Основы анализа спроса и предложения

Состояние рыночной экономики, уровень и механизм ее развития описыва­ется с помощью таких понятий, как спрос и предложение, способы их коор­динации и приспособления друг к другу.

Спрос характеризуется шкалой, которая раскрывает готовность покупателей в данный отрезок времени приобретать продукт по каждой из предложенных на рынке цен, На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы,.

Зависимость объема спроса от цен фиксируется законом спроса и представ­лена кривой с отрицательным наклоном. Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами. Во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей. Во-вторых, снижение цен расширяет покупательную способность потребителей. В-третьих, насыщение рынка при­водит к снижению полезности дополнительных единиц продукта, поэтому покупатели готовы покупать его только по более низким ценам. Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его' в другие точки постоянной кривой спроса.

На спрос влияют и неценовые факторы: предпочтения и вкусы потребителей, размеры рынка, доход («эффект дохода»), цены на сопряженные товары (субституты и дополняющие), потребительские ожидания. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе и выражается смещением кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). Предложение также характеризуется с помощью шкалы. В ней представлены разные количества продукта, которые производитель желает произвести и продать по каждой цене из данного ряда цен в конкретный временной период.

Зависимость объема предложения от цен фиксируется законом предложения и описывается кривой с положительным наклоном.

Прямая связь предложения и уровня цен объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства, Изменение цен при­водит к изменению величины предложения и иллюстрируется движением его вдоль постоянной кривой предложения от одной комбинации «цена — объем предложения» к другой.

Действие неценовых факторов приводит к изменению в предложении, что выражается в смещении кривой предложения вправо (если оно растет) и влево (если оно сокращается). К неценовым факторам, оказывающим влия­ние на предложение, относятся: цены на производственные ресурсы, изме­нения в технологии производства, государственная политика в области на­логообложения и субсидирования, структура рынка.

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляются на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приво­дит к формированию равновесной цены, прикоторой величины спроса и предложения сбалансированы. Равновесной цене присуща уравновешиваю­щая функция.

Как правило, в рыночной экономике действуют либо факторы спроса, либо предложения. Однако возможны и более сложные ситуации, в которых они действуют одновременно.

Если их влияние на спрос и предложение противоположно, то изменение равновесного, объема продукции зависит от относительных параметров из­менения спроса и предложения. Если факторы, действующие на стороне спроса и предложения, изменяют их в одном направлени, то равновесное количество продукции изменяется на величину большую, чем под влиянием каждой группы факторов, взятой в отдельности. В том случае, когда изме­нение спроса и предложения нейтрализуют друг друга, равновесная цена остается неизменной.

Совершенно очевидно, что общественный механизм координации спроса и предложения действует и на товарном рынке, и на рынке ресурсов. Сбои в этом механизме порождают излишки или дефициты, которые сни­жают эффективность рыночной экономики.

Учебные цели

1. Определить понятия «рыночный спрос» и «рыночное предложение».

2. Выявить основные факторы, влияющие на спрос и предложение.

3. Понять графическое изображение функции спроса и функции предложе­ния.

4. Объяснить, почему и как изменяется рыночное равновесие.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

а. Объем спроса

б. Объем предложения

в. Кривая спроса

г. Кривая предложения

д. Рыночный спрос

е. Рыночное предложение

ж. Закон спроса

з. Закон предложения и. Эффект дохода

к. Эффект замещения

л. Взаимозаменяемые товары

м. Взаимодополняющие товары

н. Принцип убывающей предельной полезности

о. Изменение спроса

п. Изменение объема спроса

р. Изменение предложения

с. Изменение объема предложения

т. Рыночное равновесие

1. Графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого на этот товар.

2. Принцип, в соответствии с которым каждая последующая единица про­изведенного товара обладает меньшей полезностью для потребителя, в связи с чем он согласен покупать дополнительные единицы продукта только при условии снижения цены.

3. Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать це­ну, при которой их объемы уравновешиваются.

4. При снижении цен „на данный товар потребитель имеет возможность увеличить объемы его закупок, не отказывая себе в покупке других товаров.

5. Количество продукта, .которое могут и хотят купить потребители по дан­ной цене в данное время.

6. Пары товаров, для которых рост цены одного приводит к падению спроса на другой.

7. Количество конкретного продукта, которое производитель может и хочет произвести и продать в данное время по данной цене.

8. Графическое выражение зависимости между ценой товара и тем его количеством, которре продавцы могут и хотят предложить на рынке.

9. Сумма величин индивидуального спроса, предъявляемого каждым потре­бителем на конкретный товар при разных ценах из общего ряда предлагаемых цен.

10. Изменение количества товара, которое производители могут и хотят продать, и которое вызвано изменением цен на этот товар.

11. Принцип, который выражает прямую зависимость между ценой товара и величиной его предложения (при прочих равных условиях).

12. Стремление покупателя к приобретению более деи1евых товаров, вместо аналогичных, цены на которые выросли.

13. Изменение количества товара, которое хотят и могут купить потребите­ли, связанное с действием неценового фактора.

14. Принцип, который выражает обратную зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на него (при прочих равных условиях).

15. Изменение количества товара, которое производители хотят и могут продать, связанное с действием неценового фактора.

16. Такие пары товаров, для которых рост цены одного приводит к росту спроса на другой.

17. Изменение количества товара, которое потребители хотят и могут ку­пить, вызванное изменением его цены (при прочих равных условиях).

18. Разные количества продукта, которые желают и способны произвести и предложить к продаже производители на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение данного времени.

УПРАЖНЕНИЯ

1. В таблице 4.1 представлены данные, характеризующие различные ситуа­ции на рынке консервированной фасоли.

основы анализа спроса и предложения - student2.ru

а) Изобразите кривую спроса и кривую предложения по данным таблицы 4.1.

б) Если рыночная цена на банку фасоли равна 8-ми пенсам, что характерно для данного рынка — излишки или дефицит? Каков их объем?

в) Если равновесная цена на банку фасо­ли составит 32 пенса, что характерно для данного рынка — излишки или дефицит? Каков их объем?

г) Чему равна равновесная цена на этом рынке?

д) Рост потребительских расходов повысил потребление консервированной фасоли на 15 млн банок при каждом уровне цен. Каковы будут равновесная цена и равновесный объем производства?

2. Как влияют перечисленные в таблице 4.2 изменения на спрос и предло­жение?

Охарактеризуйте их влияние с помощью кривых спроса и предложения (поставьте «галочки» в колонках, название которых характеризует эффект

изменения).

Таблица 4.2

основы анализа спроса и предложения - student2.ru

3. На рис. 4.1 кривая, спроса на карандаши сдвинулась с Do к D). Какие события могли вызвать это движение?

а) Падение цен на товар-субститут для карандашей.

б) Падение цен на дополняющий товар (по отношению к карандашу).

в) Падение цен на сырье, которое используется для производства каранда­шей.

г) Снижение потребительских доходов при условии, что карандаши — не­полноценный товар.

д) Снижение налога на добавленную стоимость.

е) Снижение потребительских доходов при условии, что карандаши мальный товар.

ж) Широкая реклама карандашей.

ТЕСТЫ

1. Закон спроса предполагает, что:

а) Превышение предложения над спросом вызовет снижение цены.

б) Если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров,

в) Кривая спроса обычно имеет положительный наклон.

г) Когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.

основы анализа спроса и предложения - student2.ru

2, Чем можно объяснить, сдвиг кривой спроса на товар X?

а) Предложение товара X по некоторой причине уменьшилось.

б) Цена товара X выросла, и как следствие этого потребители решили меньше покупать этого товара,

в) Вкусы потребителей вызвали интерес к товару X, и поэтому они хотят покупать его при любой данной цене больше, чем раньше,

г) Цена товара X упала, поэтому потребители решили покупать его больше, чем раньше,

3, Рост цен на материалы, необходимые для производства товара X, вызовет:

а) Сдвиг кривой спроса вверх (или вправо),

б) Сдвиг кривой предложения вверх (или влево).

в) Сдвиг кривой спроса и кривой предложения вверх.

г) Сдвиг кривой предложения вниз (или вправо).

4. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?

а) Потребность.

б) Спрос.

в) Необходимость.

г) Желание.

5. Рыночный спрос не испытывает влияния:

а) Доходов потребителей.

б) Цен на взаимосвязанные товары.

в) Цен на ресурсы.

г) Численности покупателей.

6. Если спрос падает, кривая спроса сдвигается:

а) Вниз и влево.

б) По вращению часовой стрелки.

в) Вверх и вправо.

г) Против вращения часовой стрелки.

7. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса?

а) Вкусов и предпочтений' потребителей.

б) Размера или распределения национального дохода,

в) Цены товара.

г) Численности или возраста потребителей.

8. Совершенствование технологии сдвигает:

а) Кривую спроса вверх и вправо.

б) Кривую спроса вниз и вправо.

в) Кривую предложения вниз и вправо.

г) Кривую предложения вверх и влево,

9. Готовность покупать дополнительные единицы производимого товара толь­ко по более низкой цене лучше всего объясняет:

а) Эффект замещения.

б) Принцип убывающей предельной полезности.

в) Эффект дохода.

г) Закон предложения.

10. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

а) Спрос равен предложению.

б) Цена равна издержкам плюс прибыль.

в) Уровень технологии меняется постепенно,

г) Объем предложения равен объему спроса.

11. Если рыночная цена ниже равновесной, то:

а) Появляются избытки товаров.

б) Возникает дефицит товаров.

в) Формируется рынок покупателя.

г) Падает цена ресурсов.

12. Если предложение и спрос на товар возрастают, то: а) Цена повысится.

г6) Увеличится общее количество товара. •>

в) Цена останется стабильной.

г) Благосостояние общества возрастет.

13. Если иена товара ниже точки пересечения кривой спроса и кривой предложения, то возникнет:

а) Избыток.

б) Дефициты.

в) Растет безработица.

г) Все варианты неверны.

14. Покупка товаров по низкой цене на одном рынке и продажа его по высокой цене на другом не является:

а) Операцией с целью получения прибыли. , б) Средством повышения предложения на рынке с высоким уровнем цен.

в) Причиной ценовых различий на конкретных рынках.

г) Средством повышения спроса на рынке с высоким уровнем цен.

15. Деятельность спекулянтов:

а) Увеличивает риск для законного предпринимательства: /б) Усиливает тенденцию к нестабильности цен.

в) Вызывает экономические бумы и рецессии.

г) Всегда приносит прибыль.

16. Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется:

а) В росте предложения.

б) В снижении предложения.

в) В росте объема предложения.

г) В падении объема предложения.

17. Спрос и предложение могут быть использованы для объяснения коорди­нирующей роли цены:

а) На товарном рынке.

б) На рынке ресурсов.

в) На валютном рынке.

г) На любом рынке.

18. Вполне вероятно, что причиной падения цены на продукт является:

а) Рост налогов на частное предпринимательство.

б) Рост потребительских доходов.

в) Падение цен на производственные ресурсы.

г) Падение цены на взаимодополняющий товар.

19. Что может вызвать падение спроса на товар X?

а) Уменьшение доходов потребителей.

б) Увеличение цен на товары-субституты товара X.

в) Ожидание роста цен на товар X.

г) Падение предложения товара X.

20. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый, вызовет:

а) Падение спроса на второй товар.

б) Рост спроса на второй товар.

в) Увеличение объема спроса на второй товар.

г) Падение величины спроса на второй товар.

ВЕРНО/НЕВЕРНО

1. Кривая спроса показывает, что при снижении цены растет объем спроса.

2. Увеличение спроса означает движение вдоль кривой спроса в направле­нии, которое показывает рост общего количества покупаемого товара.

3. Закон убывающей производительности факторов производства означает, что снижение цены товара приводит к росту объема спроса на этот товар.

4. Сдвиг кривой предложения вправо означает, что производители предла­гают большее количество продукта при каждом уровне цен.

5. Если правительство устанавливает верхний предел для роста цен, то объемы спроса и предложения данного товара всегда равны.

6. Изменение потребительских предпочтений приводит к движению спроса вдоль его кривой, а рост доходов — к ее сдвигу.

7. Рыночный механизм использует цены как инструмент, регулирующий распределение.

8. Если цена на какой-то товар устойчива, значит она установилась на уровне пересечения кривой спроса и предложения.

9. Рост спроса, сопровождающийся расширением предложения, приводит к увеличению равновесного объема производства, но не к росту равновесной цены.

10. Закон убывающей производительности факторов производства позволяет понять, почему кривые спроса на готовый продукт имеют отрицательный наклон.

11. Любое изменение цен на ресурсы приведет к сдвигу точки равновесия спроса и предложения вверх или вниз по кривой спроса.

12. Рост потребительских доходов вызовет расширение спроса на все товары.

13. При прочих равных условиях плохой урожай картофеля приведет к росту цен на чипсы.

14. Товар, который плохо сделан, относится к товарам низшей категории (к неполноценным).

15. Если (при прочих равных условиях) спрос на товар растет в результате роста потребительских доходов, то этот товар относится к категории «нор­мальных товаров».

16. В обычном понимании два товара X и Y называются взаимодополняю­щими, если рост цены товара Y ведет (при прочих равных условиях) ^ падению спроса на товар X.

17. Падение цены на товар приведет к росту спроса на его товар-субститут.

18. Распределительная функция цены выражается в ликвидации товарных избытков и дефицитов.

19. Если рыночная цена ниже равновесной, то она будет снижаться, ибо в таких условиях спрос будет падать, а предложение расти.

20. Если одновременно вырастут предложение товара и потребительские доходы, возможно, цена на него не изменится.

ПРОБЛЕМЫ

1. На основе данных, приведенных в таблице 4.3, выполните следующие задания:

основы анализа спроса и предложения - student2.ru

а) Нарисуйте кривые спроса потребителей X, Y, Z соответственно, используя рис, 4.2, 4,3, 4.4.

основы анализа спроса и предложения - student2.ru основы анализа спроса и предложения - student2.ru

основы анализа спроса и предложения - student2.ru

Рис. 4.4. Спрос потребителя Z

б) Нарисуйте кривую рыночного спроса, используя р^с. 4.5,. Объясните, каким образом вы построили кривую рыночного спроса.

в) Предположим, что спрос на этот товар со стороны потребителей X и Y удвоится, но наполовину сократится со стороны Z. Соответственно измените кривые спроса X, Y, Z и кривую рыночного спроса.

2. На рис. 4.6 представлены кривые спроса Do, Dj, D2.

Ответьте на вопросы:

а) Чем вызвано движение из точки (а) (кривая Do) в точку (Ь) (кривая Di)? ______________________ Почему? _____________________________________________________

Что могло быть причиной этого сдвига?_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

основы анализа спроса и предложения - student2.ru

основы анализа спроса и предложения - student2.ru

Количество

Рис. 4.6. Кривые спроса

б) Чем вызвано движение из точки (а) (кривая Do) в точку (с) (кривая D2)?

____________________________Почему?____________________________

Что могло быть причиной этого сдвига?_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

в) Чем вызвано движение из точки (а) (кривая Do) в точку (d) (кривая Do)?

__________________________________ Почему? _________________________________________

Что могло быть причиной этого сдвига?__________________________________________________

____________________________________________________________________________________

г) Чем вызвано движение из точки (а) (кривая Do) в точку (е) (кривая Do)?

___________________________________Почему? _________________________________________

Что могло быть причиной этого сдвига?__________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. На рис. 4.7 изображены кривые предложения S0, S1, S2.

основы анализа спроса и предложения - student2.ru

Количество Рис. 4.7. Кривые предложения

Ответьте на следующие вопросы:

а) Чем вызвано движение из точки (а) в точку (b)?

Почему?___________________ Что могло быть причиной этого движения?

_____________________________________________________________________________________

б) Чем вызвано движение из точки (а) в точку (с)?__________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Почему?___________________ Что могло быть причиной этого движения?

_____________________________________________________________________________________

в) Чем вызвано движение из точки (с) в точку (d)?__________________________________________

Почему? __________________ Что могло быть причиной этого движения?

_____________________________________________________________________________________

г) Чем вызвано движение из точки (b) в точку (с)?__________________________________________

Почему?___________________Что могло быть причиной этого движения?

_____________________________________________________________________________________

Что могло быть причиной этого сдвига?__________________________________________________

4. а) Изобразите кривые спроса и предложения на рынке электродрелей, используя для этого рис. 4.8 и данные таблицы 4.4.

основы анализа спроса и предложения - student2.ru

            Таблица 4.4
Объем(тыс. шт.) Цена ($)
60 70
Спроса Предложения 24 10 12 8 19 22

Ответьте на вопросы:

б) Какова равновесная цена на рынке электродрелей?

в) Каков равновесный объем купли/продажи электродрелей?

г) Если цена электродрели составит $ 30, какова величина дефицита на этом рынке?

д) Если цена электродрели повысится до $ 60, какова величина избытка на этом рынке?

5.. На рис. 4.9 изображены кривые спроса на товары X, Y (субститут товара X) и Z (дополняющий к товару X).

Предположим, цена товара X увеличилась. Покажите эффект изменения цены товара X, используя рис. 4.9.

основы анализа спроса и предложения - student2.ru основы анализа спроса и предложения - student2.ru основы анализа спроса и предложения - student2.ru

Рис. 4.9. Кривые спроса на товары X, Y, Z.

ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ

Основные термины и понятия

1. в; 2. н; 3. т; 4. и; 5. а; 6. м; 7. б; 8. г; 9. д; 10. с; 11. з; 12. к; 13, о; 14. ж; 15. р; 16. л; 17. п; 18. е.

Упражнения

1. а) См. рис. 4.10.

б) Дефицит, равный 60-ти млн консервных банок фасоли/год.

в) Излишек, равный 30-ти млн консервных банок фасоли/год.

г) Равновесная цена равна 24 пенсам.

д) Равновесный объем равен 60 млн консервных банок в год, равновесная цена — 28 пенсов за банку.

2. См. таблицу 4.5.

3. Движение может быть вызвано событиями б), г) или ж). Факторы а) и

е) могут сдвинуть кривую спроса в обратном направлении; факторы в) и д) могут сдвинуть кривую предложения.

основы анализа спроса и предложения - student2.ru

основы анализа спроса и предложения - student2.ru

Тесты

1. г; 2. в; 3. б; 4. б; 5. а; 6. а; 7. в; 8. в; 9. б; 10. г; 11. б; 12. б; 13. б; 14. г; 15. б; 16. в; 17. г; 18. в; 19. а; 20. б.

Верно/Неверно

1. В; 2. Н; 3. Н; 4. В; 5. Н; 6. Н; 7. В; 8. В; 9. Н; 10. Н; 11. В; 12. Н; 13. В; 14. Н; 15. В; 16. В; 17. Н; 18. В; 19. Н; 20. В.

Проблемы

1. а) См. рис. 4.11, 4.12, 4.13 (кривые с точками).

б) Суммирование индивидуального спроса по горизонтам (см. рис. 4.14).

в) См. рис. 4.11, 4.12, 4.13, 4.14 — кривые без точек.

основы анализа спроса и предложения - student2.ru основы анализа спроса и предложения - student2.ru

основы анализа спроса и предложения - student2.ru

2. а) Рост спроса; кривая спроса сдвинулась вправо; рост дохода, предпоч­тение потребителей или другие изменения в неценовых факторах, влияющих на спрос.

б) Сокращение спроса; кривая спроса сдвинулась влево; падение дохода, рост цены дополняющего товара или другие изменения в неценовых факто­рах, влияющих на спрос.

основы анализа спроса и предложения - student2.ru

в) Падение объема спроса; движение вдоль кривой спроса; рост цен на данный товар.

г) Рост объема спроса; движение вдоль кривой спроса; падение цены на данный товар.

3. а) Рост предложения; кривая сдвинулась вправо; снижение цен на ре­сурсы, использование более эффективной технологии, или другие изменения в неценовых факторах, влияющих на предложение.

б) Сокращение предложения; кривая сдвинулась влево; повышение цен на ресурсы, сокращение числа покупателей или другие изменения в неценовых факторах.

в) Рост объема предложения; движение вдоль кривой предложения; рост цены на данный товар.

г) Уменьшение объема предложения; движение вдоль кривой предложения; снижение цены.

4, а) См. рис,4.15.

б) 50.

в) 16.

г) Дефицит, равный 14-ти тыс. шт.

д) Избыток, равный 7-ми тыс. шт.

5, См. рис. 4.16, 4.17.

Спрос на товар-субститут Y повысится; спрос на дополняющий товар Z , уменьшится; спрос на товар X не изменится.

основы анализа спроса и предложения - student2.ru

основы анализа спроса и предложения - student2.ru основы анализа спроса и предложения - student2.ru

Тема 5

Наши рекомендации