Фирма в рыночной экономике: сущность, цели и формы
В любой экономической системе производство товаров и услуг осуществляют различные по своей природе фирмы /предприятия/. Фирма – это сложное образование, поэтому не существует единственного определения фирмы, которое могло бы дать полное представление о ее природе. Фирма как хозяйственная структура представляет собой определенную организацию /экономический и правовой субъект/, занимающийся производством экономических благ и обладающий экономической самостоятельностью в процессе поиска наиболее эффективного способа трансформации ограниченных ресурсов в конечный продукт производства в условиях неопределенности и риска. Более сложное определение фирмы учитывает ее координирующую роль как механизма аллокации ресурсов. Фирма может быть определена как долговременный контракт. В рамках данного подхода фирма рассматривается как коалиция ресурсов, принадлежащих разным экономическим агентам. Поэтому фирма представляет собой систему переплетающихся контрактов, основу которой составляют долгосрочные контракты между собственниками наиболее важных и специфических для коалиции ресурсов, которые замещают рынки факторов производства и конечного продукта и в которых ценовые сигналы играют относительно небольшую роль. Вместе с тем, существование фирмы можно объяснить недостаточностью полных и исчерпывающих контрактов, способных отразить все возможные изменения в будущем. Поэтому фирма может быть представлена как неполный контракт, определяющий ее внутреннее строение, и как система авторитетной власти, функционирующая в пределах данной структуры. Согласно рассмотренному подходу по взаимной согласованности один из агентов наделяется правами при наступлении не оговоренных в контракте событий принимать решения по своему усмотрению и осуществлять действия, направленные на выбор рационального варианта использования ресурсов в условиях неопределенности и риска. Другой же агент соглашается подчиняться /в установленных пределах/ его действиям и контролю. Данное поведение экономических агентов строится в соответствии с их интересами. Таким образом, фирму можно определить как некую иерархическую структуру управления.
Фирма как производственная единица и инструмент предпринимательской деятельности всегда выступает в определенной организационно-правовой форме. В мировой практике используются различные организационно-правовые формы предприятий, что обусловлено национальным законодательством отдельных стран. В современной рыночной экономике принято выделять частные коммерческие и некоммерческие предприятия, государственные предприятия.
Частные коммерческие предприятия имеют своей целью получение прибыли. Причем, собственность на капитал предприятия не принадлежит трудовому коллективу, который заинтересован в равной степени в увеличении прибыли и заработной платы. Владельцы фирмы либо сами управляют ею, либо привлекают наемных менеджеров, которые управляют ею в интересах собственников. Данные предприятия выступают в следующих формах: единоличная /индивидуальная/ фирма, партнерство /товарищество/, корпорация /акционерное общество/.
Индивидуальная фирма принадлежит одному человеку, который владеет всеми ее активами и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам. К числу ее достоинств следует отнести: простоту организации, свободу действий владельца фирмы, сосредоточение всей прибыли в руках одного владельца, что обеспечивает сильную экономическую мотивацию. Однако данная форма хозяйствования не лишена и недостатков, к числу которых следует отнести: ограниченность финансовых и материальных ресурсов; отсутствие разделения труда внутри фирмы на выполнение производственных и управленческих функций, сложности при передаче прав собственности, неограниченная ответственность собственника по всем обязательствам фирмы. Индивидуальная фирма как форма организации бизнеса наиболее распространена в таких сферах, как: торговля, общественное питание, бытовые услуги и др.
Партнерство – это объединение двух и более агентов, выступающих как совладельцы предприятия. Данная форма хозяйствования позволяет преодолеть в определенном смысле финансовую и материальную ограниченность, присущие индивидуальной фирме. Кроме того, партнерство имеет определенные налоговые преимущества, например, перед корпорацией. Вместе с тем, сохраняется неограниченная ответственность партнеров по обязательствам полного товарищества. Для некоторых целей создается особый вид партнерства – партнерства с ограниченной ответственностью. Среди партнеров данного товарищества есть такие, которые вносят средства на организацию фирмы, получают прибыль и при этом несут ограниченную ответственность по обязательствам фирмы в пределах своего вклада. С учетом последнего момента партнерство можно определить как форму хозяйствования, в которой все или некоторые члены являются полными партнерами с неограниченной ответственностью по обязательствам партнерства и реальными возможностями осуществления контроля за его деятельностью. Партнерство как форма организации бизнеса наиболее распространено в сфере услуг /медицинских, юридических и др./
Корпорация – это основная форма организации большого бизнеса, позволяющая предприятию действовать как юридическое лицо отдельно от ее владельцев, несущих ограниченную ответственность по ее долговым обязательствам. Представленное определение высвечивает преимущества данной формы хозяйствования: акционерное общество действует независимо от его собственников, ответственность членов общества ограничивается номинальной стоимостью приобретенных ими акций, акционеры могут сравнительно легко продать свои права собственности, широкие возможности в привлечении дополнительного капитала путем выпуска ценных бумаг. Вместе с тем, корпорация не лишена недостатков: отделение собственников от непосредственного управления порождает конфликты между собственниками и менеджерами в силу противоположности их интересов, относительно высокие затраты и сложности в процессе организации и прекращения деятельности корпорации, прибыль корпорации подвергается системе двойного налогообложения /налог с прибыли сокращает величину дохода в форме прибыли, причитающегося акционерам, а налог с дивидендов сокращает личный доход акционеров/. Корпорации широко представлены в промышленности, банковском и страховом деле, то есть корпоративным является весь крупный бизнес.
Частные некоммерческие предприятия – это организации, не преследующие в своей деятельности максимизацию прибыли, а направленные на удовлетворение каких-либо общественных нужд. Они финансируются за счет пожертвований, дотаций государства и других источников. Государство нередко предоставляет им налоговые льготы. К их числу можно отнести колледжи, больницы, профсоюзы и другие общественные организации, издательства.
Государственные предприятия – это как коммерческие, так и некоммерческие организации. Основными признаками данного предприятия является: имущество предприятия и управление им полностью /или частично/ находятся в руках государства и его органов, которые либо владеют капиталом предприятия и обладают безраздельными полномочиями распоряжаться им и принимать решения, либо объединяются с частными предпринимателями, но воздействуют на них и контролируют их; главным мотивом их деятельности является не столько получение прибыли, сколько удовлетворение общественных потребностей. В зависимости от способа и степени участия государства в собственности и управлении данные предприятия принимают следующие формы: бюджетные предприятия, государственные корпорации и смешанные компании.
Каждая из представленных форм экономических организаций имеет свои сравнительные преимущества, равно как и недостатки. Поэтому нельзя однозначно утверждать, какая форма делового предприятия является предпочтительной. Ответ во многом будет зависеть от особенностей той среды, в которой она находится, включая внутреннюю и внешнюю среду.