IV. Конкретно-научные методы

Праксиметрический метод:

Метод изучения документальных источников— анализ информации, содержащейся в материальных носителях — документах (журнал, отчет, протокол, аналитическая записка, приказ, планы работ, штатное расписание, сметы и т.д.).

Профессиографический метод:

Метод опроса — целенаправленное получение информации, путем устного или письменного опроса (беседа, интервью, анкетирование).

Прогностические методы:

Экспертные оценки — суждения специалистов, дающих априорные количественные или ранговые оценки изучаемым объектам, явлениям, (метод экспертных оценок, рейтинг, метод комиссии групповых оценок, экспертное заключение, метод мозгового штурма; метод обобщения независимых характеристик; метод эвристического прогнозирования).

Метод экспертиз — активное управление (воздействие) на изучаемое явление, объект путем создания специфических условий, определяемых целью и задачами исследования (констатирующий, формирующий эксперимент).

***

К специфическим для экономического исследования методам относятся:

1) метод экономико-математического моделирования— формализованное описание различных экономических явлений с помощью математического аппарата.

Цель метода:

а)придать экономическим рассуждениям четкость и однозначность трактовки;

б)упрощение представлений о взаимосвязях между экономическими переменными (представленных в качестве заданных), или параметрами, и определяемыми как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными) причинами;

в)обеспечить использование количественных параметров в ходе анализа экономики;

г)создать модели, с помощью которых можно априори, то есть до опыта, исследовать экономическую реальность;

2) факторный, или функциональный, анализ— исследование экономического явления путем поочередного рассмотрения воздействующих на него большого количества обстоятельств (то есть факторов). В экономической теории чаще всего определяется функциональная зависимость между двумя факторами, при этом остальные аргументы предполагаются неизменными. Когда экономисты изображают связи между двумя переменными. Они призывают себе на помощь допущение ceteris paribus, или правило «при прочих равных условиях»: они допускают, что все другие переменные, за исключением рассматриваемых в данный момент, остаются неизменными. Это происходит потому, что одновременный анализ воздействия на функцию — переменную величину, зависящую от других переменных величин, всех или большинства аргументов настолько усложнило бы сам процесс познания, что он стал бы практически невозможным;

3) позитивный и нормативный методы (анализ)— разница между ними состоит в отсутствии или наличии оценочных суждений:

— позитивная наука — совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть;

— нормативная или регулятивная наука — совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть.

В отличие от позитивной экономической теории, отвечающей на вопрос «что будет, если…», нормативная экономическая наука содержит четко выраженный оценочный компонент и пытается ответить на вопрос «что должно быть»;

4) графический метод— использование графиков с целью представления функциональных связей, как в статике, так и в динамике, определяемой изменением различных показателей. Графический метод, используемый экономистами, имеет одну интересную особенность — здесь независимая переменная (аргумент) обычно откладывается на оси ординат, а зависимая (функция) — на оси абсцисс, что связано со сложившейся в экономической науке традициями;

5) метод предельного анализа, или маржинальный метод— анализ, основанный на использовании предельных величин (относительных приростов) для исследования экономических процессов. Согласно маржинальной доктрине, хозяйственные индивиды принимают решения, исходя из стремлений достичь максимальной (предельной)полезности (приращение полезности на единицу затрачиваемых ресурсов, затрат).

В целом при изучении экономической теории, как и при чтении или анализе экономических текстов, целесообразно выделить:

― сферу исследования ― экономическую среду, в которой осуществляется экономическая деятельность;

― объект исследования ― экономические явления и процессы;

― субъект исследования ― человек, домашнее хозяйство, фирма, экономические агенты, то есть физические или юридические лица; государство/правительство;

― предмет исследования ― поведение и жизнедеятельность субъектов экономики.

***

Выводы по теме занятия

Термин «экономика» имеет двоякий смысл.

Экономика― это:

1) Система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) и нематериальной сферы (образование, здравоохранение, культура и др.) и обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами. Другими словами, экономика ― это народное хозяйство государства (или группы государств, или мира).

Экономика как социальное явление решает задачу установления баланса между потребностью (с их безграничностью и неутолимостью) и экономическими благами, то есть благами редкими, ограниченными по отношению потребности в них. Решение проблемы ― в эквивалентно-возмездном обмене;

2)Общественная наука, изучающая рациональное (эффективное) поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг в условиях ограниченности ресурсов и конкуренции.

***

Экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь общества на двух уровнях ― микроэкономическом и макроэкономическом:

― на уровне микроэкономики ― науке о потребителях и фирмах ― ее предметом является:

а) выбор потребителя, максимизирующего свою полезность при минимизации затрат, и выбор регионом, отраслью, фирмой объема производства, максимизирующего их прибыль при минимизации затрат;

б) анализ производственных отношений в регионе, отрасли, фирмах, домохозяйствах, а также личной и семейной экономико-хозяйственной деятельности в условиях альтернативного выбора принятия хозяйственного решения и конкуренции;

― на уровне макроэкономики ― науке о хозяйстве в целом ― ее предметом является экономика государства, групп государств, мира в целом.

***

Экономическая теория:

1) систематизирует элементы познания экономической действительности;

2) определяет причинно-следственные и функциональные зависимости между экономическими явлениями;

3) выявляет закономерности, законы и тенденции в экономической реальности;

4) разрабатывает не только систему знаний, но и рекомендации для экономического поведения человека, фирмы и государства.

К основным функциям экономической теории следует относить:

― гносеологическую ― теоретическое отражение экономических явлений и процессов в системе категорий и законов и альтернативного выбора;

― методологическую ― разработка общих принципов экономического исследования;

― мировоззренческую ― анализ сущности экономической жизни общества;

― критическую ― выявление недостатков и преимуществ различных экономических теорий, концепций;

― практическую ― научное объяснение экономической политики.

Основные понятия

Абстрагирование Правило «при прочих равных условиях»
Альтернативный выбор Предметы потребления
Альтернативная стоимость Присвоение
Анализ Продукция
Вмененные издержки производства Производственный потенциал
Воспроизводственный цикл Рабочая сила
Выбор Работы
Гипотеза Ресурсы
Дедукция Синтез
Действительное право Собственник
Игровой проективный метод Собственность юридическая
Индукция Сравнение
Инфраструктура Средства производства
Исторический метод Субъект собственности
Контент-анализ Товар
Меновая стоимость, или стоимость Три главных роли человека в экономике
Метод Труд
Метод предельного анализа, или маржинальный метод Услуги
  Факторный, или функциональный, анализ
Объект собственности Формализация
Основополагающая цель экономики Формальное право, или титул собственности
Позитивный и нормативный методы Экономические отношения собственности
Потребительная стоимость Экономический объект
Потребность Экономический продукт

Наши рекомендации