Сравнительная характеристика различных экономических систем
Взаимоотношения людей по поводу размещения ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления не хаотичны, а подчиняются определенным правилам, особым образом упорядочены и организованы в ту или иную хозяйственную систему.
Хозяйственная система ― это определенный порядок взаимодействия производителей и потребителей, система согласования или координации поведения людей в сфере хозяйственной деятельности.
Решая в процессе этих взаимоотношений основные производственные вопросы общества, экономические агенты ― юридические и физические лица ― опираются на информацию, которая также определенным образом организована в систему. От достоверности и полноты этой информации зависит правильность решения ―выбора оптимального способа действия из множества вариантов и его результат.
Выбор решения зависит от типа хозяйственной системы, что можно проиллюстрировать следующей моделью:
«Хозяйственная система → Информационная система → Выбор».
Агент ― 1) субъект экономических отношений, участвующий в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ; 2) юридическое или физическое лицо, выполняющее в экономике определенную функцию от собственного имени или по поручению других лиц (группы лиц). В этом контексте все субъекты экономических отношений ― домашнее хозяйство, фирма и государство являются экономическими агентами. |
Рассмотрим два крайних случая, или два способа, координации решений и действий экономических агентов.
• Спонтанный порядок― это децентрализованный способ координации, при котором информация передается посредством ценового сигнала, под которым понимается деперсонифицированный информатор множества продавцов и покупателей на рынке того или иного товара. Именно информация о свободно меняющейся цене позволяет экономическим агентам оптимизировать свои издержки и выгоды, решая три вопроса экономики.
Вывод:координатором экономических агентов в условиях спонтанного порядка является ценовой сигнал, который направляет и упорядочивает их действия наиболее рациональным образом.
• Иерархия― система вертикального подчинения, когда центральная власть (правящий центр) спускает приказы сверху вниз, а информация поступает снизу вверх.
Вывод:координатором экономических агентов в условиях иерархии являются приказы и команды из единого центра.
Такая организация была характерна для командно-административной (советской) экономики. Роль центрального координатора выполняли Госплан и Госснаб. Для этого в едином центре со всей страны собиралась и перерабатывалась информация, на ее основе составлялся жесткий план, который в директивном порядке предписывал каждой производственной единице, что, сколько и для кого производить, фиксируя цены, объем и технологии производства. Конечно же, в системе централизованного планирования очень высоки издержки координации:расходы на сбор и переработку информации (одному только председателю Госплана в приемную приходило более тысячи писем в день!), тотальные проверки, на контролирующие органы, которые, в свою очередь, тоже должны контролироваться.
Издержки координации входят в понятие «трансакционные издержки» ― особой экономической категории затрат («трансакция» ― сделка!).
Трансакционные издержки― это расходы, связанные с координацией, согласованием поведения экономических агентов.
Понятие трансакционных издержек ввел Рональд Коуз в работе «Природа фирмы» (1937). Трансакционные издержки возникают в сфере координации, организации и контроля взаимодействий экономических агентов. Следовательно, трансакционные издержки ― это издержки, обслуживающие организацию производства, и связаны они прежде всего с контрактными отношениями.
К трансакционным относятся издержки:
1) поиска информации;
2) заключения контракта, или «представительские расходы» (поиск контрагентов, переговоры и оплата агента, который от вашего имени и в ваших интересах будет вести переговоры);
3) контроля над исполнением контракта;
4) измерения (выявления свойств и качеств блага. Примером могут служить КИМы, на основании которых выявляется качество познания в ОУ того или иного предмета);
5) спецификации (определении, установлении) и защиты прав собственности (спецификация прав собственности―четкое определение и закрепление отдельных правомочий за экономическими агентами. Примером может служить брачный контракт);
6) оппортунистического поведения (обман, сокрытие информации, нарушение обязательств, условий договора и др., то есть нарушение «правил игры»).
***
К критериям, на основе которых проводится различие типа экономических систем ― особым способом организованной хозяйственной деятельности, ― относятся:
1. Тип собственности на средства производства.
2. Степень экономической свободы, необходимой для принятия самостоятельных решений.
3. Система побуждающих к экономической деятельности мотивов.
Именно с позиций данных критериев ниже будет рассмотрена эволюция традиционной экономической системы в рыночную систему хозяйствования, с одной стороны, и представлен анализ командной (директивно-плановой) экономической системы, с другой.
I. Традиционная экономическая система, или натуральное хозяйствозанимало господствующее положение в первобытном обществе, при рабовладении и феодализме до периода возникновения феодальной денежной ренты.
Оно представляло собой закрытое хозяйство, в котором продукт труда производился для личного потребления, существовали простые связи; труд носил универсальный характер, так как человек должен был и мог делать все; от производства до потребления была минимальная цепочка: производство → распределение → потребление.
Условием превращения натурального замкнутого хозяйства общин в товарное является производство прибавочного продукта (именно это условие позволило, с одной стороны, выделению класса управленцев, и, с другой стороны, не убивать врагов племени или полиса, а превращать их в рабов) и общественное разделение труда.
Причиной явилась обособленность производителей в начале рамками общин, затем развивающейся частной собственностью в самой общине.
II.Современная рыночная экономика выросла из рынков простого и всеобщего (капиталистического) товарного производства.
Рынок простого товарного производствазародился после первого разделения труда (отделения скотоводства от земледелия), ширился в связи со вторым общественным разделением труда (отделение ремесла от земледелия и скотоводства, образование городов) и развивался после третьего разделения труда (выделения торговли в самостоятельную сферу деятельности), заняв господствующее положение вплоть до XVI века.Его характерные особенности: а) обмениваются не все продукты производства; б) средства производства занимают незначительное место в обмене; в) возникает рынок услуг (писцы, коробейники, знахари, бродячие артисты и др.); г) долговая расписка ― вексель ― знаменовала собой начало функционирования рынка ценных бумаг.
Рынок всеобщего (капиталистического) товарного производстваназывается всеобщим потому, что в нем все продукты производства и услуги поступают в обмен и являются товарами. Его характерные особенности: а) товарный рынок четко делится на рынок средств производства и рынок предметов потребления; б) способность человека к труду становится товаром (то есть экономическое принуждение к труду вытесняет неэкономическое); владельцы рабочей силы образуют предложение этого товара, а предприниматели, владельцы капитала, образуют спрос на рабочую силу; в)обращение отдельных форм ценностей образовало специализированные рынки: рынок товаров, услуг; капиталов, валютный рынок, рынок золота, ценных бумаг, рабочей силы, патентов и лицензий, информационный рынок, интеллектуальный рынок и др.; г)важной частью рынка товаров является рынок сырья, где обращаются топливно-энергетические, сельскохозяйственные, лесные сырьевые ресурсы; д)широкое развитие получает рынок ссудных капиталов, который охватывает обращение ссудного и банковского капиталов, коммерческого и банковского кредитов; е)по мере формирования национальных валют складывается мировой валютный рынок; ж)широкое развитие приобретает рынок ценных бумаг (акции, облигации, варранты, векселя, аккредитивы, банкноты, сертификаты, закладные и др.).
Современная рыночная экономическая системапредставляет собой открытое общество, которое характеризуется преобладающим господством частной собственности, разделением труда, сложными как горизонтальными и вертикальными, так и обратными социально-экономическими связями, а также полным набором стадий воспроизводственного цикла: производство → распределение → обмен → потребление.
III. Командная (директивно-плановая) экономическая системаоснована на жесткой иерархии вертикали сверху вниз и абсолютным преобладанием государственной собственности; она производит столько, сколько может, независимо от спроса (нужности и полезности) на произведенную продукцию со стороны граждан.
Так, для централизованно-управляемой экономической системы СССР было характерно: а) преобладающая роль государственной собственности; б) жесткая система централизованного управления (регулируемая система цен, повсеместное планирование); в) низкая эффективность экономики; г) устойчивое явление дефицитности; д) структура экономики с гипертрофированным развитием ВПК и крайне низким уровнем развития сферы услуг.
***
Суммируя сказанное, представим характерные черты различных хозяйственных систем в табличной форме (см. таблицы 5 и 6).
Характерные черты смешанной (социально-рыночной) экономики
1. Разумное сочетание (с учетом национальных особенностей) характеристик рыночной модели экономики с государственным воздействием, направленным на достижение общенациональных целей.
2. Высокая социальная защищенность населения.
3. Экономическое законодательство является основой экономического порядка.
4. Антимонопольная политика, направленная на защиту потребителей.
5. Стремление гарантировать населению нормальные условия жизнедеятельности.
6. Широкий спектр политических прав и свобод, многопартийность, развитое профсоюзное движение и др.
7. Развитие коллективной собственности и соответствующего демократического управления.
8. Престижность хорошего труда, его высокая оплата.
9. Всеохватывающая система регулирования, помогающая оберегать экономику от разрушения.
10. Широкое развитие науки, умелое использование интеллектуального потенциала.
11. Высокая культура труда, новое качество образования и всего образа жизни.
12. Стремление к удовлетворению разнообразных потребностей.
Таблица 5
Характерные черты планово-директивной, или мобилизационной экономики:
Плюсы (с позиций господствующей идеологии) | Минусы |
― утверждает социальное равенство для основной массы работников; | ― господство государственной собственности на средства производства: частная собственность практически запрещена, а коллективная существует формально; |
― обеспечивает всем гражданам минимальный уровень средств существования; | ― низкая эффективная производства (низкий уровень производительности труда, большая энергоемкость и фондоемкость производства, большие трансакционные издержки и др.); |
― позволяет в короткие сроки мобилизовать огромные ресурсы для решения военно-политических задач (именно поэтому экономика данного типа у политологов получило название «мобилизационная»). | ― огосударствление экономики: а) управление экономикой на основе государственных планов и централизованных решений правительства; б) распределение ресурсов и доходов происходит из центра; в) подчинение вместо экономической свободы; г) рост размеров предприятия (гигантомания); д) унификация уклада жизни граждан вместо разнообразия; |
― «рынок продавца»: диктат производителей по отношению к потребителям; | |
― невосприимчивость к НТП: низкая эластичность замещения труда капиталом является сущностной характеристикой плановой системы, которая нацелена на расширение основных фондов (ввод в действие новых мощностей) в ущерб возмещению их выбытия (реконструкции старых мощностей); | |
― невостребованность интеллекта; | |
― низкий уровень жизни населения («равенство в нищете»); | |
― личная зависимость как результат тотального огосударствления и идеологизации всех сфер бытия граждан. |
Таблица 6
Характерные черты рыночной экономики
Плюсы: | Минусы: |
― эффективное распределение ресурсов (рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров); | ― с течением времени конкуренция ослабевает (возникает необходимость в антимонопольном (антитрестовском) законодательстве); |
― господство частной собственности на средства производства и результаты труда; | ― рынок не в силах обеспечить стабильное динамичное развитие всех отраслей экономики с поддержанием сбалансированного товарообмена между ними; |
― свобода выбора и действий (решения принимаются свободно и дифференцированно); | ― не создает стимулов для производства общественных благ, то есть благ, которые люди потребляют в одинаковых количествах независимо от того, оплачивают они их или нет; |
― восприимчива к инновациям, так как мотивирована на поиск минимизации издержек, ведущего, с одной стороны, к снижению цен, а с другой ― максимизации прибыли; | ― не гарантирует полной занятости населения и стабильности цен; |
― высокий уровень предприимчивости; | ― не имеет экономического механизма защиты окружающей среды, являясь источником отрицательных экстерналий (внешних эффектов)―потерями третьих лиц, которые не выступают сторонами в данной рыночной сделке; |
― санирование, то есть избавление от неэффективных хозяйств экономическими методами; | ― рынок автоматически не позволяет добиться социального партнерства между владельцами факторов производства, обеспечения минимальных гарантий извлечения ими регулярного дохода; |
― ограниченная роль правительства: экономический либерализм основывается на доктрине laissez faire ― естественной свободе, идущей со времен А. Смита; | ― рынок автоматически не доводит информацию до всех субъектов, порождая неопределенность деятельности и результатов; |
― гибкость, высокая адаптивность. | ― импульсы рынка недостаточны для проведения долгосрочной структурной перестройки экономики в соответствии с требованиями НТП; |
― рынок не может отгородиться от антирыночных сил, отрицающих товарно-денежные отношения или подрывающих инициативность, самостоятельность предпринимателей; | |
― рынок не может организовать постоянную подпитку национальных предпринимателей на внешнем рынке, повышение уровня их конкурентоспособности. |
Основные понятия
Агент | Рынок простого товарного производства |
Иерархия | Спецификация прав собственности |
Командная (директивно-плановая) экономическая система | Спонтанный порядок |
Критерии, на основе которых проводится различие типа экономических систем | Трансакционные издержки |
Решение | Хозяйственная система |
Рынок всеобщего (капиталистического) товарного производства | Ценовой сигнал |