Какие утверждения характеризуют взгляды Ж.Ж. Руссо на общественный договор?
а) возникновение государства и права – закономерный исторический процесс, продукт войн
б) государство создается на основе общественного договора для обеспечения прав граждан
в) причиной перехода к гражданскому обществу является зарождение частной собственности и нарушение гармонии человека с природой и окружающими людьми
г) нравственный облик народа, характер его законов и образ правления обусловлены географическими факторами
д) народ имеет право на революционный разрыв «общественного договора»
Кто создал теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную?
а) Дж. Локк б) Ш. Монтескье в) Ж.Ж. Руссо
27. Французские философы – просветители считали, что:
а) критерием прогресса является развитие науки, культуры, разума, просвещение народа
б) единство мира определяется не Божественным началом, а развитием человеческого разума
в) общество неуклонно движется по пути, ведущему к основанному на законе и разуме порядку
г) правильно все перечисленное выше
Какому французскому философу эпохи Просвещения принадлежат слова: «Из всех живых существ человек наиболее совершенен»?
а) Вольтеру б) Ж.Ж. Руссо в) Ш. Фурье
29. Французский просветитель XVIII в., защищавший в своем труде «О духе законов» конституционно-монархическую форму правления – это :
а) Вольтер б) Ш. Монтескье в) Ж.Ж. Руссо
30. Ш. Монтескье утверждал, что каждой форме правления соответствует ведущий принцип. Соотнесите формы правления и принципы:
1) республика 2) монархия 3) деспотия
а) честь
б) политическая добродетель
в) страх
31. Понятие «цивилизация» в XVIII в.:
а) соответствовало понятию «культура»
б) противопоставлялось «дикости» и «варварству» первобытных народов
в) обозначало все перечисленное выше
32. Шотландский экономист и философ XVIII в., автор «Исследования о природе и причинах богатства народов» и теории трудового общества – это:
а) Д. Рикардо б) Р. Оуэн в) А. Смит
33. Для благосостояния государства, по мысли А. Смита, нужны:
а) ограничение личной инициативы
б) мир
в) легкие налоги
г) вмешательство государства в экономику
д) терпимость в управлении
34. Государство должно участвовать в экономике, как считал А. Смит, для того, чтобы:
а) обеспечить права собственности и экономической свободы
б) создать конкурентную среду через налоги и законы
в) обеспечить развитие жизненно важных, но не выгодных для частных лиц области экономики (транспорт, образование, медицина и т.п.)
г) обеспечить все перечисленное выше
35. А. Смит считал, что каждый социальный класс имеет свой источник дохода. Соотнесите основные классы общества и источники их дохода:
а) наемные рабочие
б) капиталисты
в) крупные земельные
1) земельная рента
2) заработная плата
3) прибыль
По мысли А. Смита, частный интерес и общее благо обеспечивает «невидимая рука». Что понимал он под нею?
а) государственное регулирование
б) естественные рыночные механизмы
в) свободную конкуренцию
37. Богатство общества, по мысли А. Смита, создается:
а) плодородием земли и её продуктами
б) торговлей, получением денег
в) трудом работников
38. Производительным трудом А. Смит считал:
а) труд наемных рабочих
б) труд всех работников, занятых в производстве
в) труд наемных рабочих и крестьян
39. Соотнесите начало и завершение фраз, принадлежащих А. Смиту:
1) «первой ценой, первоначальным платежным средством, каким было заплачено за все вещи, был…»
2) «колесо обращения – это …»
3) общество возникает из …
а) … разделения труда»
б) … труд»
в) … деньги»
40. Основами экономического учения А. Смита являются:
а) свобода конкуренции
б) необходимость экономической и политической свободы
в) активное вмешательство государства в экономику
Ответы. Тема 2.ч.1
№ вопроса | Ответ |
1. | Б |
2. | Г |
3. | 1-в, 2-а, 3-б, 4-г |
4. | Б |
5. | Г |
6. | Б, В |
7. | В |
8. | Б |
9. | Б |
10. | А-3, б-4, в-1, г-2 |
11. | В |
Г | |
13. | В |
14. | А, В, Г |
15. | В |
16. | Платон-1,2,4,7; Аристотель – 3,5,6,7,8. |
17. | А, В |
18. | В |
19. | В |
20. | Б |
21. | В |
22. | В |
23. | Т. Гоббс – 2,3,5,8; Дж. Локк – 1,4,6,7. |
24. | Б |
25. | Б, В, Д |
26. | Б |
27. | Г |
28. | А |
29. | Б |
30. | 1-б, 2-а, 3-в |
31. | В |
32. | В |
33. | Б, В, Д |
34. | Г |
35. | А-2, Б-3, В-1 |
36. | Б, В |
37. | В |
38. | Б |
39. | 1-б, 2-в, 3-а |
40. | А, Б |
Часть 2
1. Немецкий философ Гегель внес большой вклад в развитие:
а) диалектики – науки о всеобщем развитии
б) теории прибавочной стоимости
в) теории общественного договора