Рынок несовершенной конкуренции
Монополия— исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.
Чистая монополия— это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов.
Рыночная власть— это способность фирмы (продавца) или покупателя воздействовать на цену товара.
Закрытая монополияносит долгосрочный характер, т.к. она защищена с помощью юридических ограничений (выпуск денег, оружия).
Открытая монополияносит временный характер, т.к. связана с исключительными правами, закрепляющими права собственности какого-нибудь уникального товара.
Естественная монополия носит долгосрочный характер, т.к. минимальный уровень средних общих издержек может быть достигнут при очень больших объемах производства (электроэнергетика, железные дороги и т.д.).
Барьеры для входа в отрасль— это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм.
Общественные издержки монопольной власти— это убытки или потери для общества в целом от монопольной власти.
Показатель Лернера монопольной власти— показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства.
Индекс монопольной власти (М)показывает степень превышения цены над долгосрочными средними издержками.
Индекс Херфиндаля-Хиршманаопределяет степень концентрации рынка.
Ценовая дискриминация— разница в ценах на одинаковый по качеству товар для разных покупателей, не связанная с затратами на его производство.
Ценовая дискриминация первой степени(совершенная ценовая дискриминация) — наличие особой цены для каждого покупателя.
Ценовая дискриминация второй степени(по объему продаж) — назначение цены в зависимости от объема покупки.
Ценовая дискриминация третьей степени(сегментированная ценовая дискриминация) — назначение разных цен для разных групппокупателей.
Дифференцировать товар— это значит отличить его от других, аналогичных товаров по какому-либо признаку: качество, реклама, торговая марка, условия продажи, упаковка и т.д.
Дуополия Курнодемонстрирует наилучшее положение фирмы с точки зрения максимизации ее прибыли, при действии в отрасли двух фирм, которые одновременно принимают решения по объему выпуска стандартного блага, исходя из заданности объема выпуска конкурента.
Корпоративная стратегия поведения фирмы— фирмы сообщарешают вопросы определения цены и объема выпуска.
Ломаная кривая спроса олигополистаотражает случай ценовой конкуренции, когда конкуренты реагируют на снижение цен конкурентами и не реагируют на их повышение.
Монополистическая конкуренция— тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж.
Некорпоративная стратегия поведениякаждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска.
Олигополия— рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену.
Ценовая война— последовательное снижение цен конкурирующими фирмами на олигополистическом рынке.
Ценовой лидер— фирма на олигополистическом рынке, которая повышает или понижает цену, в то время как другие фирмы на рынке следуют в ценообразовании за лидером.
Тема № 13.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
Ценовая эластичность спроса на факторы производства— отношение процентного изменения потребления фактора производства к процентному изменению его цены.
Спрос на факторы производства со стороны отрасли— это сумма объемов спроса на факторы производства со стороны отдельных фирм в отрасли при каждой возможной цене на них.
Предложение труда— это количество часов, которое население желает работать для получения дохода.
Предложение земли— количество ее природных ресурсов, которое невозможно увеличить при росте ее цены либо уменьшить при понижении цены, т.к. оно определяется геологическими условиями и не может существенно измениться.
Предложение капиталаобусловлено инвестициями предыдущего времени, осуществляемыми фирмами, домашними хозяйствами и правительствами.
Дисконтирование— приведение доходов, выплачиваемых через определенный срок, к сегодняшнему периоду при существенной ставке процента.
Основной капитал— часть промышленного капитала (здания, сооружения, оборудование), которая функционирует в процессе производства несколько лет.
Оборотный капитал— часть промышленного капитала (сырье, материалы, топливо и т. д.), которая полностью расходуется в процессе производства за один производственный цикл.
Номинальная заработная плата— это количество денег, получаемое работником за выполненную работу или за единицу рабочего времени.
Номинальная ставка— ставка процента, выраженная в денежных единицах по текущему курсу (без поправок на инфляцию).
Промышленный капитал— капитал, функционирующий в отраслях материального производства.
Равновесная ставка зарплаты— проекция точки пересечения кривых спроса и предложения на вертикальную ось Y.
Реальная заработная плата — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную зарплату.
Реальная ставка— процентная ставка в денежном выражении с поправкой на инфляцию.
Рынок труда — это совокупность экономических отношений, которые возникают по поводу спроса и предложения услуг труда.
Ссудный капитал— деньги, предоставляемые в долг.
Ставка зарплаты— цена использования услуг труда в единицу времени.
Ставка процента— это цена, уплачиваемая за использование денег в течение определенного периода времени, выражаемая годовой процентной ставкой.
Экономическая рента— плата за пользование землей и другими строго ограниченными ресурсами.
Тема 14.
ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ
Макроэкономика — это наука, которая изучает закономерности функционирования экономики в целом, исследует взаимодействие экономических агентов и экономических рынков друг с другом, при этом экономика рассматривается как сложная, иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей.
Агрегирование представляет собой объединение отдельных элементов в одно целое, в агрегат, в совокупность.
Экономические модели— формализованные описания различных экономических явлений и процессов.
Экзогенные переменные — это переменные, задающиеся извне, значение которых формируется вне модели.
Эндогенные переменные — это переменные, значение которых формируется внутри модели.
Поток — это показатель, характеризующий количество за определенный период времени.
Запас— это показатель, характеризующий количество на определенный момент, на определенную дату.
Приток капитала— чистая величина, полученная посредством займов у иностранных финансовых посредников, а также посредством продажи реальных или финансовых активов иностранным покупателям.
Отток капитала— чистая величина кредитов, выданных иностранным заемщикам, и средств, использованных для покупки реальных или финансовых активов у иностранных продавцов.
«Утечки»— это доход, который не используется семейными хозяйствами для покупки произведенной внутри страны продукции.
«Инъекции»— расходы на финансирование национального продукта — инвестиции, государственные закупки, расходы на экспорт.
Тема №15.