Бушмены и австралийцы: межобщинные сборища
Дароторжества были межобщинными событиями. Поэтому естественным является в поисках их корней обратиться к истории межобщинных сборищ. Последние имели место ещё на фазе раннепервобытной общины. Уже тогда общины могли встречаться, даже жить некоторое время рядом друг с другом.
Это можно наблюдать, в частности, у бушменов Добе. Обычно зимой, когда пища обильна, у них вместе собирались 8 и более общин. Численность собравшихся достигала, а иногда и превышала 200 человек. Длилось это несколько недель. В это время велся интенсивный обмен хксаро, заключались соглашения о браках, организовывались танцы. Танцы, в которых участвовало до 100 лиц, шли подряд две ночи и день. Особенно много людей собиралось, когда раз в несколько лет производились обряды инициации мальчиков. Длились такого рода сборища 6 недель. Традиционным местом сборищ у бушменов Добе был район водного источника Ксаи Ксаи (579. С. 365‑366; 580. С. 16, 100).
Межобщинные и даже межплеменные сборища повсеместно имели место в Австралии. Число собравшихся колебалось от нескольких десятков до 1000 человек. Среднее число — 200‑300 человек. Но нужно учитывать, что все эти цифры относятся к послеконтактному времени. В доколониальный период сборища должны были быть более многолюдными. Вероятно, 800‑1000 человек собирались довольно редко, но сборища в 400‑600 человек представлялись обычными для любых природных условий (668. С. 84).
Собирались люди обычно в сезоны, когда было достаточно воды и обильна пища. Иногда люди собирались специально для потребления какого‑либо плода, который сезонно вызревал в определённой ограниченной области. Так обстояло дело с орехом бунья бунья, который был обилен каждые три года в одном из районов Юго‑Восточного Квинсленда. Полакомиться им собиралось 600‑700 человек, причём некоторые при этом проходили расстояния в 200‑300 миль. Длилось это около месяца. В это время проводились инициации, совершался дарообмен и товарообмен, устраивались развлечения, прежде всего танцы (625, 9, 4. С. 410).
То же самое происходило во время почти всех австралийских сборищ. Иногда они специально организовывались для проведения инициаций. Если не во всех, то по крайней мере, во многих случаях люди из других общин и племен специально приглашались. С этой целью посылались вестники, которые покрывали большие расстояния (668. С. 80).
В пору сборищ люди обычно жили тем, что собирали и добывали в это время. Пища специально не заготавливалась. Австралийцы в большинстве своём не обладали искусством запасать пищу впрок. Но имелись и исключения. Так, например, на полуострове Арнемленд некоторые растения собирались и хранились несколько недель и даже месяцев. В некоторых случаях таким способом создавался запас пищи для проведения церемоний (854. С. 22‑24). К сожалению, сведений о том, каким именно образом этот запас пищи использовался во время церемониальных сборищ, не имеется. В литературе приводятся и другие случаи запасания пищи аборигенами (21. С. 81).
Во время описанных выше сборищ происходили дарения и отдаривания, возможно производились дароплатежи. Но взятые сами по себе явлениями престижной экономики они не были, ибо собирались не для дарения и последнее не было их центральным моментом.
Но зато явлениями престижной экономики были встречи более скромного порядка. В каждой из них участвовало только две небольших общины. Описаны они были у племён Западного Арнемленда Р.М. Берндтом (279). Этот исследователь отрицает за мербоком право называться церемониальным обменом, ибо он происходил в тени других событий, причём без церемоний, без ритуала. Церемониальным обменом он называет такой" который не просто происходит во время межобщинных праздников" но является при этом основной, центральней темой этих праздников и сопровождается церемониями и ритуалом. Р.М. Берндт описывает несколько таких праздников.
Для всех характерно чёткое подразделение участвующих на хозяев и гостей. Хозяева — члены местной общины, гости — члены общины, пришедшей извне. К праздникам готовятся заранее, всегда за год. В течение этого времени накапливаются вещи, предназначенные для обмена.
Один из праздников именуется дьямалагом. Даванием дьямалага называется особая церемония, которая может совершаться и во время других праздников. Гости танцуют и поют. Хозяева могут быть настолько восхищены тем или иным исполнителем, что дают дьямалаг: складывают в кучу перед ним ценности всех родов, начиная с пищи и кончая вещами.
Сам исполнитель в последующем распределяет эти ценности между своими товарищами. Немедленный возврат не предполагается. Однако позднее хозяева устраивают церемонию, во время которой гости в свою очередь должны дать дьямалаг им. Во время праздника между отдельными хозяевами и гостями идёт обмен подарками. В заключение хозяева дают большое количество пищи гостям. Едят ли её гости или уносят с собой, неизвестно.
Во время праздника ром в течение первых десяти дней люди танцуют и поют. За счёт чего всё это время кормятся гости — не сообщается. Известно, что гости приносят с собой не только вещи для обмена, но и пищу. Устраивается пир, причём неясно за чей счёт — хозяев или гостей. Как сообщает автор, после этого вещи обмениваются и распределяются. Подробности отсутствуют.
Перед праздником мидьян будущие хозяева посылают предполагаемым гостям волосы, из которых последние изготовляют вещи. Непосредственно перед праздником хозяева собирают и готовят большое количество пищи. Несколько дней продолжаются танцы. Затем гости вручают хозяевам изделия из их волос. В ответ они получают копья, корзины и другие вещи. Затем приготовленная пища распределяется среди гостей. Примерно такой же характер носит праздник вурбу. Праздник ньялаидж начинается с танцев и песен. Затем следует перерыв, когда организуется пир. Хозяева готовят для него большое количество пищи. Гости в свою очередь приносят много пищи с собой. Затем снова начинаются танцы и песни. Все это завершается обменом вещами.
Особое место среди этих праздников занимает мамурунг. Инициатором его выступает один человек — мужчина, сын которого впервые в жизни убил игуана, поймал черепаху или рыбу. Несколько дней длятся танцы, а по вечерам устраивается дьямалаг. В заключение праздника гости кладут свои вещи в кучу перед родителями мальчика. Вслед за этим родители, которым помогают дети и близкие родственники, приносят свои вещи. Они также складаваются в кучу. Дальнейшее изложение не отличаются ясностью. По словам автора, далее происходит обсуждение сравнительной ценности вещей и каждая группа производит распределение. Затем приносится и делится пища. После пира все вещи распределяются в соответствии с обязательствами. На этом праздник кончается.
Как видно из всего сказанного, в описании этих праздников много неясностей. Поэтому невозможно установить, являлись ли они подлинными дароторжествами. Но несомненно, что определённые элементы дароторжеств в них присутствовали.