Экономическая природа общественных благ
Один из провалов рынка связан с его неспособностью удовлетворять потребности общества в товарах и услугах, с получением которых связано возникновение положительных внешних эффектов, то есть речь идет о существовании проблемы общественных благ. Такие блага, как например, национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, общественные коммунальные услуги и т. п. могут потребляться одновременно большим количеством людей, включая даже тех, которые за них не в состоянии платить.
Обеспечение общества общественными благами берет на себя государство, а финансирование осуществляется за счет налогов, которые оно взимает со всех субъектов общества.
Под чистым общественным благом принято понимать такое благо, которое потребляется всеми членами общества независимо от того, платят они за него или нет. Оно не может быть изолировано в потреблении только одним субъектом, который готов его оплатить, равно как и субъект его производящий не может изолированно получать от него выгоду. Сказанное означает, что общественное благо рождает положительные эффекты для всех субъектов, как только оно становится доступным для кого-либо из них. Например, когда состоятельный жилец дома за собственные средства делает капитальный ремонт всего дома, включая подъездное помещение, то явную выгоду получают все жильцы этого дома.
Общественные блага имеют две особенности, которые отличают их от частных. Прежде всего, речь идет о отсутствии соперничества , что означает неизбирательность в потреблении. То есть появление еще одного дополнительного потребителя при существующем объеме общественного блага не снижает его полезности и доступности для всех остальных. Следовательно, дополнительный потребитель может быть обеспечен данным благом без уменьшения той выгоды, которую получали от него ранее существующие потребители. Предельные общественные издержки предоставления блага новому потребителю с целью получения выгоды от него равны нулю. Поскольку доступ к общественным благам нельзя ограничить, то отсутствует конкуренция между их потребителями. Равнодоступность в потреблении общественного блага всеми членами общества связана с неделимостью блага, а также с отмеченными уже нами ранее внешними эффектами.
Неделимость блага в потреблении состоит в том, что субъект не может непосредственно выбирать объем потребления блага, а «вынужден» пользоваться всем объемом предоставляемого чистого общественного блага. Например, ни один человек не может определять какое именно подразделение милиции будет охранять лично его безопасность. Итак, неделимость общественного блага означает совместное его предложение всем субъектам общества. В предложенном примере весь объем услуг по охране общественной безопасности предоставляет государство.
Существование положительных и отрицательных экстерналий не позволяет в полном объеме отразить в рыночных ценах те общественные издержки, с которыми связано производство и потребление блага. Именно это и предопределяет необходимость государственного вмешательства в экономику. А сами внешние эффекты являются причиной неисключаемости общественных благ.
Таким образом, второй особенностью общественных благ следует назвать их неисключаемость в потреблении. Это означает, что ни один субъект не имеет исключительных прав на потребление подобного блага. Поэтому потребление общественного блага одним субъектом не лишает возможности всех остальных субъектов, желающих его потреблять, данной возможности. Поскольку эти блага не могут быть оценены, то люди не имеющие возможности заплатить за них, не могут быть удержаны от потребления. Чтобы исключить последних из числа потребителей обществу потребуются очень значительные средства. Но на практике в этом даже и нет необходимости, так как увеличение потребителей общественного блага не наносит ущерба другим его потребителям. Примером может служить благогоустройство городскими властями нового микрорайона города, что благоприятно сказывается как на жильцах этого микрорайона, так и на всех жильцах города в целом. Сложно себе представить, как можно лишить возможности молодую маму, оказавшуюся в данном микрорайоне со своим маленьким ребенком, отдохнуть на детской площадке или прогуляться по молодому бульвару.
В реальной действительности чистые общественные блага не столь частое явление, так как очень ограниченное число благ обладает всеми теми свойствами, которые им присущи. Поэтому сегодня можно говорить о так называемых смешанных благах, которые делятся на две группы: перегружаемые и исключаемые. Между этими группами можно выделить большое количество разновидностей свойств несоперничества и неисключаемости.
Перегружаемым благом можно считать такое благо, для которого существует точка перегрузки. Свойство несоперничества в потреблении в данном случае выполняется только до определенного момента. Точка перегрузки означает, что наступил такой момент, когда предельные издержки предоставления блага новому потребителю превышают нулевое значение. Поэтому целесообразно взимать с потребителей цену, равную предельным издержкам, которые дополнительные потребители налагают на других, ранее появившихся. Это дает возможность нормировать число потребителей чистого общественного блага после достижения точки перегрузки. Наглядным примером перегружаемого блага может служить автомобильное шоссе. Введение платы за пользование дорогами не только нормирует их использование, но и обеспечивает получение дохода. Доход может быть использован на проведение ремонтных работ на дороге, их расширение, а также на финансирование строительства новых.
Исключаемым благом можно считать благо с ограниченным доступом, то есть для которого не выполняется условие неисключаемости. Следовательно, на данное благо можно установить цену. Примером может служить вакцинация населения против инфекционного заболевания во избежание эпидемии. В данной ситуации исключение из пользования благом возможно, хотя оно не желательно из-за возникающих при этом положительных внешних эффектов. Сама процедура вакцинации каждого человека сопряжена с определенными издержками. Поэтому данное мероприятие проводится для населения бесплатно, а финансируется оно за счет средств общества.
К числу исключаемых общественных благ следует отнести также услуги общественного транспорта, общественного телевидения и радио и др.
Важной характеристикой общественных благ является территориальное пространство их потребления. Следуя критерию дифференциации границ потребления и предоставления благ, можно выделить международные, общегосударственные и местные общественные блага.
Международные общественные блага доступны для всех людей мира или для жителей определенного региона земного шара. Например, к ним следует отнести единые меры длины и веса, результаты фундаментальных научных исследований.
Общегосударственные общественные блага – это национальная оборона, охрана общественного правопорядка и др.
Местные общественные блага – это блага, доступ к которым открыт только для определенной части населения страны, например, для жителей определенного города. К их числу можно отнести строительство дорог, парков отдыха, организацию уличного освещения и др.
Получив представление о природе общественных благ, их свойствах и разновидностях, обратимся теперь к рассмотрению механизма определения оптимального объема их предоставления.