По территориям Республики Адыгея на 2018 год
(по всем категориям хозяйств)
голов
Наименование показателей | 2016 год отчет | 2017 год | 2018 год - прогноз | ||||
оценка | в % к отчету 2016 года | в абсолютных цифрах | в % к оценке 2017 года | ||||
1 вариант | 2 вариант | 1 вариант | 2 вариант | ||||
Крупный рогатый скот | 101,1 | 101,8 | 102,2 | ||||
г. Майкоп | 101,0 | 101,0 | 102,1 | ||||
г. Адыгейск | 138,7 | 100,0 | 101,0 | ||||
Гиагинский район | 100,0 | 100,0 | 100,1 | ||||
Кошехабльский район | 100,0 | 100,9 | 101,4 | ||||
Красногвардейский район | 100,3 | 100,2 | 100,3 | ||||
Майкопский район | 103,1 | 100,0 | 100,5 | ||||
Тахтамукайский район | 107,5 | 124,8 | 126,6 | ||||
Теучежский район | 100,1 | 100,1 | 100,5 | ||||
Шовгеновский район | 101,0 | 101,5 | 101,9 | ||||
в том числе коровы | 101,2 | 100,6 | 101,1 | ||||
г. Майкоп | 101,0 | 101,1 | 102,0 | ||||
г. Адыгейск | 87,5 | 100,0 | 100,0 | ||||
Гиагинский район | 100,0 | 100,1 | 100,3 | ||||
Кошехабльский район | 100,0 | 101,0 | 101,6 | ||||
Красногвардейский район | 100,0 | 100,0 | 100,1 | ||||
Майкопский район | 103,5 | 100,0 | 100,6 | ||||
Тахтамукайский район | 109,1 | 101,1 | 102,1 | ||||
Теучежский район | 102,7 | 100,1 | 100,5 | ||||
Шовгеновский район | 102,5 | 102,3 | 103,0 | ||||
Свиньи | 98,1 | 100,8 | 101,6 | ||||
г. Майкоп | 101,2 | 100,8 | 101,9 | ||||
г. Адыгейск | |||||||
Гиагинский район | 96,3 | 99,9 | 100,0 | ||||
Кошехабльский район | 100,0 | 111,4 | 118,8 | ||||
Красногвардейский район | 107,0 | 100,0 | 100,7 | ||||
Майкопский район | 73,6 | 100,0 | 100,0 | ||||
Тахтамукайский район | |||||||
Теучежский район | 97,9 | 100,1 | 100,5 | ||||
Шовгеновский район | 103,7 | 101,2 | 101,8 | ||||
Овцы и козы | 103,8 | 100,6 | 101,3 | ||||
г. Майкоп | 101,0 | 101,0 | 102,0 | ||||
г. Адыгейск | 233,3 | 100,0 | 107,1 | ||||
Гиагинский район | 98,2 | 100,1 | 100,4 | ||||
Кошехабльский район | 100,0 | 100,5 | 101,3 | ||||
Красногвардейский район | 101,2 | 101,6 | 102,0 | ||||
Майкопский район | 109,1 | 100,0 | 100,3 | ||||
Тахтамукайский район | 107,5 | 101,1 | 103,8 | ||||
Теучежский район | 114,0 | 100,1 | 100,5 | ||||
Шовгеновский район | 109,6 | 100,9 | 101,2 | ||||
Птица, тыс. голов | 100,6 | 102,3 | 104,0 | ||||
г. Майкоп | 100,0 | 33,0 | 103,1 | 103,1 | |||
г. Адыгейск | 120,0 | 100,0 | 100,0 | ||||
Гиагинский район | 100,0 | 100,4 | 101,2 | ||||
Кошехабльский район | 103,2 | 104,6 | 109,2 | ||||
Красногвардейский район | 94,0 | 107,5 | 108,1 | ||||
Майкопский район | 98,3 | 100,0 | 100,0 | ||||
Тахтамукайский район | 100,0 | 100,0 | 100,0 | ||||
Теучежский район | 97,8 | 100,0 | 101,1 | ||||
Шовгеновский район | 118,2 | 102,6 | 105,1 |
4. ИНВЕСТИЦИИ
Прогноз инвестиционной деятельности и развития отраслей социальной сферы на период до 2020 года по Республике Адыгея разработан в соответствии с методическими рекомендациями и сценарными условиями по разработке инвестиционной деятельности. При этом учтены реально сложившаяся экономическая ситуация, тенденции, предпосылки и факторы, определяющие развитие отраслей экономики.
Процессы в области инвестиционной деятельности и капитального строительства полностью определяются складывающейся экономической ситуацией в республике, прежде всего процессами, происходящими в финансово-кредитной системе, производственной сфере, а также платежеспособным спросом корпоративного сектора и населения.
За 2016 год объем инвестиций в основной капитал (по полному кругу) в Республике Адыгея составил 15 390,7 млн. рублей, или 87,7% к уровню 2015 года.
Из общего объема объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям за 2016 год составил – 9 472,16 млн. рублей, или 121,1% к 2015 году.
По источникам финансирования объем инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям за 2016 год составил:
– собственные средства предприятий 5 081,81 млн. рублей или 53,6% (от общего объема инвестиций по крупным и средним);
– привлеченные средства – 4 390,26 млн. рублей или 46,4%.
Около 62% от привлеченных средств и 28,7% от общей суммы инвестиций в основной капитал (по крупным и средним предприятиям) занимают бюджетные средства 2 720,77 млн. рублей, из которых:
– федеральный бюджет – 1 600,34 млн. рублей (или 58,8% от общих бюджетных средств; 36,5% – от привлеченных и 16,9% – от общего объема инвестиций);
– бюджет Республики Адыгея составил 926,88 млн. рублей (или 34,1% от общих бюджетных средств; 21,1% – от привлеченных и 9,8% – от общего объема инвестиций).
– местный бюджет составил 193,55 млн. рублей (или 7,1% от общих бюджетных средств; 4,4% – от привлеченных и 2,0% – от общего объема инвестиций)
Одной из главных проблем недостаточности инвестиционной активности и реализации новых инвестиционных проектов является отсутствие инвестиционных площадок с необходимой инженерной инфраструктурой. В настоящее время в качестве точек роста экономики рассматриваются создание в республике парковых зон с готовой инженерной и транспортной инфраструктурой. По прогнозным оценкам общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2017 году ожидается на уровне 16 238,82 млн. рублей, что составляет 100,2 процента к уровню 2016 года.
В 2017 году объем государственных инвестиций в форме капитальных вложений за счет средств федерального и республиканского бюджетов составит 2 568,4 млн. рублей, из них: федеральный бюджет – 2 048,4 млн. рублей, республиканского бюджета – 400 млн. рублей, местного бюджета – 120 млн. рублей.
В 2018 году прогнозируется общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в первом варианте в сумме 17 139,26 млн. рублей, во втором варианте 17 190,68 млн. рублей; в 2019 году в первом варианте – 18 306,01 млн. рублей, во втором варианте – 18 397,54млн. рублей; в 2020 году в первом варианте – 19 414,01 млн. рублей, во втором варианте – 19 511,08 млн. рублей.
Рост инвестиции планируется за счет реализации ряда крупных инвестиционных проектов:
1. «Строительство тепличного комплекса ООО «СБ-Агро» площадью до 20 га, предназначенного для круглогодичного выращивания овощей в Майкопском районе. Планируемый объем инвестиций – 1,5 млрд. рублей;
2. Реконструкция завода по переработке сои в Республике Адыгея, мощностью 250 тн./сут., общий объем инвестиций – 1,2 млрд. рублей;
3. Строительство тепличного комбината «Курганинский» по производству овощей в закрытом грунте, общий объем инвестиций – 2,4 млрд. рублей;
4. «Индустриальный парк «Теучежский», объем инвестиций составит 4 млрд. рублей;
5. «Закладка яблоневых садов по интенсивной технологии на 200 га, 162 га и 270 га», объем инвестиций составит 1,9 млрд. рублей;
6. «Строительство фруктохранилища», планируемый объем инвестиций – 1,6 млрд. рублей.
7. Создание тепличного комплекса по выращиванию томатов (огурцов), планируемый объем инвестиций – 3,2 млрд. рублей.
8. Строительство гидроэлектростанции в русле реки Кубань, Краснодарское водохранилище, общий объем инвестиций – 7,8 млрд. рублей.
В ходе рабочего визита в июне 2017 года в Республику Адыгею Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, а также федеральных парламентариев от Адыгеи достигнута договоренность в поддержке на федеральном уровне в реализации значимых для региона инфраструктурных вопросах:
1. По итогам рассмотрения проекта строительства участка автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» на въезде в Майкоп (автомобильная развязка, расположенная частично на территории Майкопского района, и участок магистральной улицы общегородского значения г. Майкопа) Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение. Также выдано положительное заключение по проверке достоверности определения сметной стоимости объекта. Транспортная развязка на подъезде к столице Адыгеи будет построена за федеральные средства в сумме 700 млн. рублей. Старт работ запланирован на осень 2017 года. Планируется, что срок реализации составит два года с момента разработки проектно-сметной документации. После окончания строительства станет четыре полосы движения. Также в ходе работ будут сооружены путепровод через железную дорогу и пешеходный тоннель. Дорогу оградят металлическими барьерами, на ней будут установлены шумозащитные экраны и автобусные остановки. Развязка должна решить проблемы транспортной доступности и эксплуатационных издержек, улучшить социально-экономические и экологические условия проживания населения;
2. В стадии решения еще одна социально значимая задача – завершение реконструкции группового водовода в Майкопском районе. Стоит вопрос о включении этого объекта в федеральную программу и поэтапном выделении 3,8 млрд. рублей. В проекте федерального бюджета на 2018–2019 годы планируется заложить необходимые средства, чтобы решить важную социальную проблему.
Предполагается продолжение направления крупных инвестиционных вложений в газовой инфраструктуры, в т.ч. в рамках программы газификации регионов РФ ПАО «Газпром», чему также способствовала в июне 2017 года в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве рабочая встреча врио Главы Республики Адыгея М.К. Кумпилова и Председателя Правления ПАО «Газпром» А.Б. Миллера.
Газпром и Адыгея утвердили программу развития газоснабжения и газификации региона на период до конца 2020 года, которая предусматривает газификацию 26 населенных пунктов.
В целях улучшения инвестиционного климата в настоящее время в республике внедряются Целевые модели по приоритетным направлениям улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Целевые модели – это лучшие практики со всей России по 12 направлениям. Это чёткое понимание количественных результатов, которые необходимо достичь, и барьеров, которые нужно преодолеть.
В феврале 2017 года в рамках заседания специализированного организационного штаба по реализации плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению в Республике Адыгея лучших управленческих практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации утверждены «дорожные карты» по 12 целевым моделям. В настоящее время 8 из них переведены в формат проектного управления.
Основные показатели прогноза развития инвестиционной деятельности
в Республике Адыгея на 2018–2020 годы
Наименование показателей | Единица измерения | 2016 год отчет | 2017 год оценка | 2018 год прогноз | 2019 год прогноз | 2020 год прогноз | |||||||
вариант | вариант | вариант | вариант | вариант | вариант | ||||||||
Инвестиции (капитальные вложения) в основной капитал за счет всех источников финансирования – всего | |||||||||||||
в ценах соответствующих лет | млн. руб. | 15390,70 | 16238,82 | 17139,26 | 17190,68 | 18306,01 | 18397,54 | 19414,01 | 19511,08 | ||||
индекс физического объема | в % к пред. году | 87,70 | 100,20 | 101,00 | 101,59 | 102,31 | 102,81 | 101,88 | 102,17 | ||||
В том числе: по крупным и средним предприятиям и организациям – всего | |||||||||||||
в действующих ценах | млн. руб. | 9472,16 | 9991,31 | 10667,50 | 10680,73 | 11665,62 | 11676,50 | 12377,42 | 12401,54 | ||||
индекс физического объема | в % к пред. году | 121,10 | 100,17 | 102,17 | 102,59 | 104,75 | 105,02 | 101,92 | 102,32 | ||||
из общего объема: по основным видам экономической деятельности: по крупным и средним предприятиям: | |||||||||||||
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | |||||||||||||
в действующих ценах | млн. руб. | 1 524,31 | 1 597,47 | 1 599,07 | 1 676,34 | 1 678,01 | 1759,10 | 1 760,85 | |||||
индекс физического объема | % | 187,76 | 100,29 | 100,68 | 100,51 | 100,80 | 100,80 | 101,10 | |||||
добыча полезных ископаемых | |||||||||||||
в действующих ценах | млн. руб. | 28,93 | 30,32 | 30,35 | 31,82 | 31,85 | 33,39 | 33,42 | |||||
к пред. году | % | 102,00 | 100,29 | 100,68 | 100,51 | 100,80 | 100,80 | 101,10 | |||||
обрабатывающие производства | |||||||||||||
в действующих ценах | млн. руб. | 2 258,75 | 2 567,17 | 2 573,29 | 3 111,54 | 3 117,79 | 3 355,18 | 3 363,06 | |||||
к пред. году | % | 66,20 | 108,76 | 109,33 | 116,10 | 116,39 | 103,58 | 103,92 | |||||
строительство | |||||||||||||
в действующих ценах | млн. руб. | 457,38 | 479,34 | 479,57 | 508,59 | 508,84 | 534,49 | 535,56 | |||||
к пред. году | % | 102,00 | 100,29 | 100,63 | 101,63 | 101,92 | 100,95 | 101,40 | |||||
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | |||||||||||||
в действующих ценах | млн. руб. | 634,45 | 664,90 | 665,57 | 705,83 | 706,19 | 748,91 | 750,41 | |||||
к пред. году | % | 102,00 | 100,29 | 100,68 | 101,68 | 101,92 | 101,92 | 102,37 | |||||
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | |||||||||||||
в действующих ценах | млн. руб. | 242,28 | 253,91 | 254,16 | 269,54 | 269,68 | 285,99 | 286,56 | |||||
к пред. году | % | 128,52 | 100,29 | 100,68 | 101,68 | 101,92 | 101,92 | 102,37 | |||||
Транспортировка и хранение | |||||||||||||
в действующих ценах | млн. руб. | 1 129,28 | 1 180,09 | 1 181,27 | 1 234,85 | 1 234,97 | 1 290,97 | 1 293,56 | |||||
к пред. году | % | 77,53 | 100,00 | 100,39 | 100,23 | 100,43 | 100,43 | 100,91 | |||||
из общего объема: по основным источникам финансирования: по крупным и средним предприятиям: | |||||||||||||
Собственные средства предприятий | млн. руб. | 5081,8 | 5195,5 | 5653,8 | 5660,8 | 6182,8 | 6188,5 | 6560,0 | 6572,8 | ||||
темп в сопоставимых ценах | в % к пред. году | 154,8 | 97,1 | 104,1 | 104,6 | 104,7 | 105,0 | 101,9 | 102,3 | ||||
Привлеченные средства: кредиты банков, заемные, прочие (без бюджетных средств) | млн. руб. | 1 669,5 | 2 227,4 | 2 105,8 | 2 108,4 | 2 412,4 | 2 414,7 | 2559,6 | 2 564,6 | ||||
темп в сопост. ценах | % | 138,4 | 126,7 | 90,5 | 90,8 | 109,7 | 110,0 | 101,9 | 102,3 | ||||
Средства федерального бюджета | млн. руб. | 1600,3 | 2048,4 | 2105,8 | 2108,4 | 2193,1 | 2195,2 | 2326,9 | 2331,5 | ||||
темп в сопост. ценах | % | 90,9 | 121,6 | 98,4 | 98,8 | 99,8 | 100,0 | 101,9 | 102,3 | ||||
Средства республиканского и муниципальных бюджетов | млн. руб. | 1120,4 | 802,2 | 803,2 | 877,3 | 878,1 | 930,8 | 932,6 | |||||
темп в сопост. ценах | % | 130,9 | 44,1 | 147,6 | 148,2 | 104,7 | 105,0 | 101,9 | 102,3 | ||||
Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда | |||||||||||||
в действующих ценах | млн. руб. | 11 403,1 | 11 962,9 | 12 561,7 | 12 574,8 | 13 229,3 | 13 243,7 | 13 919,8 | 13 935,5 | ||||
в сопоставимых ценах | в % к пред. году | 92,70 | 100,20 | 100,10 | 100,30 | 100,30 | 100,40 | 100,40 | 100,50 | ||||
Прогноз инвестиций (капитальных вложений) в основной капитал за счет всех
источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) по территориям Республики Адыгея на 2018– 2020 годы
млн. рублей
Наименование показателей | 2016 год отчет | 2017 год оценка | 2018 год прогноз | 2019 год прогноз | 2020 год прогноз | |||
1 вариант | 2 вариант | 1 вариант | 2 вариант | 1 вариант | 2 вариант | |||
Всего по Республике Адыгея | ||||||||
в действующих ценах | 9 472,16 | 9 991,31 | 10 667,50 | 10 680,73 | 11 665,62 | 11 676,50 | 12 377,42 | 12 401,54 |
индекс физического объема | 121,10 | 100,17 | 102,17 | 102,59 | 104,75 | 105,02 | 101,92 | 102,32 |
в том числе по территориям: | ||||||||
г. Майкоп | 2811,48 | 3230,40 | 3449,02 | 3453,30 | 3771,73 | 3775,25 | 4001,88 | 4009,67 |
г. Адыгейск | 164,97 | 75,29 | 80,38 | 80,48 | 87,91 | 87,99 | 93,27 | 93,45 |
Гиагинский район | 393,13 | 700,29 | 747,69 | 748,61 | 817,64 | 818,41 | 867,53 | 869,23 |
Красногвардейский район | 334,31 | 359,07 | 383,37 | 383,84 | 419,24 | 419,63 | 444,82 | 445,68 |
Кошехабльский район | 131,69 | 453,82 | 484,53 | 485,13 | 529,86 | 530,36 | 562,19 | 563,29 |
Майкопский район | 3371,25 | 2151,69 | 2297,31 | 2300,16 | 2512,26 | 2514,61 | 2665,55 | 2670,75 |
Тахтамукайский район | 1353,60 | 2041,62 | 2179,79 | 2182,50 | 2383,75 | 2385,97 | 2529,20 | 2534,12 |
Теучежский район | 765,41 | 822,10 | 877,73 | 878,82 | 959,86 | 960,75 | 1018,43 | 1020,41 |
Шовгеновский район | 146,22 | 157,05 | 167,68 | 167,89 | 183,37 | 183,54 | 194,56 | 194,94 |
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Экономический рост и повышение уровня жизни населения невозможны без свободного развития малого и среднего бизнеса. Предпринимательство является неотъемлемой частью экономики как в целом по стране, так и в нашем регионе. Именно предпринимательский сектор поглощает незанятую рабочую силу, позволяет наиболее оперативно, гибко и полно удовлетворять потребительский спрос, расширять и поддерживать конкурентную среду и рыночные отношения. Он открывает возможность вовлечения в экономику сбережений и средств населения, т.е. частных инвестиций. Именно данный сектор экономики с его более гибкой формой ведения предпринимательской деятельности обеспечивает наполнение рынка товарами и услугами, занятость населения, вносит значительный вклад в валовый продукт и формирует стабильные налоговые платежи в бюджеты всех уровней для исполнения государством социальных обязательств.
В связи с этим развитие малого и среднего предпринимательства стало одним из приоритетных направлений государственной политики на всех уровнях власти.
В условиях экономического кризиса и роста безработицы особое значение приобретает вопрос оказания всесторонней поддержки малому и среднему бизнесу со стороны государства.
Сегодня малый и средний бизнес Республики Адыгея – это 4,6 тысячи малых и средних предприятий и 16,0 тысячи индивидуальных предпринимателей (включая глав КФХ), что составляет 105% к прошлому году, где трудится 42 тыс. человек.
Структура предприятий по экономическим видам деятельности практически не меняется в течение последних лет. Подавляющее большинство малых и средних предприятий занимаются торговлей – 33%, производственным бизнесом – 13%, строительством – 12%, сельским хозяйством – 5,0%, более 37% предприятий сосредоточено в сфере услуг. Сохраняется резкая дифференциация в территориальном размещении малых и средних предприятий, основное их количество сосредоточено в республиканском центре (51%).
В секторе малого и среднего предпринимательства первое место по численности занятых на малых и средних предприятиях занимает производственная деятельность, где сосредоточено 29% работников всех отраслей малого и среднего бизнеса, в сфере услуг занято 23%, в сфере оптовой и розничной торговли – 19%, в строительстве – 15%, в сельском хозяйстве – 10%, на долю транспорта и связи приходится 6%.
Таким образом, в сложившейся отраслевой структуре численности занятых на малых и средних предприятиях доминирует неторговый сектор экономики, что отвечает задачам модернизации экономики России.
В связи с тем, что микропредприятия, на которые приходится третья часть всего оборота малых и средних предприятий, представляют отчетность только по итогам работы за год, анализ деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства по полному кругу проводится путем досчета.
Прогноз развития малого и среднего предпринимательства на 2018–2020 годы сформирован исходя из сценарных условий функционирования экономики на прогнозируемые периоды, общей концепции перспектив социально-экономического развития Республики Адыгея, внутренних стимулов саморазвития сферы малого и среднего предпринимательства, а также масштабов и результативности мер поддержки малого и среднего предпринимательства, проводимых как на федеральном, так и на региональном уровнях.
При отнесении предприятий к категории средних и малых используются критерии, установленные Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Источником информации при расчетах прогнозных показателей являются формы государственной статистической отчетности. При прогнозировании учтены методические рекомендации Минэкономразвития России, обеспечена сравнимость данных.
Прогноз основных макроэкономических параметров социально-экономического развития на 2018–2020 годы разработан в составе двух основных вариантов – консервативного, базового.
В 2020 году количество малых и средних предприятий к уровню 2016 года увеличится по первому варианту на 1,8% и составит 4 635 предприятий, по второму варианту увеличится на 2% и составит 4 646 предприятий. Абсолютное большинство малых предприятий республики по-прежнему будет сосредоточено в торговле, в промышленности, в строительстве.
Оборот малых и средних предприятий по всем видам экономической деятельности по оценке в 2017 году составит 72,53 млрд. рублей с темпом роста к 2016 году в сопоставимых ценах – 102,5 %. В последующие годы тенденция роста будет продолжена. К уровню 2017 года оборот малых и средних предприятий в 2018 году составит 101,2 % по первому варианту, 102,6% по второму варианту, в 2019 году – 110,4% по первому варианту, 111,7% по второму варианту, в 2020 году – 115,46 % по первому варианту, 117% по второму варианту. Большая часть оборота предприятий (44%) формируется в торговле.
В целях государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с 1 января 2014 года в республике реализуется подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» (далее – Подпрограмма) государственной программы Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2014–2018 годы», которой в 2016 году осуществлялись мероприятия по финансовой, имущественной, информационной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, развитию объектов инфраструктуры. На эти цели в 2016 году было предусмотрено 137,7 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета – 37,3 млн. рублей (что в 3 раза меньше прошлого года).
Всего в 2016 году на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в рамках Подпрограммы и муниципальных программ направлено 291,6 млн. рублей, в том числе 36,5 млн. рублей из республиканского бюджета, 99,8 млн. рублей из федерального бюджета и 155,3 млн. рублей – возвратные средства объектов инфраструктур поддержки малого и среднего предпринимательства.
Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея ведется работа по привлечению федеральных средств на реализацию Подпрограммы. Так, на конкурсный отбор по предоставлению субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в 2016 году в Минэкономразвития России была направлена заявка по 4 мероприятиям. По результатам конкурсного отбора на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в 2016 году из федерального бюджета предоставлены средства в сумме 100,4 млн. рублей, в том числе на создание АгроБизнесИнкубатора – 70,0 млн. рублей.
В целях модернизации производства и стимулирования приобретения товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования реализуются мероприятия по субсидированию части затрат на приобретение технологического оборудования, спецавтотранспорта для предприятий промышленности, субсидированию части расходов по уплате лизинговых платежей; субсидирование процентных ставок по кредитам на реализацию проектов по модернизации производства товаров.
Развитие лизинга малых и средних компаний также является одним из приоритетов программы. Этот фактор в совокупности со значительными потребностями малого бизнеса в обновлении основных средств и заинтересованностью лизингодателей в работе с субъектами малого и среднего предпринимательства должен привести к росту масштабов сотрудничества лизинговых компаний и малого бизнеса. Мероприятия по субсидированию первого взноса и процентов по лизинговым договорам позволяют воспользоваться лизинговыми услугами большему числу малых и средних предприятий – потенциальных лизингополучателей.
Развитие лизинга оборудования субъектами МСП осуществляется за счет предоставления субсидий по следующим направлениям:
– субсидирование части затрат, связанных с уплатой субъектом МСП процентов по лизинговым договорам;
– субсидирование уплаты субъектом МСП первого взноса при заключении договора лизинга оборудования.
Стимулирующей мерой по привлечению кредитов на перевооружение собственного производства является возможность субсидирования процентов по кредитным договорам, полученным на приобретение основных средств, проведение инновационной деятельности и модернизацию производства.
В рамках данных мероприятий в 2016 году поддержку получили 46 предпринимателей на сумму 43,6 млн. рублей. Предпринимателями было приобретено около 120 единиц оборудования (спец. техника, вакуумно-упаковочное оборудование, хлебопекарные, конвекционные печи и прочее), а также субсидированы кредитные договора на сумму 90,0 млн. рублей.
Действуют направления поддержки, наиболее востребованные среди предпринимателей в предыдущие годы реализации программ по развитию малого и среднего предпринимательства: микрофинансирование, компенсация затрат на создание собственного бизнеса (грант) начинающим предпринимателям, предоставление гарантий.
Программа микрокредитования реализуется в республике с 2000 года и является одним из самых востребованных механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Программа предусматривает льготное кредитование на короткие сроки предпринимателей, не имеющих возможность получить кредиты в банках из-за отсутствия залога, кредитной истории, «работающего» расчетного счета. Как правило, предприниматели, получившие государственную поддержку, предоставляют достоверную статистическую информацию, открывают «работающие» расчетные счета, предусматривают гарантии работникам. С 2016 года микрокредиты выдаются на срок не более 3 лет, максимальный размер займа – 3 млн. рублей. Только в 2016 году микрокредиты предоставлены 217 предпринимателям на сумму 105,4 млн. рублей, в том числе в рамках муниципальных программ – 120 предпринимателям на сумму 29,2 млн. рублей.
Реализация данного проекта направлена как на сохранение существующих и создание новых рабочих мест, так и на обеспечение доступа субъектам малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам.
Финансовую поддержку в виде компенсации затрат на создание собственного бизнеса (грант) получили 25 предпринимателей на сумму 6,0 млн. рублей. Приоритеты отданы производителям промышленной продукции.
Деятельность гарантийного фонда позволяет развить рынок гарантий и поручительств по кредитным договорам для субъектов малого предпринимательства при недостаточности обеспечения по кредиту. Общая капитализация гарантийного фонда составляет 132,6 млн. рублей. В 2016 году выдано 8 поручительств на сумму 51,6 млн. рублей, что позволило субъектам малого и среднего предпринимательства привлечь финансовые ресурсы банков-партнеров в сумме 117,0 млн. рублей. По целевому назначению поручительства выданы на приобретение основных средств, пополнение оборотных средств, строительство.
Финансовая поддержка в рамках Подпрограммы предоставляется субъекту малого или среднего предпринимательства при принятии им обязательств по сохранению и созданию новых рабочих мест в текущем финансовом году, а гранты предоставляются лишь тем начинающим субъектам, которые уже трудоустроили как минимум одного работника.
С целью удовлетворению потребностей малого и среднего бизнеса в финансовой, имущественной, информационной и иных видах поддержки сформирована сеть организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства – Некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства Республики Адыгея», Автономное учреждение Республики Адыгея «Республиканский бизнес-инкубатор», 9 муниципальных бизнес-центров поддержки.
В Республиканском бизнес-инкубаторе в течение 2016 года размещено 13 резидентов, которым по льготной цене предоставлены в аренду производственные площади и офисные помещения.
Во всех муниципальных образованиях республики приняты и реализуются программы развития малого и среднего предпринимательства, однако средства на реализацию программы поддержки малого и среднего предпринимательства не были выделены МО «Город Адыгейск» и МО «»Шовгеновский район».
В 2016 году из всех действующих в Республике Адыгея форм финансовой поддержки муниципальными бизнес-центрами реализовывались программы микрокредитования, кроме Кошехабльского района. Муниципальным образованием Кошехабльского района действовала программа предоставления грантов начинающим предпринимателям – выдан 1 грант на сумму 100,0 тыс. рублей.
Всего в 2016 году на реализацию муниципальных программ из средств местных бюджетов были направлены средства в сумме 4,7 млн. рублей, из них на финансовую поддержку 2,8 млн. рублей.
В 2016 году муниципальными бизнес-центрами оказана поддержка 140 предпринимателям на сумму 29,5 млн. рублей, из них финансовую поддержку получили 124 предпринимателя на сумму 29,4 млн. рублей. Общая капитализация муниципальных бизнес центров по состоянию на 1 января 2017 года составляет более 75,0 млн. рублей.
В целях информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства реализованы мероприятия, направленные на совершенствование консультационных услуг, развитие Интернет-ресурса, организацию и участие в выставках-ярмарках. В рамках мероприятий по повышению уровня профессионального образования проведено обучение 102 предпринимателей по программе «Успешный предприниматель». В Республике Адыгея в рамках Всемирной недели предпринимательства состоялось 26 мероприятий, которые посетили более 3 500 человек. В рамках недели прошли круглые столы, совещания, мастер-классы, обучающие семинары, тренинги. В общеобразовательных учреждениях проходили классные часы, профориентационные уроки, выставочные мероприятия. В течение 2016 года изготовлено и размещено на республиканском телевидении 8 тематических сюжетов экономической направленности о поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Адыгея, а также 1 сюжет экономической направленности. На трех радиоканалах «Европа Плюс Майкоп», «Русское радио г. Майкоп» и «DиFM г. Майкоп» с вещанием по всей территории республики осуществлено транслирование 720 информационных блогов о действующих мерах государственной поддержки и сроках проведения конкурсных отборов для ее предоставления.
Продолжена поддержка выставочной деятельности. Компенсация части затрат за участие в выставочных мероприятиях предоставлена 2 предприятиям на сумму 0,2 млн. рублей.
Продолжается работа по строительству АгроБизнесИнкубатора на территории Гиагинского района на площади более 60 га, где планируется размещение не менее 30-ти производственных хозяйств: теплиц, мини-цехов по выращиванию птицы, крупного рогатого скота, овец, по производству овощей, молочных, мясо- и овощеперерабатывающих производств.
В рамках первых двух этапов строительства были возведены блок теплиц (производственной площадью 5 000 м²), цех консервации овощей (производительность 500 кг продукции в смену), цех переработки молока (производительность 500 кг продукции в смену), склад-холодильник. Указанные объекты сданы в эксплуатацию, начата работа по наполнению. Указанных объектов резидентами. Так в 2016 году на льготных условиях в аренду начинающим предпринимателям были сданы блок теплиц и склад холодильник. Объявлены конкурсные отборы резидентов цеха переработки молока и цеха консервации овощей.
В 2016 году на очередной этап строительства были направлены средства в сумме 76,3 млн. рублей (РБ – 6,9 млн. рублей, ФБ – 69,4 млн. рублей). В рамках третьего этапа строительства в 2016 году завершено подведение инженерных сетей к молочно-товарной ферме, построены овощехранилище и цех фасовки овощей, а также инфраструктура указанных производственных объектов. В настоящее время ведется работа по вводу в эксплуатацию вышеуказанных объектов, для последующей сдачи в аренду на льготных условиях начинающим предпринимателям.