую сеть. Спустя неделю Фоменко В.А. почувствовал недомогание и обратился в поликлинику, где ему был выдан лист нетрудоспособности сроком на 5 дней. В это же время он подал заявление директору ЧУП « Коопзаготторга» Бобруйского райпо о составлении акта формы Н-1. По истечении 1,5 месяцев с момента подачи заявления Фоменко В.А. никакого расследования не проводилось. Объясните сложившуюся ситуацию. Правомерны ли действия администрации?
8. Группа учащихся Бобруйского государственного аграрно-экономического колледжа была направлена для прохождения производственной практики в СПК «Бобруйский». Один из учащихся при отборе для отпуска снимал с верхней полки стеллажа коробку с товаром и упал с лестницы. В результате этого он получил травму - перелом верхней трети правой голени. Каков порядок расследования и учета?
9. ЧУП «Кооппромторг» Бобруйского райпо произошел несчастный случай с рабочим склада Кухто СВ. во время работы Кухто С.В., снимая ящик с кондитерскими изделиями, уронил его, в результате чего получил перелом ноги. Спустя неделю он обратился к директору ЧУП «Кооппромторг» Бобруйского райпо за актом формы Н-1. Тот отказал в составлении такого акта. Правомерны ли действия нанимателя и кто должен (компетентен) решить этот спор?
10. На мясокомбинате г. Бобруйска в котельной из-за неисправности измерительных приборов (манометров) произошел взрыв парового котла. При этом пострадало пятеро рабочих. Машинист котельной установки Жудро В.П. погиб. Назовите порядок расследования и учета несчастного случая. Какая комиссия должна быть создана для выяснения причин аварии?
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ЗАДАЧ 1-10
Изучите Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 30 от 15.01.2004 г
ЗАДАЧ 11-20
На основании данных представленных в таблице 1, рассчитайте кратность воздухообмена в помещениях торговых предприятий.
Таблица 1.
Наименование помещений | ВАРИАНТЫ | |||||||||
Объем обмениваемого воздуха (W), м3/час | ||||||||||
1.Склад тканей | ||||||||||
2.Склад швейных изделий | ||||||||||
3.Магазин «Промтовары» | ||||||||||
4.Магазин «Промтовары» | ||||||||||
Объем помещения (V), м3 | ||||||||||
1.Склад тканей | ||||||||||
2.Склад швейных изделий | ||||||||||
3.Магазин «Промтовары» | ||||||||||
4.Магазин «Промтовары» |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ЗАДАЧ 10-20
Нормы согласно строительных норм и правил (СНиП):
Вентиляция в помещениях склада приточно-вытяжная с однократным обменом воздуха (т.е. 1 раз в час).
Вентиляция в магазинах приточно-вытяжная с двухкратным обменом воздуха (т.е. 2 раза в час).
Кратность воздухообмена (К) определяется по формуле:
К = W / V, где
W – объем обмениваемого воздуха за 1 час, м3/час;
V – объем помещения, м3.