Маржинальная революция: «герои» и «предтечи». Австрийская и лозанская школы

Начало 70-х годов XIX века в политической экономии характеризу­ется решительным отказом от трудовой теории стоимости как общей кон­цептуальной основы системного объяснения фактов и тенденций экономиче­ской жизни. Ее место занимает концепция субъективной предельной полезно­сти. Переход официальной политической экономии на субъективно-психологическую парадигму получил название «маржинальной револю­ции)). Ее совершили австриец Карл Менгер, англичанин Уильям Джевонс (1835—1882 гг.) и француз Леон Вальрас. Независимо друг от друга и почти одновременно они создают работы, в которых цена определяется через





субъективную полезность последней, или предельной (отсюда и названиемаржинализм — от фр. «маржиналь» (предельный)), единицы блага в запасе у изолированного индивида.

Отрицая наличие у меновой стоимости объективной меры (рабочего времени), маржиналисты унаследовали другие методологические позиции классической школы: трактовку капитализма как естественного типа хозяй­ства; рассмотрение конкуренции как идеально совершенного механизма, обеспечивающего как частное, так и общее равновесие в экономике; наделе­ние хозяйственного поведения человека исключительным рационализмом. Новым методологическим пунктом в маржинализме стало утверждение по­ложения об ограниченности (редкости) благ как исходного (системообра­зующего) положения политической экономии. Другой отличительной мето­дологической чертой маржинализма является его стремление рассматри­вать экономические процессы через призму задач математического экстре­мума. Однако политэкономическое содержание маржинализма не определя­ется фактом его математической формы. Оно представлено в егосубъек­тивно-психологическойпарадигме. Решение же задач экономического оп­тимума (в математическом смысле) вполне согласуется с трудовой теорией стоимости, но, в свою очередь, предельный анализ не может претендовать на объяснение своих исходных политэкономических понятий (цены, факто-риальных доходов, издержек и т.д.).

Вопрос о причинах возникновения маржинальной революции и еетриумфальной победы в официальной политэкономии трактуется в настоя­щее время неоднозначно. Если в советское время господствовала точка зре­ния, согласно которой маржинализм возник как реакция буржуазной эко­номической мысли на «Капитал» К. Маркса, то в настоящее время наби­рает силу мнение о его независимом от теории Маркса происхождении,обусловленном необходимостью преодоления односторонности классической школы, якобы игнорировавшей роль полезности и спроса в трактовке приро­ды цены. Заметим, что у «героев» «маржинальной революции» были предше­ственники, предвосхитившие основные концептуальные положения маржи­нализма. Иоган Тюнен (1783—1850 гг.) («Изолированное государство» (1826)) заложил основы понятий предельной производительности и предель­ных издержек применительно к определению естественной цены товаров. Антуан Кур но (1801—1877 гг.) («Исследование математических принципов в теории богатства» (1838)) впервые представил спрос и предложение в виде непрерывной функции от цены товара и создал функционально-математическую модель отраслевого рынка применительно к условиям чис­той конкуренции, дуополии и чистой монополии, установив при этом условие максимизации прибыли для фирмы: равенство предельных издержек пре­дельному доходу. Герман Госсен (1810—1858 гг.) («Развитие законов обще­ственной жизни и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности» (1854)) сформулировал закон убывания предельной полезности и условие




I

оптимального распределения дохода индивидом. Однако новации этих уче­ных не были признаны современниками. Следовательно, основная причина«маржинальной революции» заключается не в новизне и научной продуктив­ности идей Менгера, Джевонса и Вальраса, ав том, почему они были вос­приняты«на ура» в университетах. И здесь «неприязнь» к теории Маркса и к ее разворачивающемуся проникновению в массовое социалистическое ра­бочее движение сыграли решающую роль.

Австрийская школа маржинализма сложилась в 70—80-е годы XIX в. усилиями Карла Менгера (1840—1921 гг.), Евгения Бем-Баверка (1851—1919 гг.) и Фридриха Фон Визера (1851—1926 гг.). Основоположни­ком и генератором ключевых положений школы был К. Менгер. Именно он заложил основы субъективной теории ценности экономических (хозяйствен­ных) благ, капитала и процента. Для методологии Менгера характерны: 1) примат логического метода над историко-описательным; 2) крайний субъ­ективизм в трактовке основных явлений экономической жизни; 3) признание каузального подхода основным в теоретическом исследовании; 4) реальное исключение производства из предмета политической экономии; 5) стремле­ние уйти от анализа социально-классового содержания хозяйственной жизни, перемещая предмет политэкономии в сферу взаимоотношений изолирован­ного индивида с запасом принадлежащих ему благ; 6) статичность исследуе­мых экономических ситуаций

Наиболее полно его политэкономичсские взгляды представлены в книге «Основания политической экономии» (1871). В схематическом виде они сводятся к следующим моментам. Менгер разворачивает «цепь» эконо­мических абстракций через разработку классификации видов благ. Он под­черкивает, что для человека блага являются таковыми лишь как средства удовлетворения его потребностей. Это положение верно, но не ново. Новиз­на проявляется в его трактовке природы полезности блага (как субъектив­ного удовлетворения, которое испытывает человек при его потреблении). Экономическую ценность блага приобретают в силу своей редкости (огра­ниченности). При этом факт редкости благ рассматривается как положе­ние, не подлежащее объяснению. Меновую ценность для человека приобре­тают только те экономические блага, которые он решает обменять на другие экономические блага.

Далее Менгер решает проблему происхождения экономических благ (или в рациональном смысле — их производства), стремясь избежать при этом исследования производства в его рациональном содержании. По егомнению, существуют прямой и окольные способы удовлетворения потребно­сти в экономических благах. В первом случае человек непосредственно по­лучает блага низшего порядка (в рациональном смысле — потребительскиеблага), а во втором случае удовлетворение потребностей связано с наличием периода ожидания и использованием благ высшего порядка (благ, позво­ляющихв будущем увеличить количество благ низшего порядка, а в

рациональном смысле — средств производства). Окольный способ удовле­творения потребностей в развитом виде предполагает комплементарное (взаимо-дополняемос) применение благ высшего порядка. Менгер не стре­мился дать четкое изложение механизма создания доходов основных классов современного общества, ограничиваясь туманными ссылками на то, что окольный способ удовлетворения потребностей дает основание и возмож­ность их получения.

Установление величины меновой ценности благ у Менгера предпо­лагает отношение изолированного человека к запасу благ. Определяющимздесь также выступает субъективное представление о величине полезности единицы блага. Независимо от Г. Госсена Менгер приходит к выводу, что она зависит от степени насущности блага для поддержания жизни и величины его запаса (степени редкости). Рациональный человек обменивает наименее полезную единицу блага, а таковой для него является последняя, или пре­дельная, единица блага. Цена же есть не что иное, как денежная оценка субъективной полезности последнего блага, или, как позднее назвал Ф. Ви-зер, предельной полезности. Менгер особо подчеркивал, что цена определя­ется предельной полезностью, но сама цена не влияет на величину пре­дельной полезности.

Несмотря на простоту и кажущуюся очевидность (для непосвящен­ных), «модель» цены по предельной полезности весьма уязвима в логическом и содержательно-экономическом отношениях. Во-первых, вызывает сомне­ние правомерность исходной абстракции — изолированный человек. «От при-роды» изолированный человек — животное и даже в таком природно-биологическом качестве в одиночку выжить не может. Изолированность — случайное, экстремальное положение для человека, тогда как существование в обществе себе подобных — закон человеческой природы. Потребности, на­выкитруда (как специфически человеческого способа их удовлетворения), сам процесс труда, язык, наконец, мышление — все, что, собственно, выделя­ет человека из мира животных, — имеют общественный характер. Во-вторых, человек здесь рассматривается как существо, находящееся вне про­изводства. Он не создает, а оценивает имеющийся запаспродуктов. Приэтом, по сути, предполагается ситуация натурального хозяйства, когда ос­новная часть продуктов потреблялась самими производителями и лишь малая их часть случайно обменивалась на продукты других производителей. Со­мнительно,что при этом могут существовать деньги и цены. Напротив, де­нежная экономика предполагает развитое разделение труда, в рамках кото­рого для обмена производится основная часть продуктов, становящихся всилу этого для их собственников товарами. В этих условиях свободная кон­куренция превращает трудовую эквивалентность обмена в закон существо­вания товаропроизводителей. В-третьих, «предельная полезность» не имеет собственной качественной и количественной определенности и поэтомуотносится к классу иррациональных представлений (типа «бог», «черт».

«нечистая сила»). Не случайно, что все попытки выявления ее собственной количественной определенности и меры окончились полной неудачей. У Менгера мерой предельной полезности благ являются деньги, которые ис­пользуютсяздесь, в сущности не как мера (ибо средство измерения должно обладать тем же качеством, что и объект измерения), а как средство нарица­тельной (не имеющей рационального обоснования) оценки.В результате по­лучаем ситуацию порочного логического круга: благо имеет ценность два талера, поскольку его предельная полезность равна (почему?!) двум тапе­рам. Правда, можно предположить, что предельную полезность имеют и деньги. И тогда на первый взгляд получается, что искомое общее качество существует. Однако, «предельная полезность денег» характеризуется покупа­тельной способностью «последней денежной единицы дохода» и, следова­тельно, зависит от... уровня цен. «Порочный логический круг» опять замыка­ется. В-четвертых, очевидно, что у «изолированных субъектов» величины запаса данного блага (например, зерна) будут неодинаковы и соответствен­но величины предельной полезности единицы блага (мешка зерна) у них бу­дутразными. В таком случае на рынке идентичный мешок зерна у разных продавцов будет иметь разную цену. А это противоречит предполагаемой Менгером свободной конкуренции, для которой характерны не дифференциа­ция, а выравнивание цены идентичного товара.

Евгений (Ойген) Бем-Баверк («Основы ценности хозяйственных благ» (1886), «Капитал и прибыль» (1884), «Позитивная теория капитала» (1889)) развивает идеи К. Менгера относительно формирования цены и дохо­дов, в некоторой степени смягчая крайности индивидуально-субъективного определения цены своего учителя. Бем-Баверк считал, что субъективные це­ны продавцов и покупателей выравниваются в процессе их конкуренции. Ры­ночная цена устанавливается в пределах «коридора» цен, определяемых пре­дельной торговой парой (продавцом, устанавливающим наименьшую цену, и покупателем, способным оплатить наибольшую цену). Бем-Баверка интере­сует величина предельной полезности денег. Однако трактовка последнейсодержит в себе логику «порочного круга» (см. выше). В его определении капитал предстает как окольный способ использования благ, предполагаю­щийотсрочку момента удовлетворения личных потребностей. Существова­ние этого временного лага Бем-Баверк считает ключевым моментом в обра­зовании капитала и процента. Последний (процент) становится у него «ро­довым» определением дохода от капитала и трактуется как вечная форма до­хода тех людей, которые оказываются способными понять выгоду окольного способа использования благ (капитала) и решиться на него. Процент же в таком случае является компенсацией падающей во времени субъектив­ной полезности благ низшего порядка, поскольку, по мнению Бем-Баверка, человек склонен более высоко оценивать одно и то же благо в настоящем, чем в будущем. Без ожидания соответствующей компенсации убывающей





субъективной полезности он не будет применять окольный способ получения благ (капитал). Это объяснение процента представляется ему не только впол­не исчерпывающим, но и превосходящим по логичности и содержательности теорию капитала К. Маркса.

Фридрих фон Визер отличался от своих коллег по школе наиболее ясным и систематизированным изложением субъективной теории ценности, цены, капитала и процента. Кроме того, в своей основной работе «Теория общественного хозяйства» (1914) он предпринял попытку соединить эту теорию с факториальной трактовкой производства, по-своему решив трудный для объяснения в рамках субъективного подхода вопрос о механизме уста­новления цен на блага высшего порядка (капитальные блага). Трудность здесь заключается в том, что человек не в состоянии определить «полез­ность» средств производства, поскольку они не входят в круг его личного потребления. Объяснение механизма установления цен на «блага высшего порядка» Ф. Физером вошло в последующую политэкономию как «закон Визера». Согласно этому закону цена капитального блага определяется це­ной предельного потребительского блага (того вида потребительского блага,производимого при участии данного капитального блага, которое имеет наи­меньшую цену). Цена же предельного потребительского блага устанавливает­ся согласно его предельной полезности. Физеру принадлежит идея альтерна­тивной природы полезности (издержек): ценность блага определяется не только его предельной полезностью, но и полезностью тех благ, от приоб­ретения которых мы отказываемся, приобретая данное благо.

Оценивая современное значение австрийской школы следует иметь в виду, что идеи ее представителей существуют в качестве важнейших методо­логических и концептуальных основ «Экономикс».

Лозанская школа представлена трудами Леона Вальраса (1834—1910 гг.) и Вильфредо Парето (1842—1923 гг.). Методологической особенностью и признаком этой школы является изучение проблемы общего равновесия в экономике и применение для этого математического модели­рования. Л. Вальрас в книге «Элементы чистой политической экономии» (1874) представил экономику в виде двух взаимодействующих рынков: рын­ка факториальных услуг (с заработной платой, процентом и рентой как их ценами) и рынка потребительских благ, цены которых определяются их пре­дельными полезностями (при условии постоянной величины запасов этих благ). Вывод, к которому он приходит, заключается в том, что при условии чистой конкуренции одновременно на обоих рынках формируется взаимо­увязанная система цен, обеспечивающая равновесие на каждом из этих рынков. Развернутая математическая модель общего равновесия представляет собой систему линейных уравнений, в которых цены потребительских благ выражены через цены факториальных услуг (издержки). С математической точки зрения, данная система уравнений в принципе имеет однозначное ре­шение, т.к., представив «цену» денег как единицу, Вальрас получил матрицу,

I

состоящую из п уравнений при п-1 числе неизвестных (цен потребительских благ). Модель общего равновесия Вальраса подвергалась серьезной критике за ряд нереальных предпосылок, очевидных для думающего читателя. Вме­сте с тем нельзя отрицать того, что она стала важнейшим этапом в осмыс­лении природы общего рыночного равновесия в рамках маржинализма и по­ложила начало математического направления в маржинализме.

Идеи Вальраса развивал Вильфредо Парето. В «Курсе политиче­ской экономии» (1906) он перешел к исследованию исключительно функцио­нальных (в противовес причинно-следственным) зависимостей в экономике. Сосредоточив свое внимание на математическом моделировании потреби­тельского поведения человека при ограниченности его денежного дохода и заданных ценах потребительских благ, он стал основоположником совре­менной теории потребительского поведения. В теории общего равновесияего имя связано с установлением критерия перехода к более эффективному состоянию равновесной экономики («оптимум Парето» или «Парето-эффективность»). Его суть заключается в том, что экономический прогресс достигается лишь при условии, когда при увеличении богатства у одних лю­дей не происходит уменьшения богатства хотя бы одного человека.

Наши рекомендации