Экономическая среда предприятия.

Экономическая среда предприятия – это среда обитания предприятия, которая представлена на схеме 1.

Схема 1.

         

Экономическая среда предприятия. - student2.ru Экономическая среда предприятия. - student2.ru Экономическая среда предприятия. - student2.ru Экономическая среда предприятия. - student2.ru Экономическая среда предприятия. - student2.ru Экономическая среда предприятия. - student2.ru Экономическая среда предприятия. - student2.ru

предприятие

Экономическая среда предприятия. - student2.ru Экономическая среда предприятия. - student2.ru Экономическая среда предприятия. - student2.ru Экономическая среда предприятия. - student2.ru

     

Верхние элементы (1-6) – это элементы внешней среды предприятия.

Нижние элементы – это элементы внутренней среды предприятия.

1. Элемент устойчивого развития;

2. Элемент технического развития;

3. Политические факторы;

4. Социальные факторы;

5. Международные факторы;

6. Государство;

7. Потребители;

8. Поставщики;

9. Конкуренты;

10. Профсоюзы.

Все факторы взаимосвязаны и весьма подвижны, в какой – то степени

неопределенные. Взаимосвязь факторов – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие. Рассмотрение фактора не может производиться изолированно, а только во взаимодействии с другими и с учетом динамики.

Подвижность экономической среды – это скорость, с которой происходит изменение в окружении организации. Исследователи утверждают, что объем изменения огромен, но в различных секторах экономической среды объем различен.

Неопределенность – это функция, зависящая от количества информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора экономической среды.

Все факторы экономической среды можно классифицировать на факторы прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия относятся поставщики, потребители, конкуренты и профсоюзы.

К косвенному воздействию – государство, элементы технического развития, элементы устойчивого развития, политические, социальные, международные факторы.

Потребители определяют для предприятия какие товары, продукция и услуги для них предпочтительнее, т.е. предприятие косвенно преследует цель создания, так называемого, своего потребителя, так как от этого зависит его выживание на рынке, т.е. его реализация товаров, услуг и продукции.

Поставщики – это предприятия и отдельные предприниматели, принимающие участие в процессе материально-технической деятельности предприятия. Выбор поставщиков определяется ценами на их продукцию, ее качеством, местом расположения поставщика, а также договорными условиями.

Конкуренты – это факторы экономической среды, с которыми приходится бороться предприятию за потребителя, за завоевание более прочных позиций на рынке. Чтобы обеспечить свое существование, необходимо серьезно изучать стратегию конкурентов в отношении производства товаров, а также механизм ценообразования, системы их распределения.

Профсоюзы – они работают в сфере улучшения условий труда, повышения зарплаты, социальных гарантий работающих и безработных. Эти цели реализуются путем заключения договоров с администрацией на предприятии, тарифных соглашений, которые формируются на уровне страны, региона, отрасли.

Факторы косвенного воздействия. Факторы косвенного воздействия влияют столь же существенно, как и факторы прямого воздействия. Возможность охарактеризовать их, спрогнозировать их последствия для предприятия очень трудоемкая задача. Эти факторы не поддаются формальному описанию, требуют большого объема информации, которая порой не имеет однозначного толкования и трудно измерить количественно.

Факторы устойчивого развития (экономические). Основными являются экономический рост, уровень безработицы, инфляция.

Если в стране наблюдается рост средств производства и предметов потребления товаров и услуг, то это открывает огромные возможности для предприятия. При экономическом спаде в стране увеличиваются запасы нереализованной продукции. Иногда наблюдается спад, сокращается производство товаров и услуг, а также численности рабочих. Экономический рост в стране приводит к снижению безработицы, к использованию высококвалифицированных работников. Оказывает негативное влияние на его рост, повышает спрос на товары и услуги, что необходимо учитывать предприятию.

Технические факторы оказывают большое влияние на экономику предприятия, т.к. этот фактор в значительной степени мобильный, он имеет тенденцию к изменению, совершенствованию, которая позволяет предприятию успешно функционировать на рынке. Под влиянием научных прогнозов происходит качественное изменение материально-технической базы производства. Эти факторы приводят к росту производительности труда, снижению себестоимости, повышению качества продукции.

Международные факторы. Экономические отношения между странами оказывают влияние на деятельность предприятия. Формы сотрудничества могут быть различными – это международная торговля товарами и услугами, межстрановая кооперация производства, обмен в области науки и техники, движение капиталов, зарубежные инвестиции, миграция рабочей силы, валютно-кредитные отношения.

Политические факторы. Определяют политическую обстановку и степень стабильности общества. Нестабильность политической ситуации оказывает влияние на функционирование федеральных законодательных органов в отношении деятельности предприятия.

Наши рекомендации