Обучение аттестация и проверка знаний

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ

МАШИНИСТА КРАНА

№ ___________

Общие положения

1.1 Настоящая производственная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность машиниста-крана (далее - крановщик).

1.2 Производственная инструкция разработана в соответствии:

-с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" утверждённых приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013г. № 533;

-с Единым тарифно-квалификационным справочником. Выпуск №1 Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства Машинист крана (крановщик) (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. N 31/3-30) (с изменениями от 12 октября 1987 г., 18 декабря 1989 г., 15 мая, 22 июня, 18 декабря 1990 г., 24 декабря 1992 г., 11 февраля, 19 июля 1993 г., 29 июня 1995 г., 1 июня 1998 г., 17 мая 2001 г., 31 июля 2007 г., 20 октября 2008 г., 17 апреля 2009 г.);

-РД 10-103-95, типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов. Утверждена Госгортехнадзором России 16.11.1995

1.3 Краны, у которых несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи двух опорных стоек, называются козловыми, а краны, у которых несущие элементы опираются непосредственно на крановый путь, - мостовыми. По виду грузозахватного органа краны мостового типа подразделяются на крюковые, грейферные, магнитные, мульдо-магнитные, мульдогрейферные, мульдозавалочные, литейные, штыревые, посадочные, ковочные, колодцевые, стриппер-ные, краны-штабелеры и др.

1.4 Краны применяются для ведения погрузочно-разгрузочных работ, монтажа, демонтажа и ремонта оборудования, а также используются в технологических процессах производства для перемещения грузов.

1.5 Площадки мостовых и козловых кранов относятся к объектам повышенной опасности (ОПО).

1.6 Основными причинами аварий и несчастных случаев при эксплуатации мостовых и козловых кранов являются:

-неисправность тормозов, концевых выключателей механизмов подъема груза, передвижения крана и тележки, блокировки двери кабины и люка для выхода на мост крана;

-обрыв грузовых канатов;

-разрушение металлоконструкций (опор, пролетных балок, тележек и т.д.);

-неисправность кранового пути и тупиковых упоров;

-угон крана ветром;

-управление краном необученными рабочими;

-неисправность электрооборудования и травмирование работающего электрическим током;

-несоблюдение марочной системы при работе на мостовых кранах;

-отсутствие или неисправность ограждений площадок и вращающихся частей;

-несоблюдение мер безопасности, указанных в наряде-допуске, при выполнении работ на крановых путях и проходных галереях;

-неисправность канатов, грузозахватных органов и съемных грузозахватных приспособлений;

-подъем груза при наклонном положении канатов;

-неправильная строповка грузов, перегруз или переполнение тары;

-несоблюдение порядка и габаритов складирования грузов;

Подчиненность и взаимосвязь со смежными рабочими местами

3.1. Крановщик является рабочим и подчиняется непосредственно главному механику.

3.2. В период отсутствия машиниста крана (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

3.3. По части содержания кранов в работоспособном состоянии крановщик должен выполнять указания специалиста, ответственного за содержание кранов в работоспособном состоянии, а по части производства работ - специалиста, ответственного за безопасное производство работ кранами.

3.4. Крановщик должен координировать работу стропальщика и следить за действиями прикрепленного к нему стажера, не допуская при этом нарушения производственных инструкций.

3.5. Машинист-крана в своей деятельности руководствуется:

- правилами внутреннего трудового распорядка;

- настоящей производственной инструкцией;

- распоряжениями и приказами главного механика испециалиста, ответственного за содержание кранов в работоспособном состоянии;

Мероприятия по безопасному спуску крановщиков из кабины при вынужденной остановке крана не у посадочной площадки.

Рис. 1 Схема эвакуации по стационарно установленной лестнице в случае установки крана не у посадочной площадки

Обучение аттестация и проверка знаний - student2.ru

Рис. 2 Схема эвакуации по приставной лестнице в случае установки крана

Не у посадочной площадки

Обучение аттестация и проверка знаний - student2.ru

Технический уход за краном

8.1. При техническом уходе за краном крановщик должен выполнять требования, изложенные в руководстве по эксплуатации крана, в том числе:

1) содержать механизмы и оборудование крана в чистоте и исправности;

2) своевременно производить смазку всех механизмов крана и канатов;

3) хранить смазочный и обтирочный материал в закрытой металлической таре, удалять с крана использованный обтирочный материал;

4) не оставлять на кране инструменты, спецодежду и другие предметы;

5) содержать кабину крана (рабочее место) в чистоте.

8.2. Если при техническом уходе за краном будут выявлены неисправности, крановщик должен сообщить о них специалисту, ответственному за содержание крана в работоспособном состоянии, и сделать соответствующую запись в вахтенном журнале.

8.3. Во время проведения технического ухода кран должен быть обесточен, рубильник - выключен и заперт на замок

Права

9.1 При выполнении своих обязанностей крановщик обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом РФ и иными актами трудового законодательства.

Ответственность

10.1. Крановщик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за допущенные ими нарушения руководства по эксплуатации крана, производственных инструкций, требований безопасности, изложенных в проектах производства работ, технологических картах, нарядах-допусках и других документах, регламентирующих безопасную эксплуатацию крана.

10.2 Крановщик привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение по его вине обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции.

10.3. Крановщик несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.

10.4. Крановщик за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий привлекается к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.

РАЗРАБОТАНО:   СОГЛАСОВАНО:    

Приложение 1

ЗНАКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

Приложение 2

НОРМЫ

ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Рельсовый путь опорных ПС на рельсовом ходу подлежит браковке при наличии следующих дефектов и повреждений:

·трещин и сколов рельсов любых размеров;

·вертикального, горизонтального или приведенного (вертикального плюс половина горизонтального) износа головки рельса более 15% от соответствующего размера неизношенного профиля.

·Браковку шпал (или полушпал) наземного кранового пути производят при наличии следующих дефектов и повреждений:

·в железобетонных шпалах не должно быть сколов бетона до обнажения арматуры, а также иных сколов бетона на участке длиной более 250 мм;

·в железобетонных шпалах не должно быть сплошных опоясывающих или продольных трещин длиной более 100 мм с раскрытием более 0,3 мм;

·в деревянных полушпалах не должно быть излома, поперечных трещин глубиной более 50 мм и длиной свыше 200 мм, поверхностной гнили размером более 20 мм под накладками и более 60 мм на остальных поверхностях.

Монорельсовый путь подвесных кранов, электрических талей и монорельсовых тележек подлежит браковке при наличии:

·трещин и выколов рельсов любых размеров;

·уменьшения ширины пояса рельса вследствие износа Обучение аттестация и проверка знаний - student2.ru ;

·уменьшения толщины полки рельса вследствие износа Обучение аттестация и проверка знаний - student2.ru при одновременном отгибе полки Обучение аттестация и проверка знаний - student2.ru .

Обучение аттестация и проверка знаний - student2.ru Рисунок. Схема проведения измерений величин износа и отгиба полки монорельса при проведении его дефектации: B - первоначальная ширина полки; Обучение аттестация и проверка знаний - student2.ru - износ полки; t - толщина стенки; Обучение аттестация и проверка знаний - student2.ru - отгиб полки; Обучение аттестация и проверка знаний - student2.ru - первоначальная толщина полки на расстоянии (B-t)/4 от края; Обучение аттестация и проверка знаний - student2.ru - уменьшение толщины полки вследствие износа.    

ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

с инструкцией
 
Инструкцию изучил и обязуюсь выполнять:
  № п.п. ФИО Должность Дата Подпись
1.          
2.          
3.          
4.          
5.          
6.          
7.          
8.          
9.          
10.          
11.          
12.          
13.          
14.          
15.          
                 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ

МАШИНИСТА КРАНА

№ ___________

Общие положения

1.1 Настоящая производственная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность машиниста-крана (далее - крановщик).

1.2 Производственная инструкция разработана в соответствии:

-с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" утверждённых приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013г. № 533;

-с Единым тарифно-квалификационным справочником. Выпуск №1 Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства Машинист крана (крановщик) (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. N 31/3-30) (с изменениями от 12 октября 1987 г., 18 декабря 1989 г., 15 мая, 22 июня, 18 декабря 1990 г., 24 декабря 1992 г., 11 февраля, 19 июля 1993 г., 29 июня 1995 г., 1 июня 1998 г., 17 мая 2001 г., 31 июля 2007 г., 20 октября 2008 г., 17 апреля 2009 г.);

-РД 10-103-95, типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов. Утверждена Госгортехнадзором России 16.11.1995

1.3 Краны, у которых несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи двух опорных стоек, называются козловыми, а краны, у которых несущие элементы опираются непосредственно на крановый путь, - мостовыми. По виду грузозахватного органа краны мостового типа подразделяются на крюковые, грейферные, магнитные, мульдо-магнитные, мульдогрейферные, мульдозавалочные, литейные, штыревые, посадочные, ковочные, колодцевые, стриппер-ные, краны-штабелеры и др.

1.4 Краны применяются для ведения погрузочно-разгрузочных работ, монтажа, демонтажа и ремонта оборудования, а также используются в технологических процессах производства для перемещения грузов.

1.5 Площадки мостовых и козловых кранов относятся к объектам повышенной опасности (ОПО).

1.6 Основными причинами аварий и несчастных случаев при эксплуатации мостовых и козловых кранов являются:

-неисправность тормозов, концевых выключателей механизмов подъема груза, передвижения крана и тележки, блокировки двери кабины и люка для выхода на мост крана;

-обрыв грузовых канатов;

-разрушение металлоконструкций (опор, пролетных балок, тележек и т.д.);

-неисправность кранового пути и тупиковых упоров;

-угон крана ветром;

-управление краном необученными рабочими;

-неисправность электрооборудования и травмирование работающего электрическим током;

-несоблюдение марочной системы при работе на мостовых кранах;

-отсутствие или неисправность ограждений площадок и вращающихся частей;

-несоблюдение мер безопасности, указанных в наряде-допуске, при выполнении работ на крановых путях и проходных галереях;

-неисправность канатов, грузозахватных органов и съемных грузозахватных приспособлений;

-подъем груза при наклонном положении канатов;

-неправильная строповка грузов, перегруз или переполнение тары;

-несоблюдение порядка и габаритов складирования грузов;

Обучение аттестация и проверка знаний

2.1 Работники ОПО, непосредственно занимающиеся эксплуатацией ПС, должны быть обученными и иметь выданное в установленном порядке удостоверение на право самостоятельной работы по соответствующим видам деятельности.

2.2 Подготовка крановщиков должна осуществляться по программам, разработанным учебным центром и согласованным с Ростехнадзором РФ.

2.3 Персонал, который назначается для выполнения работ по зацепке, в т.ч. по навешиванию на крюк ПС, строповке и обвязке грузов, перемещаемых ПС с применением грузозахватных приспособлений, должен иметь уровень квалификации, соответствующий профессии "стропальщик".

2.4 То же требование предъявляется к персоналу основных рабочих профессий, в обязанности которых входит подвешивание на крюк груза без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или в другой таре), а также в случаях, когда груз захватывается полуавтоматическими захватными устройствами.

2.6 Крановщик 2-го разряда должен знать:

-устройство, принцип работы и правила эксплуатации обслуживаемых кранов;

-предельную грузоподъемность крана, тросов и цепей;

-правила перемещения сыпучих, штучных, лесных и других аналогичных грузов;

-систему включения двигателей и контроллеров; основы электротехники и слесарного дела.

2.7 Крановщик 3-го разряда должен знать:

-устройство и принцип работы обслуживаемых кранов и их механизмов;

-способы определения массы груза по внешнему виду; правила эксплуатации кранов по установке деталей, изделий и узлов на станок;

-порядок загрузки стеллажей продукцией в соответствии с установленной номенклатурой и специализацией; технологический процесс внутрискладской переработки грузов;

-правила укладки и хранения грузов на стеллажах; основы электротехники и слесарного дела.

2.8 Крановщик 4-го разряда должен знать:

-устройство обслуживаемых кранов и их механизмов;

- способы переработки грузов; основы технологического процесса монтажа технологического оборудования, стапельной и секционной сборки и разборки изделий, агрегатов, узлов, машин и механизмов, конструкций сборных элементов зданий и сооружений;

-определение массы груза по внешнему виду; технические условия и требования, предъявляемые при загрузке стеллажей;

-расположение обслуживаемых производственных участков; электротехнику и слесарное дело.

2.9 Крановщик 5-го разряда должен знать:

-устройство и кинематические схемы обслуживаемых кранов и механизмов;

-технологический процесс монтажа технологического оборудования, стапельной и секционной сборки и разборки изделий, агрегатов, узлов, машин и механизмов, конструкций сборных элементов зданий и сооружений;

-электротехнику и слесарное дело.

2.10 Крановщик 6-го разряда должен знать:

-устройство, кинематические и электрические схемы обслуживаемых кранов и механизмов; расположение обслуживаемых производственных участков;

-электротехнику и слесарное дело.

2.11. Также крановщик 2-3-4-5-6 разрядов должен знать:

-знать критерии работоспособности применяемых ПС в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации применяемых ПС, технологический процесс транспортировки грузов;

-в случае возникновения угрозы аварийной ситуации информировать об этом своего непосредственного руководителя;

-знать порядок действий по инструкциям эксплуатирующей организации, в случаях возникновения аварий и инцидентов при эксплуатации ПС, а также выполнять данные инструкции;

2.12 Повторная проверка знаний крановщиков должна проводиться:

-периодически (не реже одного раза в 12 мес);

2.13 Внеплановая проверка знаний крановщиков должна проводиться:

-при переходе на работу на другое предприятие;

-по требованию инспектора Ростехнадзора или специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением кранов.

Наши рекомендации