Рынок несовершенной конкуренции

Монополия— исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, оп­ределенной группе лиц или государству.

Чистая монополия— это такой тип рыночной структуры, ког­да фирма является единственным производителем какой-либо про­дукции, не имеющей аналогов.

Рыночная власть— это способность фирмы (продавца) или по­купателя воздействовать на цену товара.

Закрытая монополияносит долгосрочный характер, т.к. она защищена с помощью юридических ограничений (выпуск денег, оружия).

Открытая монополияносит временный характер, т.к. связа­на с исключительными правами, закрепляющими права собствен­ности какого-нибудь уникального товара.

Естественная монополия носит долгосрочный характер, т.к. минимальный уровень средних общих издержек может быть достигнут при очень больших объемах производства (электроэнерге­тика, железные дороги и т.д.).

Барьеры для входа в отрасль— это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм.

Общественные издержки монопольной власти— это убытки или потери для общества в целом от монопольной власти.

Показатель Лернера монопольной власти— показывает степень превышения цены товара над пре­дельными издержками его производства.

Индекс монопольной власти (М)показывает степень превышения цены над долгосрочными средними издержками.

Индекс Херфиндаля-Хиршманаопределяет степень концент­рации рынка.

Ценовая дискриминация— разница в ценах на одинаковый по качеству товар для разных покупателей, не связанная с затра­тами на его производство.

Ценовая дискриминация первой степени(совершенная ценовая дискриминация) — наличие особой цены для каждого покупателя.

Ценовая дискриминация второй степени(по объему продаж) — назначение цены в зависимости от объема покупки.

Ценовая дискриминация третьей степени(сегментированная ценовая дискриминация) — назначение разных цен для разных групппокупателей.

Дифференцировать товар— это значит отличить его от дру­гих, аналогичных товаров по какому-либо признаку: качество, реклама, торговая марка, условия продажи, упаковка и т.д.

Дуополия Курнодемонстрирует наилучшее положение фир­мы с точки зрения максимизации ее прибыли, при действии в отрасли двух фирм, которые одновременно принимают решения по объему выпуска стандартного блага, исходя из заданности объе­ма выпуска конкурента.

Корпоративная стратегия поведения фирмы— фирмы сообщарешают вопросы определения цены и объема выпуска.

Ломаная кривая спроса олигополистаотражает случай ценовой конкуренции, когда конкуренты реагируют на снижение цен конкурентами и не реагируют на их повышение.

Монополистическая конкуренция— тип рыночной структу­ры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференциро­ванного товара конкурируют за объем продаж.

Некорпоративная стратегия поведениякаждый продавец само­стоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска.

Олигополия— рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену.

Ценовая война— последовательное снижение цен конкури­рующими фирмами на олигополистическом рынке.

Ценовой лидер— фирма на олигополистическом рынке, ко­торая повышает или понижает цену, в то время как другие фир­мы на рынке следуют в ценообразовании за лидером.

Тема № 13.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

Ценовая эластичность спроса на факторы производства— отношение процентного изменения потребления фактора произ­водства к процентному изменению его цены.

Спрос на факторы производства со стороны отрасли— это сумма объемов спроса на факторы производства со стороны от­дельных фирм в отрасли при каждой возможной цене на них.

Предложение труда— это количество часов, которое населе­ние желает работать для получения дохода.

Предложение земли— количество ее природных ресурсов, которое невозможно увеличить при росте ее цены либо умень­шить при понижении цены, т.к. оно определяется геологически­ми условиями и не может существенно измениться.

Предложение капиталаобусловлено инвестициями предыду­щего времени, осуществляемыми фирмами, домашними хозяй­ствами и правительствами.

Дисконтирование— приведение доходов, выплачиваемых че­рез определенный срок, к сегодняшнему периоду при существен­ной ставке процента.

Основной капитал— часть промышленного капитала (зда­ния, сооружения, оборудование), которая функционирует в про­цессе производства несколько лет.

Оборотный капитал— часть промышленного капитала (сы­рье, материалы, топливо и т. д.), которая полностью расходуется в процессе производства за один производственный цикл.

Номинальная заработная плата— это количество денег, по­лучаемое работником за выполненную работу или за единицу ра­бочего времени.

Номинальная ставка— ставка процента, выраженная в денеж­ных единицах по текущему курсу (без поправок на инфляцию).

Промышленный капитал— капитал, функционирующий в отраслях материального производства.

Равновесная ставка зарплаты— проекция точки пересече­ния кривых спроса и предложения на вертикальную ось Y.

Реальная заработная плата — это количество товаров и ус­луг, которые можно приобрести за номинальную зарплату.

Реальная ставка— процентная ставка в денежном выраже­нии с поправкой на инфляцию.

Рынок труда — это совокупность экономических отноше­ний, которые возникают по поводу спроса и предложения ус­луг труда.

Ссудный капитал— деньги, предоставляемые в долг.

Ставка зарплаты— цена использования услуг труда в едини­цу времени.

Ставка процента— это цена, уплачиваемая за использование денег в течение определенного периода времени, выражаемая го­довой процентной ставкой.

Экономическая рента— плата за пользование землей и дру­гими строго ограниченными ресурсами.

Тема 14.

ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ

Макроэкономика — это наука, которая изучает закономерности функционирования экономики в целом, исследует взаимодействие экономических агентов и экономических рынков друг с другом, при этом экономика рассматривается как сложная, иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей.

Агрегирование представляет собой объединение отдельных элементов в одно целое, в агрегат, в совокупность.

Экономиче­ские модели— формализованные описания различных эко­номических явлений и процессов.

Экзогенные переменные — это переменные, задающиеся извне, значение которых формируется вне модели.

Эндогенные переменные — это переменные, значение которых формируется внутри модели.

Поток — это показатель, характеризующий количество за определенный период времени.

Запас— это показатель, характеризующий количество на определенный момент, на определенную дату.

Приток капитала— чистая величина, полученная по­средством займов у иностранных финансовых посредников, а также посредством продажи реальных или финансовых активов иностранным покупателям.

Отток капитала— чистая величина кредитов, выдан­ных иностранным заемщикам, и средств, использованных для покупки реальных или финансовых активов у иностран­ных продавцов.

«Утечки»— это доход, который не используется семей­ными хозяйствами для покупки произведенной внутри стра­ны продукции.

«Инъекции»— расходы на финансирование националь­ного продукта — инвестиции, государственные закупки, расходы на экспорт.

Тема №15.

Наши рекомендации