Тема 4. основы теории спроса и предложения
Спрос и предложение – экономические категории товарного производства, проявляющиеся в сфере товарного обмена. Они являются неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования. Спрос – это совокупность товаров, выражающая платежеспособную потребность и заинтересованность потребителя в приобретении товаров при определенных условиях в данный период времени. Предложение – это объем товарной массы, выражающий заинтересованность производителя в производстве и реализации товара при определенных условиях в данный период времени.
Спрос и предложение представляют собой функциональную зависимость от цены. В первом случае зависимость обратно пропорциональна, во втором – прямая. Эти зависимости формально выражают законы спроса и предложения. Закон спроса может быть проиллюстрирован кривой спроса, имеющей отрицательный наклон, закон предложения иллюстрирует кривая предложения, имеющая положительный наклон.
Следует различать спрос и величину спроса, предложение и величину предложения. Изменение цены ведет только к изменению величины спроса и предложения. При этом кривые спроса и предложения своего положения не меняют.
Изменение неценовых факторов оказывает воздействие на спрос и предложение путем изменения, например, платежеспособности потребителя, положения продавца на рынке. На графике это означает параллельный сдвиг кривых вправо или влево.
Взаимодействие спроса и предложения является основой рыночного механизма. В условиях конкуренции оно изменяет рыночную цену до того момента, когда экономические интересы покупателей и продавцов совпадут. Данная ситуация и определяет рыночное равновесие, т.е. на рынке устанавливается равенство между объемом и структурой спроса, с одной стороны, и объемом и структурой предложения – с другой.
План семинарских занятий
1. Понятие спроса, закон спроса, функция спроса, факторы, влияющие на спрос.
2. Понятие предложения, закон предложения, функция предложения и факторы, влияющие на предложение.
3. Результаты взаимодействия спроса и предложения, равновесная цена, излишек потребителя и производителя.
4. Индивидуальный и совокупный рыночный спрос.
5. Кривые спроса и предложения в кратко-, средне- и долгосрочных периодах.
Для более глубокого изучения темы студент должен знать определение следующих ключевых понятий и терминов:
спрос (функция спроса), объем спроса (величина спроса), предложение (функция предложения), закон спроса, объем предложения (величина предложения), закон предложения, цена спроса, цена предложения, равновесная цена, равновесный объем, выигрыш (излишек) потребителя, выигрыш (излишек) производителя, товарный дефицит, излишек товаров, эффект дохода, эффект замещения, эффект Гиффена, эффект Веблена (эффект сноба), низшие товары, нормальные товары, товары-субституты (взаимозаменяемые), комплементарные (взаимодополняемые) товары.
Основные термины и понятия
Каждому из приведенных ниже определений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие.
а) спрос
б) величина (объем) спроса
в) закон спроса
г) товары-субституты
д) комплементарные блага
е) предложение
ж) объем предложения
з) закон предложения
и) равновесие
к) равновесная цена
л) равновесный объем
м) цена спроса
н) цена предложения
1. Минимальная цена, по которой фирма готова производить и поставлять товар на рынок.
2. Закон, в соответствии с которым величина спроса находится в обратной зависимости от цены товара.
3. Состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо равен объему предложения этого блага.
4. Количество товара, которое потребитель желает и может купить на рынке за определенный период времени по разным ценам.
5. Объем, отражающий количество блага, при котором устанавливается равенство между ценой спроса и ценой предложения.
6. Закон, в соответствии с которым величина предложения находится в прямой зависимости от цены товара.
7. Количество товара, которое фирма готова предложить при данной цене в данный момент времени.
8. Количество товара, которое производители хотят и могут продать на рынке за определенный период времени по разным ценам.
9. Товары, которые могут быть использованы вместо других товаров с аналогичными свойствами.
10. Количество товара, которое потребитель готов купить при данной цене в данный момент времени.
11. Товары, которые потребляются совместно, при этом один без другого, как правило, не может быть пригоден для использования.
12. Максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за товар.
13. Цена, при которой количество произведенного и предложенного к продаже товара равно количеству товара, которое покупатели желают и могут приобрести.
Упражнения
1. На рынке пять покупателей. Каждый из них желает купить ноутбук, но готов заплатить за них разную цену: 1-й – 18 тыс. руб.; 2-й – 20 тыс. руб.; 3-й – 22 тыс. руб.; 4-й – 24 тыс. руб.; 5-й – 26 тыс. руб. Постройте кривую спроса и выведите ее уравнение.
2. Функция спроса носит линейный характер (QD=a-b∙P). Как изменится положение кривой спроса, описанной этой функцией, если:
а) увеличится максимальный объем спроса;
б) изменится хотя бы один из неценовых факторов;
в) вырастет цена.
Ответ проиллюстрируйте графически.
3. В табл. 4.1 приведены данные о ситуации на рынке учебников.
Таблица 4.1
Цена, руб. | |||||
Объем спроса, млн. шт. | |||||
Объем предложения, млн. шт. |
Постройте графики кривых спроса и предложения на учебники и определите:
а) чему равна равновесная цена и равновесный объем на учебники;
б) какая ситуация сложится на рынке (возникнет излишек или
дефицит и в каком количестве) при цене 80 руб. за книгу; 320 руб. за книгу;
в) рост потребительских расходов повысил спрос населения на
учебники на 15 млн. шт. при каждом уровне цены. Каковы будут равновесная цена и равновесный объем производства?
4. Сопоставьте термины, приведенные в левой колонке табл. 4.2, с определениями, приведенными в правой, найдя правильные пары.
Таблица 4.2
Понятие | Определение |
1. Эффект дохода | А. Явление, состоящее в том, что повышение цены товара ведет к росту объема спроса на него |
2. Эффект замещения | Б. В условиях роста цен богатый потребитель расширяет спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары из престижных соображений, он не хочет быть «как все» |
3. Эффект Гиффена | В. Явление, проявляющееся в том, что при более низкой цене у потребителя появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичного, относительно него более дорогого, товара. |
4. Эффект Веблена | Г. Явление, состоящее в том, что при более низкой цене потребитель может позволить себе купить больше данного продукта, не отказываясь от приобретения каких-либо альтернативных товаров |
5. Низшие товары | Д. Товары, спрос на которые по мере роста дохода первоначально растет, но затем дальнейшее увеличение доходов не приводит к росту спроса на них |
6.Нормальные товары | Е. Товары, спрос на которые растет по мере роста дохода |
7. Товары роскоши | Ж. Товары, спрос на которые падает по мере роста дохода |
8. Кривая спроса | З. Кривая, показывающая, какое количество продукции производитель готов произвести и поставить на рынок по разным ценам в данный момент времени |
9. Кривая предложения | И. Кривая, показывающая, какое количество товара готовы приобрести потребители по разным ценам |
5. Заполните табл. 4.3, определив, какие из ниже приведенных факторов приведут к изменению спроса, а какие - к изменению объема спроса.
Таблица 4.3
Изменение спроса | Изменение объема спроса |
1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. 3. |
Факторы: рост цен на комплектующие и электроэнергию; рост цены на товар-заменитель; снижение подоходного налога; рост цены на товар; повышение заработной платы; товар вышел из моды; рост числа производителей; бум рождаемости.
6. Какое из нижеперечисленных изменений не вызовет перемещения из положения А в положение B (рис. 4.1):
Р P1 P2 |
Q1 Q2 Q Рис. 4.1. Кривая спроса |
B |
A D |
а) улучшение технологии изготовления данного товара;
б) снижение цены на сырье, используемое при производстве
данного товара;
в) рост доходов потребителей данного товара;
г) увеличение объема закупок данного товара?
7. Как отразится рост цен на корма для коров на положение дел на рынках: а) свинины (разобран в качестве примера, рис. 4.2); б) говядины (рис. 4.3, а); в мяса птицы (рис. 4.3, б); в) перьевых подушек (рис. 4.3, в).
Спрос на свинину вырастет, кривая D сместится в положение D1. Это приведет дет к росту равновесной цены и равновесного объема |
Р D D1 S P1 E1 P E Q Q Q1 Рис. 4.2. Рынок свинины |
в) говяжьих антрекотов;
г) пуха;
д) перьевых подушек;
е) ткани.
Ситуацию на каждом рынке отразите графически.
а) говядины в) мяса птицы г) перьевые подушки Рис. 4.3. Рынки мяса птицы, говядины, перьевых подушек |
Таблица 4.4
Предложение (S) | Спрос (D) | Равновесная цена (Ре) | Равновесный объем (Qe) |
1. растет | растет | Нельзя однозначно ответить (может и снизиться, и увеличиться, и остаться без изменения. Это зависит от пропорций, в которых произошли изменения) | растет |
снижается | снижается | снижается | |
растет | снижается | ||
снижается | растет | растет | |
растет | остается без изменения | растет | |
снижается | растет | снижается | |
остается без изменения | растет | ||
остается без изменения | снижается |
9. В табл. 4.5 перечислены факторы, оказывающие неоднозначное влияние на спрос и предложение. Отметьте знаком «+» факторы, вызывающие изменения спроса и предложения, а знаком «-» - изменение объема спроса и объема предложения.
Продемонстрируйте эти изменения графически.
Таблица 4.5
Факторы | Сдвиг кривой D | Движение вдоль кривой D | Сдвиг кривой S | Движение вдоль кривой S | График |
Изменение доходов потребителей | + | - | |||
Изменение цен на сырье | |||||
Изменение цен на товары-заменители | |||||
Внедрение новой технологии | |||||
Рост налогов на прибыль |
10. Государство ввело субсидию на производство товара. Определите выгоду потребителей продукции от субсидий на основании графической модели, приведенной на рис. 4.4.
Р, руб. S Р2 L Ре E субсидия S1 Ре1 A E 1 D Р1 K Q, шт. |
Qe Qe1 Рис. 4.4. Влияние субсидий на рыночное равновесие |
Тесты
1. В каком из утверждений термин «предложение» следует заменить
выражением «величина предложения»:
а) когда повысится цена на кефир, предложение йогурта, производимого на этом молокозаводе, снизится;
б) ожидаемое повышение цен на товар вызвало временное сокращение его предложения;
в) рост цен на электроэнергию вызвал уменьшение предложения огурцов, выращиваемых в теплицах города;
г) повышение цен на услуги косметических салонов вызвало рост предложения этих услуг.
2. Рост цены на кофе вызовет:
а) падение спроса на чай;
б) рост спроса на чай;
в) увеличение объема спроса на чай;
г) снижение величины спроса на чай.
3. Рыночный спрос не изменяется в зависимости от:
а) доходов потребителей;
б) цен на взаимозаменяемые товары;
в) цен на ресурсы;
г) численности покупателей.
4. Рост цены на древесину вызовет:
а) сдвиг кривой спроса на мебель вверх (или вправо);
б) сдвиг кривых спроса и предложения на мебель вверх;
в) сдвиг кривой предложения на мебель вверх (или влево);
г) сдвиг кривой предложения на мебель вниз (или вправо).
5. Причиной падения цены на продукт может быть:
а) рост налогов на бизнес;
б) рост потребительских расходов;
в) падение цен на ресурсы;
г) падение цен на товары, дополняющие данный товар в потреблении.
6. Кривая предложения смещается влево, если:
а) ожидается понижение прибыли;
б) растут цены на взаимозаменяемые товары;
в) снижаются цены на факторы производства;
г) совершенствуется технология производства.
7. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
а) спрос равен предложению;
б) цена равна издержкам плюс прибыль;
в) уровень технологии меняется постепенно;
г) объем предложения равен объему спроса.
8. Выигрыш потребителя равен площади треугольника:
Q |
Qe |
S |
E |
Р М Pe N |
D |
а) MEPe;
б) PeEN;
в) PeEQeO;
г) MEN.
9. Если рыночная цена ниже равновесной, то:
а) возникает дефицит товаров;
б) возникает излишек товаров;
в) падает цена ресурсов;
г) формируется рынок покупателей.
10. Функция спроса на товар имеет вид QD=50–P, а предложение задано функцией QS=P+10. При какой цене имеет место дефицит, равный 10 шт.:
а) 40;
б) 20;
в) 15;
г) 0.
11. Если индивидуальный спрос описывается функциями: QD1=8-2∙P, QD2=12-2∙P, QD3= 21-3∙P, то объем совокупного спроса при цене равной 5 ден. ед., составит:
а) QDсов = 2;
б) QDсов = 6;
в) QDсов = 8;
г) QDсов = 12.
Верны ли следующие утверждения (да/нет):
1. Согласно закону спроса объем покупок низших товаров растет при снижении цен на них.
2. Смещение кривой спроса на любой товар можно объяснить влиянием неценовых факторов.
3. Смещение кривой спроса влево вниз на модный велосипед может произойти по причине снижения его цены.
4. Смещение кривой предложения вниз или вправо может произойти из-за повышения цен на основные конструкционные материалы, из которых сделан товар.
5. Цена товара не является фактором, вызывающим смещение кривых как спроса, так и предложения.
6. Выигрыш производителя – это дополнительная полезность, полученная потребителем в процессе рыночного обмена, благодаря тому, что фактически уплаченная цена ниже той, которую потребители готовы платить за него.
7. Если два товара взаимодополняемые, то рост цены на первый вызовет рост спроса на второй товар.
8. Дефицит - это следствие превышения объема предложения над объемом спроса при установившейся цене.
9. Рыночное равновесие наступает тогда, когда цена, по которой продавец продает свой товар, равна цене, по которой покупатель его покупает.
10. Неурожай картофеля в стране приводит к сдвигу кривой спроса на картофель влево.
Вставьте пропущенные слова
1. Величина спроса меняется только тогда, когда изменяется ______ _______, а все прочие факторы остаются _________. В этом случае кривая _______ __________. Кроме цены товара на спрос влияют и _________ __________, изменение которых приводит к ______ кривой спроса влево или вправо.
2. Если в результате действия различных рыночных сил цена отклонилась от равновесия и установилась _____ равновесной,то объем спроса превышает ______ ________, товар станет дефицитным.
3. ________ спроса приводит к смещению кривой спроса вправо, это приводит к _______ равновесной цены и равновесного объема. ________ спроса вызывает смещение кривой спроса влево, а это вызывает уменьшение ________ ________ и __________ ________.
4. Высокая цена товара ________ _______ спроса, а снижение цены приводит к ________ _______ спроса.
5. Увеличение _______ означает, что при данном уровне цены потребитель готов приобрести больший объем товаров, чем прежде.
6. Наклон кривой спроса показывает, насколько чувствительным является реакция потребителя, а значит, и _____ _______ на изменение цены данного блага.
7. Кривая ________имеет положительный наклон. Это объясняется действием закона _________: объем ________ товара увеличивается при ____ _____ и уменьшается при ее снижении.
8. Равновесие – это такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены _____ _______ равен _______ _______ этого блага.
9. Цена, при которой кривые спроса и предложения пересекаются, называется ______ ценой, а количество предлагаемого товара – _________ _________.
10. Если главным фактором, воздействующим на _______ являются издержки, то в результате внедрения достижений НТП их удастся снизить, и в этом случае _____ ______ сдвинется ______, что приведет к _______ предложения.
Задачи
1. Функция предложения на товар имеет вид: QS=4∙P–1000. В результате совершенствования технологии предложение возрастет на 20 ед. для каждой цены. Определите минимальную цену, при которой будет существовать предложение данного товара.
3. Рынок конкретного товара характеризуется функциями спроса и предложения: QD = 200-P и QS=-10+0,5∙P. Рассчитайте: а) равновесную цену и равновесный объем; б) выигрыш (излишек) потребителя и выигрыш (излишек) производителя; в) как изменятся равновесные цена и объем, если в результате роста потребительских расходов потребление товара возрастет на 15 ед. при каждой цене.
4. Функции спроса и предложения некоторого товара могут быть формализованы следующим образом: QD =15-P и QS=-2+2∙P. Определите, как изменится равновесная цена и равновесный объем на данный товар, если на рынке появится новая группа покупателей, функция спроса которых характеризуется уравнением QD1 =23 –1,8∙P.
5. Функции спроса и предложения для конкретного товара имеют вид: QD =25-P и Q =-2+8∙P. Предположим, что на данный товар введен налог, уплачиваемый продавцом, в размере 2 руб. на ед. товара. Определите: а) какую цену за единицу продукции реально получает продавец данного товара; б) величину налогового бремени, приходящуюся на потребителя; в) величину налогового бремени, приходящуюся на производителя.
6.Функции спроса и предложения на товар имеют вид: QD = 10 – Р и QS= -2+ 2P. На товар вводится субсидия в размере 5% от цены за единицу. Определите: 1) равновесную цену и равновесный объем после введения дотации; 2) фактическую цену, полученную производителем, после дотаций?
Вопросы для самоконтроля
1. Что отражают кривые рыночного спроса и предложения?
2. Чем объясняется нисходящий характер кривой спроса?
3. В каком случае мы говорим об изменении спроса (предложения), а в каком случае об изменении объема спроса (предложения)?
4. Всегда ли рост цены вызывает снижение величины спроса?
5. В чем суть эффекта дохода и эффекта замещения?
6. Как формулируется закон предложения?
7. С какими факторами связано возрастание величины предложения товара? С какими факторами связан рост спроса на товар?
8. Почему равновесная цена выгодна и потребителю, и производителю?
9. Почему дефицит и избыток носят временный характер?
10. В чем отличие подходов к описанию рыночного равновесия по Вальрасу и по Маршаллу?
Список рекомендуемой литературы
Основная
1. Курс экономической теории: учебник/ под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2012, гл. 5, § 7; гл. 6 § 4.
2. Экономическая теория. Часть 1. Микроэкономика/ под общ. ред. Е.Н. Чижовой. – Белгород, 2009, гл. 5.
Дополнительная
1. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ под ред. проф. А.В. Сидоровича. - М..: «Дело и сервис», 2001, гл. 4, 5.
2. Микроэкономика: теория и российская практика: учебник/ под. ред. А.В. Грязновой. – М.: КНОРУС, 2004, тема 4, § 4.1.
3. Михайлушкин, А. И. Экономика: учебник для технических вузов/ А. И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – М.: «Высшая школа», 2001, гл. 1, § 1.4.
4. Нуреев, Р.М. Курс экономической теории: учебник для вузов/ Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2001, гл. 3, § 3.2, 3.3.