Ранжирование новых технологий в соответствии с заданным набором социально-экономических критериев

Критерии оценки по десятибалльной системе Новые технологии
Многообразие новых видов продукции и услуг
Уменьшение затрат или совершенствование существующих процессов, услуг и выпускаемых продуктов
Восприятие в обществе
Интерес частного сектора промышленности
Использование в различных секторах экономики
Влияние на занятость в 90-е годы
Примечание: 1 – информационные технологии; 2 – биотехнологии; 3 – технологии, основанные на использовании новых материалов; 4 – космические технологии; 5 – ядерные технологии.

Западноевропейские государства в данной области продолжают дорогостоящую гонку за лидером, рассчитывая на большой рынок Объединенной Европы и работая по совместным программам и каждое в отдельности с учетом специфики спроса на продукцию производственного, военного и потребительского назначения.

В Японии развитие информационно-индустриального комплекса рассматривается как важнейший источник экономического роста. Предусматривается повышение его доли в ВНП с 6,5% в 1984 г. до 20% к 2000 г. главным образом на основе роста экспорта. Уже сейчас Япония занимает ведущие позиции по экспорту микроэлектронных компонентов и электронной потребительской техники. Для Японии сдерживающим фактором дальнейшего наращивания экспорта ЭВМ является доминирование США на рынках компьютерных услуг, поэтому стратегический выбор Японии в перспективе связан с развитием именно этого направления. Такой выбор поддерживается высоким уровнем научных исследований (10 ведущих фирм страны вкладывают в НИОКР в данной области сумму, равную затратам 100 ведущих компаний США на те же цели). Указанная концентрация ресурсов, по мнению экспертов, практически гарантирует Японии ведущие позиции по основным новейшим направлениям развития данного комплекса.

В последние десятилетия XX в. обострилась конкурентная борьба в области техники и технологии получения изображений высокой четкости, первые образцы которых опробованы в США, Японии, Франции и Великобритании. Прорыв в этом направлении означал бы формирование нового потребительского рынка теле- и видеоаппаратуры, медицинского оборудования с мониторами, позволяющими следить за реальными процессами в организме человека, инженерных систем для конструкторов и проектировщиков, работающих с объектами высокой сложности, военных систем электронного слежения и т.д. Производство массовой стандартной продукции даст серьезный толчок развитию микроэлектроники – поставщика основных структурных компонентов, в чем очень заинтересованы США и страны Западной Европы. Впереди острая борьба за расширение рынков сбыта, обеспечивающих экономически эффективные масштабы производства.

Еще один перспективный рынок для новых видов информационных технических устройств и технологий – проведение комплексной автоматизации предприятий, охватывающей как производственный цикл, так и систему делопроизводства, связи с поставщиками и потребителями готовой продукции. Несмотря на большие инвестиции, реализованные в материальном производстве с этой целью (в США до 40% инвестиций в основной капитал в 80-е годы), уровень и темпы комплексной автоматизации в настоящее время оказались существенно ниже, чем это предполагалось по прогнозным оценкам прошлого десятилетия. Реальную сложность и стоимость перестройки на новой технико-технологической базе структуры управления производством, сбытом, переподготовки кадров, изменения системы стандартов специалисты недооценили. В настоящее время можно говорить лишь о создании отдельных анклавов комплексной автоматизации в ряде отраслей – автомобильной, нефтеперерабатывающей, авиационно-космической промышленности. Однако медленный, но неуклонный процесс развития сетевых информационных структур, завершение процессов внутренней компьютеризации в фирмах крупного и мелкого бизнеса уже в начале следующего века могут привести к лавинообразной автоматизации в хозяйстве развитых стран.

В более отдаленной перспективе наибольшие результаты и достижения информатики будут связаны с разработкой техники и технологии искусственного интеллекта для здравоохранения, образования и социального обеспечения. Тем самым еще раз подтверждается точка зрения, согласно которой первое десятилетие XXI в. пройдет под знаком информатизации всех сфер общественной деятельности. Очевидно значение этого вывода для России. При определении приоритетов государственной научной политики, выборе государственных научно-технических программ, финансируемых из бюджета, углублении процессов конверсии необходимо понимать, что ставка именно на информационные технологии даст, даже при прочих равных условиях, гораздо больший выигрыш, чем любая другая технология, со всех точек зрения – чисто технической, экономической, социальной и даже политической.



Наши рекомендации