Механизмы реализации экономической политики
Критерий сравнения | Финансовая (фискальная/налоговая) политика― система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. | Монетарная (денежно-кредитная) политика― изменение предложения денег Центральным банком, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного роста национального производства |
Тип воздействия на экономические процессы | Метод преимущественно прямого воздействия на экономику | Метод преимущественно косвенного воздействия на экономику |
Объект воздействия | В первую очередь ― совокупный спрос (кейнсианский вариант государственного регулирования) | В первую очередь ― совокупное предложение (неоклассический, неолиберальный вариант регулирования) |
Сильные стороны этого инструмента | Высокая степень получаемого эффекта | Адаптивность по отношению к рыночным условиям |
Слабые стороны этого инструмента | Достаточно высокая степень «помех» рыночным процессам Бюрократизм процесса «запуска» данных методов (парламентские слушания, лоббизм) | Относительная замедленность в достижении результата (наличие лага времени из-за многоступенчатого процесса) |
Сказанное, а также содержание таблицы 2 «»Характерные черты рыночной экономики» настоящего пособия позволяют нам сформулировать причины востребованности государственного регулирования экономики:
1.Рынок не в силах обеспечить динамичное развитие всех отраслей экономики с поддержанием сбалансированного товарообмена между ними.
2.Импульсы рынка недостаточны для проведения долгосрочной структурной перестройки экономики в соответствии с требованиями научно-технической революции.
3.Рынок не может отгородиться от антирыночных сил, которые отрицают товарно-денежные отношения или подрывают инициативность и самостоятельность предпринимателей.
4.Рынок автоматически не позволяет добиться социального партнёрства между владельцами факторов производства, а так же обеспечения минимальных гарантий извлечения ими регулярного дохода от использования своих прав собственности.
5.Рынок не может организовать постоянную подпитку национальному предпринимательству на внешнем рынке, а так же повышение их конкурентоспособности.
Из сказанного вытекает, что к целям и границам государственного воздействия на экономику следует относить: а) достижение устойчивых, стабильных темпов экономического роста; б) поддержание социального мира посредством смягчения и нейтрализации противоречий между владельцами факторов производства.
***
۩Функции государства в экономике и формы и методы их реализации
Социально-экономические функции государства:
1. Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма (обеспечение правового порядка). Государство защищает права производителей и потребителей; обеспечивает право собственности; ограничивает власть монополий, подводя под всё сказанное законодательную основу.
2. Производство общественных (коллективных) благ ― благ, потребление которых невозможно дозировать при помощи механизма цен и которые, как следствие, обладают двумя свойствами: а) неконкурентноспособностью в потреблении и б) неделимостью, а потому и неисключаемостью из потребления. К ним относятся: а) система внутренней и внешней безопасности; б) услуги пожарных; в) система государственного управления (эффективное государство); г) денежная система; д) социальное обеспечение; е) дорожные разметки и знаки; ж) маяки; з) материально-техническая часть объектов инфраструктуры: система водоснабжения и очистки сточных вод, коммуникации, дороги, порты, аэродромы, единая энергетическая система и другое. Все эти блага служат удовлетворению потребностей общества в целом, так как ими пользуются независимо от платежеспособного спроса, а предельные издержки на их производство не зависят от числа потребителей. Источник покрытия затрат на производство общественных благ являются налоги (сравни: частные блага― это блага делимые, они предоставляются только тем, кто за них заплатил. Производство и реализация таких благ обеспечивают их производителям определенную прибыль и не требуют привлечения бюджетных средств ни в форме прямых ассигнований, ни в виде налоговых льгот. В этом смысле все производители частных благ ничем друг от друга не отличаются и никому из них государство не должно создавать преимущества; смешанные блага― блага, совокупный денежный спрос на которые складывается из двух составляющих: а) платежеспособного спроса индивидуумов и б) спроса, который предъявляет государство, выделяя производителям указанных благ бюджетные средства в форме прямых ассигнований и/или в виде налоговых льгот. Как следствие, театральные и образовательные услуги и услуги в сфере здравоохранения сегодня необходимо относить к смешанным благам).
3. Минимизация трансакционных издержек.
4. Компенсация внешних эффектов (экстерналий).
Экстерналии (внешние эффекты)представляют собой издержки и выгоды, связанные с производством или потреблением блага, но выпадающие на долю лиц, не являющихся участниками данной рыночной сделки. Экстерналии бывают положительные (например, пользование гражданами ночного городского освещения) и отрицательные. Примером отрицательных экстерналий является загрязнение окружающей среды: производитель переносит часть издержек, непосредственно связанных с производством товара, на население. Роль государства минимизировать отрицательные экстерналии путем привлечения виновных к административной и другим видам ответственности. Одновременно государство поощряет возникновение положительных экстерналий., прибегая к субсидированию, что увеличивает потребление благ, прежде всего, в сфере здравоохранения, образования, культуры.
5. Перераспределение доходов. Рыночная система влечет за собой неравенство в распределении денежного дохода и национального продукта между индивидуальными домохозяйствами. В силу этого государство берет на себя задачу сократить неравенство в доходах.
6. Стабилизация экономики: в ходе стабилизации экономики государство призвано обеспечить полную занятость ресурсов и стабильные цены.
·
Регулирование экономики, государственное— воздействие государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем (см. Рис. 1).
Либерализм― это следование идеалам свободы, правого государства, равных возможностей для всех граждан, развитие их инициативы и творчества.
Государственное регулирование экономики |
Административные методы |
Экономические методы |
Разрешение | Запрет | Принуждение | Бюджетные рычаги | Денежно-кредитные |
Разрешительный характер отдельных видов деятельности | Запрет некоторых видов деятельности | Принуждение в ведении отдельных видов деятельности | Размеры и направления использования бюджетных средств | Денежно-кредитная политика | Налоговая и таможенная политика |
Прямые формы государственного вмешательства в экономику |
Косвенные формы вмешательства государства в экономику |
Рис. 1. Методы государственного регулирования экономики
Формы государственного регулирования экономики:
1. Государственная собственность и предпринимательство
Собственность государственная —имущество, принадлежащее на правесобственности РФ (федеральная собственность), имущество, принадлежащее на правах собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям и др., а также земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение; исключения составляют средства бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями и составляющее государственную казну РФ, края, области и других субъектов. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах; кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций. Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности республик, автономных областей, автономных округов, краев и областей. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности или к собственности субъектов РФ определяется в порядке, установленном законом. Некоторые объекты отнесены законом к исключительной собственности РФ: золотой запас, алмазные и валютные фонды, ресурсы континентального шельфа и др.
Предпринимательство государственное— деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики.
2. Государственное планирование экономического развития
В последней трети ХХ века происходит сдвиг в сторону укрепления плановых тенденций на макроуровне. Тому способствует несколько предпосылок: увеличение ресурсов в руках государства, укрепление разветвленной информационной сети на основе IT. Высшей формой деятельности государства в этой сфере выступает бюджетное планирование.
Государственный рынок
Государство является надежным покупателем продукции частных предпринимателей. В рамках сложившегося государственного рынка выделяется сегмент рынка военной продукции – для него характерна ориентация на сравнительно узкий круг продавцов и сверхвысокие прибыли последних.