Маржинальная революция: «герои» и «предтечи». Австрийская и лозанская школы
Начало 70-х годов XIX века в политической экономии характеризуется решительным отказом от трудовой теории стоимости как общей концептуальной основы системного объяснения фактов и тенденций экономической жизни. Ее место занимает концепция субъективной предельной полезности. Переход официальной политической экономии на субъективно-психологическую парадигму получил название «маржинальной революции)). Ее совершили австриец Карл Менгер, англичанин Уильям Джевонс (1835—1882 гг.) и француз Леон Вальрас. Независимо друг от друга и почти одновременно они создают работы, в которых цена определяется через
субъективную полезность последней, или предельной (отсюда и названиемаржинализм — от фр. «маржиналь» (предельный)), единицы блага в запасе у изолированного индивида.
Отрицая наличие у меновой стоимости объективной меры (рабочего времени), маржиналисты унаследовали другие методологические позиции классической школы: трактовку капитализма как естественного типа хозяйства; рассмотрение конкуренции как идеально совершенного механизма, обеспечивающего как частное, так и общее равновесие в экономике; наделение хозяйственного поведения человека исключительным рационализмом. Новым методологическим пунктом в маржинализме стало утверждение положения об ограниченности (редкости) благ как исходного (системообразующего) положения политической экономии. Другой отличительной методологической чертой маржинализма является его стремление рассматривать экономические процессы через призму задач математического экстремума. Однако политэкономическое содержание маржинализма не определяется фактом его математической формы. Оно представлено в егосубъективно-психологическойпарадигме. Решение же задач экономического оптимума (в математическом смысле) вполне согласуется с трудовой теорией стоимости, но, в свою очередь, предельный анализ не может претендовать на объяснение своих исходных политэкономических понятий (цены, факто-риальных доходов, издержек и т.д.).
Вопрос о причинах возникновения маржинальной революции и еетриумфальной победы в официальной политэкономии трактуется в настоящее время неоднозначно. Если в советское время господствовала точка зрения, согласно которой маржинализм возник как реакция буржуазной экономической мысли на «Капитал» К. Маркса, то в настоящее время набирает силу мнение о его независимом от теории Маркса происхождении,обусловленном необходимостью преодоления односторонности классической школы, якобы игнорировавшей роль полезности и спроса в трактовке природы цены. Заметим, что у «героев» «маржинальной революции» были предшественники, предвосхитившие основные концептуальные положения маржинализма. Иоган Тюнен (1783—1850 гг.) («Изолированное государство» (1826)) заложил основы понятий предельной производительности и предельных издержек применительно к определению естественной цены товаров. Антуан Кур но (1801—1877 гг.) («Исследование математических принципов в теории богатства» (1838)) впервые представил спрос и предложение в виде непрерывной функции от цены товара и создал функционально-математическую модель отраслевого рынка применительно к условиям чистой конкуренции, дуополии и чистой монополии, установив при этом условие максимизации прибыли для фирмы: равенство предельных издержек предельному доходу. Герман Госсен (1810—1858 гг.) («Развитие законов общественной жизни и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности» (1854)) сформулировал закон убывания предельной полезности и условие
I
оптимального распределения дохода индивидом. Однако новации этих ученых не были признаны современниками. Следовательно, основная причина«маржинальной революции» заключается не в новизне и научной продуктивности идей Менгера, Джевонса и Вальраса, ав том, почему они были восприняты«на ура» в университетах. И здесь «неприязнь» к теории Маркса и к ее разворачивающемуся проникновению в массовое социалистическое рабочее движение сыграли решающую роль.
Австрийская школа маржинализма сложилась в 70—80-е годы XIX в. усилиями Карла Менгера (1840—1921 гг.), Евгения Бем-Баверка (1851—1919 гг.) и Фридриха Фон Визера (1851—1926 гг.). Основоположником и генератором ключевых положений школы был К. Менгер. Именно он заложил основы субъективной теории ценности экономических (хозяйственных) благ, капитала и процента. Для методологии Менгера характерны: 1) примат логического метода над историко-описательным; 2) крайний субъективизм в трактовке основных явлений экономической жизни; 3) признание каузального подхода основным в теоретическом исследовании; 4) реальное исключение производства из предмета политической экономии; 5) стремление уйти от анализа социально-классового содержания хозяйственной жизни, перемещая предмет политэкономии в сферу взаимоотношений изолированного индивида с запасом принадлежащих ему благ; 6) статичность исследуемых экономических ситуаций
Наиболее полно его политэкономичсские взгляды представлены в книге «Основания политической экономии» (1871). В схематическом виде они сводятся к следующим моментам. Менгер разворачивает «цепь» экономических абстракций через разработку классификации видов благ. Он подчеркивает, что для человека блага являются таковыми лишь как средства удовлетворения его потребностей. Это положение верно, но не ново. Новизна проявляется в его трактовке природы полезности блага (как субъективного удовлетворения, которое испытывает человек при его потреблении). Экономическую ценность блага приобретают в силу своей редкости (ограниченности). При этом факт редкости благ рассматривается как положение, не подлежащее объяснению. Меновую ценность для человека приобретают только те экономические блага, которые он решает обменять на другие экономические блага.
Далее Менгер решает проблему происхождения экономических благ (или в рациональном смысле — их производства), стремясь избежать при этом исследования производства в его рациональном содержании. По егомнению, существуют прямой и окольные способы удовлетворения потребности в экономических благах. В первом случае человек непосредственно получает блага низшего порядка (в рациональном смысле — потребительскиеблага), а во втором случае удовлетворение потребностей связано с наличием периода ожидания и использованием благ высшего порядка (благ, позволяющихв будущем увеличить количество благ низшего порядка, а в
рациональном смысле — средств производства). Окольный способ удовлетворения потребностей в развитом виде предполагает комплементарное (взаимо-дополняемос) применение благ высшего порядка. Менгер не стремился дать четкое изложение механизма создания доходов основных классов современного общества, ограничиваясь туманными ссылками на то, что окольный способ удовлетворения потребностей дает основание и возможность их получения.
Установление величины меновой ценности благ у Менгера предполагает отношение изолированного человека к запасу благ. Определяющимздесь также выступает субъективное представление о величине полезности единицы блага. Независимо от Г. Госсена Менгер приходит к выводу, что она зависит от степени насущности блага для поддержания жизни и величины его запаса (степени редкости). Рациональный человек обменивает наименее полезную единицу блага, а таковой для него является последняя, или предельная, единица блага. Цена же есть не что иное, как денежная оценка субъективной полезности последнего блага, или, как позднее назвал Ф. Ви-зер, предельной полезности. Менгер особо подчеркивал, что цена определяется предельной полезностью, но сама цена не влияет на величину предельной полезности.
Несмотря на простоту и кажущуюся очевидность (для непосвященных), «модель» цены по предельной полезности весьма уязвима в логическом и содержательно-экономическом отношениях. Во-первых, вызывает сомнение правомерность исходной абстракции — изолированный человек. «От при-роды» изолированный человек — животное и даже в таком природно-биологическом качестве в одиночку выжить не может. Изолированность — случайное, экстремальное положение для человека, тогда как существование в обществе себе подобных — закон человеческой природы. Потребности, навыкитруда (как специфически человеческого способа их удовлетворения), сам процесс труда, язык, наконец, мышление — все, что, собственно, выделяет человека из мира животных, — имеют общественный характер. Во-вторых, человек здесь рассматривается как существо, находящееся вне производства. Он не создает, а оценивает имеющийся запаспродуктов. Приэтом, по сути, предполагается ситуация натурального хозяйства, когда основная часть продуктов потреблялась самими производителями и лишь малая их часть случайно обменивалась на продукты других производителей. Сомнительно,что при этом могут существовать деньги и цены. Напротив, денежная экономика предполагает развитое разделение труда, в рамках которого для обмена производится основная часть продуктов, становящихся всилу этого для их собственников товарами. В этих условиях свободная конкуренция превращает трудовую эквивалентность обмена в закон существования товаропроизводителей. В-третьих, «предельная полезность» не имеет собственной качественной и количественной определенности и поэтомуотносится к классу иррациональных представлений (типа «бог», «черт».
«нечистая сила»). Не случайно, что все попытки выявления ее собственной количественной определенности и меры окончились полной неудачей. У Менгера мерой предельной полезности благ являются деньги, которые используютсяздесь, в сущности не как мера (ибо средство измерения должно обладать тем же качеством, что и объект измерения), а как средство нарицательной (не имеющей рационального обоснования) оценки.В результате получаем ситуацию порочного логического круга: благо имеет ценность два талера, поскольку его предельная полезность равна (почему?!) двум таперам. Правда, можно предположить, что предельную полезность имеют и деньги. И тогда на первый взгляд получается, что искомое общее качество существует. Однако, «предельная полезность денег» характеризуется покупательной способностью «последней денежной единицы дохода» и, следовательно, зависит от... уровня цен. «Порочный логический круг» опять замыкается. В-четвертых, очевидно, что у «изолированных субъектов» величины запаса данного блага (например, зерна) будут неодинаковы и соответственно величины предельной полезности единицы блага (мешка зерна) у них будутразными. В таком случае на рынке идентичный мешок зерна у разных продавцов будет иметь разную цену. А это противоречит предполагаемой Менгером свободной конкуренции, для которой характерны не дифференциация, а выравнивание цены идентичного товара.
Евгений (Ойген) Бем-Баверк («Основы ценности хозяйственных благ» (1886), «Капитал и прибыль» (1884), «Позитивная теория капитала» (1889)) развивает идеи К. Менгера относительно формирования цены и доходов, в некоторой степени смягчая крайности индивидуально-субъективного определения цены своего учителя. Бем-Баверк считал, что субъективные цены продавцов и покупателей выравниваются в процессе их конкуренции. Рыночная цена устанавливается в пределах «коридора» цен, определяемых предельной торговой парой (продавцом, устанавливающим наименьшую цену, и покупателем, способным оплатить наибольшую цену). Бем-Баверка интересует величина предельной полезности денег. Однако трактовка последнейсодержит в себе логику «порочного круга» (см. выше). В его определении капитал предстает как окольный способ использования благ, предполагающийотсрочку момента удовлетворения личных потребностей. Существование этого временного лага Бем-Баверк считает ключевым моментом в образовании капитала и процента. Последний (процент) становится у него «родовым» определением дохода от капитала и трактуется как вечная форма дохода тех людей, которые оказываются способными понять выгоду окольного способа использования благ (капитала) и решиться на него. Процент же в таком случае является компенсацией падающей во времени субъективной полезности благ низшего порядка, поскольку, по мнению Бем-Баверка, человек склонен более высоко оценивать одно и то же благо в настоящем, чем в будущем. Без ожидания соответствующей компенсации убывающей
субъективной полезности он не будет применять окольный способ получения благ (капитал). Это объяснение процента представляется ему не только вполне исчерпывающим, но и превосходящим по логичности и содержательности теорию капитала К. Маркса.
Фридрих фон Визер отличался от своих коллег по школе наиболее ясным и систематизированным изложением субъективной теории ценности, цены, капитала и процента. Кроме того, в своей основной работе «Теория общественного хозяйства» (1914) он предпринял попытку соединить эту теорию с факториальной трактовкой производства, по-своему решив трудный для объяснения в рамках субъективного подхода вопрос о механизме установления цен на блага высшего порядка (капитальные блага). Трудность здесь заключается в том, что человек не в состоянии определить «полезность» средств производства, поскольку они не входят в круг его личного потребления. Объяснение механизма установления цен на «блага высшего порядка» Ф. Физером вошло в последующую политэкономию как «закон Визера». Согласно этому закону цена капитального блага определяется ценой предельного потребительского блага (того вида потребительского блага,производимого при участии данного капитального блага, которое имеет наименьшую цену). Цена же предельного потребительского блага устанавливается согласно его предельной полезности. Физеру принадлежит идея альтернативной природы полезности (издержек): ценность блага определяется не только его предельной полезностью, но и полезностью тех благ, от приобретения которых мы отказываемся, приобретая данное благо.
Оценивая современное значение австрийской школы следует иметь в виду, что идеи ее представителей существуют в качестве важнейших методологических и концептуальных основ «Экономикс».
Лозанская школа представлена трудами Леона Вальраса (1834—1910 гг.) и Вильфредо Парето (1842—1923 гг.). Методологической особенностью и признаком этой школы является изучение проблемы общего равновесия в экономике и применение для этого математического моделирования. Л. Вальрас в книге «Элементы чистой политической экономии» (1874) представил экономику в виде двух взаимодействующих рынков: рынка факториальных услуг (с заработной платой, процентом и рентой как их ценами) и рынка потребительских благ, цены которых определяются их предельными полезностями (при условии постоянной величины запасов этих благ). Вывод, к которому он приходит, заключается в том, что при условии чистой конкуренции одновременно на обоих рынках формируется взаимоувязанная система цен, обеспечивающая равновесие на каждом из этих рынков. Развернутая математическая модель общего равновесия представляет собой систему линейных уравнений, в которых цены потребительских благ выражены через цены факториальных услуг (издержки). С математической точки зрения, данная система уравнений в принципе имеет однозначное решение, т.к., представив «цену» денег как единицу, Вальрас получил матрицу,
I
состоящую из п уравнений при п-1 числе неизвестных (цен потребительских благ). Модель общего равновесия Вальраса подвергалась серьезной критике за ряд нереальных предпосылок, очевидных для думающего читателя. Вместе с тем нельзя отрицать того, что она стала важнейшим этапом в осмыслении природы общего рыночного равновесия в рамках маржинализма и положила начало математического направления в маржинализме.
Идеи Вальраса развивал Вильфредо Парето. В «Курсе политической экономии» (1906) он перешел к исследованию исключительно функциональных (в противовес причинно-следственным) зависимостей в экономике. Сосредоточив свое внимание на математическом моделировании потребительского поведения человека при ограниченности его денежного дохода и заданных ценах потребительских благ, он стал основоположником современной теории потребительского поведения. В теории общего равновесияего имя связано с установлением критерия перехода к более эффективному состоянию равновесной экономики («оптимум Парето» или «Парето-эффективность»). Его суть заключается в том, что экономический прогресс достигается лишь при условии, когда при увеличении богатства у одних людей не происходит уменьшения богатства хотя бы одного человека.