Пракрестьянское и пракрестьянскодоминарное общество
Известны предклассовые общества, в которых существовал один единственный общественно-экономический уклад - пракрестьянско-общинный. Такого рода общества можно было бы назвать пракрестьянскими.
Пракрестьянское общество имело достаточно широкое распространение. Пракрестьянскими были, например, синполитейные общества литзу, лаху, акха Юньнаня (Китай), ва Юнаньня и Бирмы, тин, лава и ламет Таиланда, ловен, менем, седанг, со, нге, срэ, стиенг Южного Вьетнама, абор, ака, галонг, каупуис (кабуис) нага, ангами нага, ао нага, ренгма нага, лхота нага Северо-Восточной Индии, части качинов Мьянмы, бвамба Уганды, тив Нигерии, кпе Камеруна, конкомба Того, таллензи Ганы, логоли, вугуси и других банту Кавирондо, части народов Дагестана, некоторых индейцев Северной Америки.
У части перечисленных выше и ряда других народов (демосоциорных конгломератов или ассоциаций) социоисторическими организмами были пракрестьянские общины. В пракрестьянском обществе, как и в предклассовом обществе в целом действовала тенденция к укрупнению социально-исторических организмов. Она проявлялась по-разному.
Одно направление - укрупнение размеров пракрестьянских общин. Для этого существовало два основных способа. Один - соединение ранее независимых общин, превращение последних в подразделения одной общины. Среди пракрестьянских общин особое место занимают деревенские, члены которых жили в одном селении. Объединение деревенских общин сопровождалось их сселением в одном месте. Ранее самостоятельные общины становились кварталами одной деревенской общины. Были селения, в которых кварталы играли большую роль, чем деревня в целом. В таком случае жители деревни образовывали не столько общину, сколько союз общин. Но в целом развитие в таких случаях шло по пути образования одной единой общины.
Другой способ - прекращение деления общины. Обычно общины, разрастаясь, делились. Возникали дочерние общины, которые сразу или со временем становились вполне самостоятельными. Когда возникла тенденция к укрупнению общин, последние, разрастаясь, делились на части, но эти части становились не самостоятельными общинами, а кварталами существующей общины. В результате размеры общин возрастали.
Укрупнение общины, каким бы способом оно не происходило, имело своим следствием не только увеличение ее размеров, но и изменение ее внутренней структуры. Община стала состоять из субобщин. Такая община, с одной стороны существенно отличалась от обычной пракрестьянской общины, не говоря уже о первобытной общине, с другой, имела немало общего с той и другой. Роднило ее как с первобытной, так и пракрестьянской общинами, то, что в основе ее лежали экономические связи между всеми ее членами. Именно наличие таких связей, которые можно назвать низовыми, делало любую общину прочной общественной единицей.
Такого рода социоисторический организм, как сходный с обычной пракрестьянской общиной, так и отличный от последней, можно назвать пракрестьянской сверхобщиной, мегаобщиной (от греч. мега - великий), или великообщиной. Пракрестьянские великообщины существовали, например, у ангами нага. В некоторых из их деревень было по 800 дворов с населением в 4 тыс. человек. Бытие пракрестьянских великообщин отмечено и в Дагестане.
В пракрестьянских общинах управление делами общины находилось в руках своеобразного совета (нередко неофициального), состоявшего из старших и наиболее авторитетных мужчин, и обычно избираемого, реже - наследственного деревенского старосты. Но последней должности могло и не быть. Наиболее важные дела могли решаться на общих собраниях всех взрослых мужчин деревни.
В пракрестьянских великообщинах наряду с должностью главы могла появиться должность командующего народным ополчением. Чаще всего и совет старейшин, и народное собрание в великообщине были уже институционализированы. Нередко существовал так же и выборный суд.
Другое направление, по которому шло укрупнение общества -возникновение социоисторических организмов, состоящих из нескольких общин. Разрастаясь, общины делились, но вновь возникшие общины продолжали образовывать один социоисторический организм. Общины в таком случае переставали быть социоисторическими организмами, становились частями более крупного организма. Такие надобщинные социоисторические организмы часто именуют племенами. Но так как слово «племя» в этнографической литературе имеет много разных значений, то для обозначения подобного рода многообщинных демосоциоров будет использоваться термин «трибосоциор» (от лат. triba - племя)
Наиболее ярким примером такого пути развития могут послужить индейцы гуроны первой половины XVII в. У них существовало 4 трибосоциора. Один из них занимал 14 деревень, два - по 7 деревень каждый, все члены четвертого жили в одной деревне. В последнем случае мы имеем дело не столько с трибосоциором, сколько с деревенской общиной. Но эта община занимала равное с многообщинными организмами положение, что дает основание именовать ее трибосоциором.
Таким образом, на стадии предклассового общества пракрестьянские общины существовали в двух разных формах. Они могли быть вполне самостоятельными социоисторическими организмами. Но могли существовать лишь как части крупных, многообщинных социоисторических организмов. В последнем случае они были не социорами, а субсоциорами. Это различие требует закрепления в терминологии. В последующем изложении самостоятельные пракрестьянские общины я буду называть пракрестьянскими общиносоциорами. Что же касается пракрестьянских великообщин, то они почти всегда были самостоятельными социоисторическими организмами.
Кроме описанного выше, существовало еще два способа возникновения более крупных социальных формирований. Один из них состоял в подчинении одних пракрестьянских социоров другими. Нередко при этом подчиненные социоры платили дань господствующему. Так, например, обстояло дело у некоторых групп нага. Другой путь состоял в образовании более или менее добровольных союзов пракрестьянских социоров. Союзы отличались от трибосоциоров, которые были едиными социоисторическими организмами. Они были объединениями, в составе которых каждая община продолжала оставаться социором. Конечно, союз общин со временем мог превратиться в один социоисторический организм, но это не было обязательным.
Союзы пракрестьянских общинсоциоров существовали у бвамба Уганды, ва Бирмы и Юньнаня, седанг Южного Вьетнама. Вероятно, пракрестьянскими великообщинами были многие аулы Дагестана в XVIII - начале XIX в. И почти все они входили в состав союзов, которые принято именовать вольными обществами. Если трибосоциоры характеризовались единством культуры и языка, то в союзы иногда могли входить социоры, члены которых говорили на разных языках и имели разную культуру.
Начавшись, процесс возникновения крупных социальных образований мог идти и дальше. Так, все четыре трибосоциора гуронов составляли конфедерацию. Другой пример - Лига ирокезов, которая объединяла вначале пять, а затем шесть трибосоциоров. Союзы общиносоциоров и великообщин могли в свою очередь объединяться в сверхсоюзы.
В пракрестьянских обществах могли существовать и существовали различные разновидности доминарных, реже магнарных отношений. У тив и ирокезов было рабство. Ирокезы собирали дань с подчиненных демосоциоров. Но и доминарные и магнарные отношения, если и существовали в пракрестьянских обществах, то никогда ни по отдельности, ни вместе не образовывали общественно-экономических укладов. Они бытовали лишь в качестве придатков к пракрестьянско-общинному укладу, т. е. только как общественно-экономические подуклады.
С развитием доминарных отношений пракрестьянские общества могли превратиться в пракрестьянскодоминарные. Описывая последние, исследователи говорят о существовании в них четырех групп. Первую из них образовывали свободные члены общины. Вторую - должники и слуги. Третью - рабы из числа военнопленных. Четвертую составляли свободные люди, жившие в общине, но не являвшиеся ее членами - чужаки. Таковы общества бахнар, пакох и кату Южного Вьетнама.
Но в целом грань между собственно пракрестьянскими и пракрестьянскодоминарными обществами весьма относительна. Их трудно отделить друг от друга и скорее всего следует рассматривать как два варианта пракрестьянского общества.