Спрос на общественные блага и их предложение. Определение эффективного объема предоставления общественных благ
Решая вопрос о выборе объема предоставления общественных благ нельзя основываться только на решениях отдельных субъектов, которые руководствуются в своем поведении исключительно принципом максимизации индивидуальной полезности. Тогда производство общественных благ, рождающих положительные внешние эффекты, будет явно недостаточно. Если общество не найдет способа трансформировать положительные внешние эффекты во внутренние, то будет иметь место недопроизводство рассматриваемых нами благ.
Отдельный экономический субъект при совершении экономической сделки сравнивает предельную полезность, которую он может получить от приобретения единицы блага с ее рыночной ценой. Последняя в условиях совершенной конкуренции равна предельным издержкам производства. Однако предельная общественная полезность единицы общественного блага представляет собой сумму предельных полезностей для всех потребителей. Это обусловлено тем, что каждая дополнительная единица общественного блага приносит пользу не одному, а всем потребителям. Предположим, что предприняты меры для улучшения национальной безопасности страны, которая представляет собой чистое общественное благо и приносит пользу всем членам общества. Тогда полезность от повышения обороноспособности страны – это полезность, получаемая одним членом общества плюс полезность, получаемая другим членом общества и т. д., до тех пор, пока не будет просуммирована выгода всех членов общества. Это будет справедливо для прироста любого чистого общественного блага. Для того, чтобы получить предельную общественную полезность, необходимо просуммировать предельные полезности, получаемые всеми потребителями.
Упрощая реальную действительность, предположим, что общество представлено двумя субъектами, которые выступают потребителями некоторого чистого общественного блага. На рисунке 11.6 представлены их кривые индивидуального спроса.
Рис. 11.6 Определение оптимального объема предоставления общественного блага.
Определение совокупного спроса на данное благо предполагает суммирование индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной рыночной цене. Графически это означает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса (кривых предельной полезности) для каждого объема блага. Особенностью кривой спроса на общественное благо является и то, что субъекты не способны корректировать объем спроса с учетом своих вкусов и своих возможностей. На каждую единицу данного блага цена не назначается. Все потребители должны потреблять рассматриваемое благо целиком в одном объеме. Сказанное означает, что величина совокупного спроса на общественное благо является одновременно величиной индивидуального спроса на него, то есть
QS = q1 = q2 = …= qn (11.5)
На рисунке 11.6 показано, что каждый из двух потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага. Цена, при которой потребители приобретают объем Q0 – это максимальная сумма денег, которая приносится в жертву ради приобретения дополнительной единицы исследуемого блага при условии наличия Q0 единиц.
Учитывая, что производство и предоставление общественных благ связано со значительными внешними эффектами, нетрудно представить себе, что предложение общественного блага определяется предельными общественными издержками. Последние могут быть получены путем суммирования индивидуальных предельных издержек производителя и соответствующих внешних эффектов производства (положительных и отрицательных). Сказанное означает, что условием достижения равновесия выступает равенство предельной общественной полезности и предельных общественных издержек.
В рассмотренном нами примере Р0S можно интерпретировать как ту сумму (Р01 + Р02), которые оба потребителя готовы совместно уплатить за получение Q0 единиц общественного блага. Причем, для достижения эффективного объема выпуска данного блага необходима кооперация усилий всех потребителей, так как каждый из них в отдельности не в состоянии оплатить получение объема Q0 . Разделив же между собой затраты и выработав соответствующее соглашение, это становится вполне реальным. При этом никто из потребителей не проиграет, когда будет достигнуто состояние равновесия и каждый из них будет иметь возможность потреблять одно и тоже количество общественного блага. Другими словами говоря, производство будет являться парето-эффективным. Наглядным примером добровольной кооперации для обеспечения общественным благом может служить общественное телевидение и радио.
Каждое из слагаемых суммы Р01 + Р02 можно рассмотреть как индивидуальную предельную норму замещения общественным благом X частного блага Y, то есть Р01х = MRS1xy, а Р02х = MRS2xy. Тогда Р01 + Р02 можно представить как MRS1xy + MRS2xy. Искомое нами условие равновесия обретает вид
MRS1xy + MRS2xy = MRРТxy. (11.6)
Равенство 11.6 показывает, что жертва в виде некоторого количества частного блага У, от которого необходимо отказаться ради производства дополнительной единицы общественного блага Х, должна быть равна совокупному количеству блага У, от которого готовы отказаться все потребители (при условии неизменности их благосостояния) ради получения дополнительной единицы общественного блага Х, то есть равна предельной норме их продуктовой трансформации.
Графически эффективное распределение ресурсов в производстве общественного блага Х и частного блага У можно представить на рисунке 11.7.
Мы будем исходить из того, что в экономике производятся только два блага, одно из которых общественное (Х), а другое – частное (У). Существует только два потребителя данных благ, каждый из которых имеет свою систему предпочтений в отношении их. Система предпочтений представлена для каждого потребителя только одной кривой безразличия (для простоты): U1 – кривая безразличия первого потребителя, а U2 – второго. Кривая ТТ представляет собой кривую продуктовой трансформации (кривую производственных возможностей исследуемых благ). Она показывает различные комбинации частного и общественного блага, которые могут быть получены при полном использовании всех экономических ресурсов.
Рис.11.7. Оптимизация объема предоставления общественного блага.
Зафиксировав полезность, получаемую первым потребителем на уровне U1, с помощью кривой ТТ можно найти то количество блага У, которое будет доступно для второго потребителя. Предположим, что первый потребитель выберет на своей кривой безразличия точку С, координаты которой представляют собой некоторый набор рассматриваемых благ. Значит, каждый потребитель имеет возможность получить Х* единиц общественного блага, а кроме того, можно определить то количество частного блага У, которое достанется первому потребителю - У*1 и второму - У*2.
Кривая А²С²Д² показывает потребительские возможности второго покупателя, то есть те наборы благ, которые ему доступны в приобретении. Она может быть получена как разность по вертикали между кривой производственных возможностей ТТ и кривой безразличия первого потребителя U1. Руководствуясь принципом максимизации своей полезности с учетом заданных производственных возможностей, второй потребитель отдаст предпочтение такой комбинации частного и общественного блага, которая соответствует точке касания его кривой потребительских возможностей с наиболее высокой кривой безразличия. В нашем случае речь идет о наборе благ С².
Наклон кривой потребительских возможностей А²С²Д² определим как разность наклонов кривой производственных возможностей и кривой безразличия U1. Учитывая, что наклоны кривых безразличия характеризуются значениями предельных норм замещения MRS, а наклон кривой продуктовой трансформации – ее предельной нормой, получаем
MRS1xy + MRS2xy = MRРТxy.
В случае с множеством потребителей имеем
N
S MRSixy = MRРТxy, (11.7)
i=1
где N - число потребителей.
Равенство 11.7 представляет собой условие парето-эффективного производства для экономики с общественным благом.