Стадо ранних предлюдей. Возникновение праорудийной деятельности
ельзя понять, как начался процесс становления человеческого общества и какими были первые объединения формирующихся людей (пралюдей), не выявив характера зоологических объединений, им непосредственно предшествовавших. Самые первые праобщины возникли из объединений поздних предлюдей — хабилисов; им в свою очередь предшествовали объединения ранних предлюдей. Как ранние, так и поздние предлюди были животными весьма своеобразными. Существ, подобных им, ныне на Земле нет.
Но более или менее отдаленными предками ранних предлюдей были крупные антропоиды миоцена (22—5 млн лет назад). Это были обычные животные, в принципе не отличавшиеся от современных обезьян. Соответственно и их объединения существенно не могли отличаться от сообществ современных приматов.
Объединения обезьян
В результате исследований, которые велись непрерывно, начиная с 60‑х годов XX в., накоплен обширный материал об объединениях обезьян, живущих в естественных условиях. Как выяснилось, единственной ассоциацией, существующей у всех видов обезьян, является группа, состоящая из самки и ее детеныша (или детенышей). Ее бытие обусловлено особенностями биологии обезьян, делающей абсолютно необходимой заботу матери о детеныше в течение определенного периода. У некоторых обезьян, в частности у орангутанов, материнско‑детская группа — единственная стабильная ассоциация. Взрослые самцы ведут обычно одинокий образ жизни.
У большинства обезьян материнско‑детские группы существуют не самостоятельно, а входят в состав объединений. Эти объединения можно свести к пяти основным типам. Первый тип — объединение, состоящее из взрослого самца, взрослой самки и детенышей. Материнско‑детская группа входит здесь в состав более широкой ассоциации, которая в литературе нередко именуется семьей. Кроме животных, входящих в такие объединения, существуют одиночные самцы и самки, однако такое состояние, как правило, носит временный характер. Именно такая организация встречается у гиббонов.
Второй тип — объединение, состоящее из одного взрослого самца, нескольких взрослых самок и детенышей. Такое объединение в отличие от ранее описанного включает в свой состав несколько материнско‑детских групп. Если первое объединение было биологическим аналогом моногамной семьи, то второе — полигамной, точнее, полигинной семьи. С этим и связано использование для обозначения данной группы терминов «гарем», «гаремная семья». В дальнейшем мы будем именовать его гаремной группой.
Самостоятельные гаремные группы встречаются у многих обезьян. У большинства из них взрослый самец, входящий в состав гаремной группы, доминирует над всеми остальными ее членами. Однако у некоторых видов такой роли он не играет. Бытие гаремной группы как формы объединений обезьян предполагает существование находящихся за их пределами самцов‑холостяков. Последние либо ведут одиночный образ жизни, либо живут группами.
Если у одних видов обезьян гаремные группы были совершенно самостоятельными объединениями, то у других, например у гамадрилов, они входили в состав более широкого объединения, включавшего в себя также и самцов‑холостяков. Этот, третий, тип объединения можно было бы назвать гаремно‑холостяцким стадом. У некоторых обезьян, например у гелад, гаремные группы в одних условиях существовали самостоятельно, а в других выступали как составные части стада. С изменением условий у них происходил переход от одной формы организации к другой.
Четвертый тип — объединения, в состав которых входят несколько взрослых самцов, несколько взрослых самок и детеныши и которые в то же время не подразделены на гаремные группы. Их можно было бы назвать общими стадами. Есть виды, у которых общее стадо является единственной формой объединения, включающей всех животных без исключения. Примером могут послужить павианы саванны. У других наряду с общими стадами могут существовать одиночные самцы, а у некоторых — объединения самцов. Это — ревуны, зеленые мартышки, часть лангуров Индии. Среди человекообразных обезьян общее стадо существует у гориллы.
Очень своеобразен пятый тип объединения, в наиболее чистом виде описанный у шимпанзе. Наблюдая за шимпанзе в естественных условиях, исследователи первоначально пришли к выводу, что у этих животных нет других постоянных объединений, кроме материнско‑детских групп. Все прочие группировки характеризуются крайней неустойчивостью, преходящим характером и разнообразным составом. Они непрерывно возникают, исчезают, раскалываются и сливаются. Животные переходят из одной группы в другую, а иногда не входят в состав ни одной из них, причем были замечены бродившие в одиночку не только самцы, но и самки.
Однако в процессе дальнейших исследований было обнаружено, что все это движение происходит в рамках сравнительно постоянной совокупности животных, члены которой постоянно вступают в контакты друг с другом, знают друг друга и отличают тех, кто входит в нее, от тех, кто к ней не принадлежит. Между животными, составляющими эту совокупность, устанавливаются различные связи, в том числе и отношения доминирования.
Иными словами, перед нами не просто совокупность животных, а определенное их объединение. Это объединение нельзя назвать стадом, хотя по своему составу оно не отличается от общего стада. Стадо как объединение предполагает, что животные, входящие в его состав, хотя бы часть времени держатся рядом, движутся вместе. Объединение, которое мы находим у шимпанзе, можно было бы назвать ассоциацией.
Важно отметить, что одну и ту же форму объединений можно наблюдать у обезьян, относящихся к разным семействам, не говоря уже о подсемействах. А с другой стороны, разные формы объединений бытуют у животных, относящихся к одному роду и даже виду. Нет зависимости между положением вида животных на эволюционной лестнице и формой существующего у него объединения.
Семейные группы встречаются, например, не только у гиббонов, принадлежащих к семейству человекообразных обезьян, но и у стоящих значительно ниже их по эволюционному уровню долгопятов и даже некоторых видов лемуров (полуобезьян). Но у остальных человекообразных обезьян таких объединений не обнаружено. Общие стада существуют у горилл, у значительного числа низших обезьян и у части полуобезьян. У некоторых обезьян Нового Света встречается ассоциация.
Следовательно, разные формы объединений у обезьян не выступают по отношению друг к другу как высшие и низшие, их нельзя рассматривать как последовательно сменяющиеся звенья эволюционного прогресса. Объединения обезьян не имеют собственной истории, отличной от истории развития видов. В противоположность конкретным человеческим обществам они не представляют особых организмов, имеющих собственные законы развития. отличные от законов биологической эволюции.
Как свидетельствуют данные, формы объединений обезьян зависят прежде всего от среды обитания. У животных, принадлежащих к одному и тому же виду, но живущих в разных условиях, объединения могут иметь разную форму. Примером могут служить лангуры Индии, у одной части которых существуют изолированные гаремные группы, а у другой — общие стада.
Попытаемся теперь представить, какими же могли быть объединения миоценовых антропоидов. Эти обезьяны жили в лесу, обитали на деревьях. Однако, будучи в основном древесными животными, они немалую часть времени проводили на земле. Из современных человекообразных обезьян ближе всего к миоценовым предкам человека стоят по образу жизни шимпанзе. Последние 50 — 75 % времени дня проводят на деревьях, а остальную часть на земле. Все это почти полностью исключает, чтобы у миоценовых антропоидов существовали одни лишь материнско‑детские группы, как у орангутанов, или семейные группы, как у гиббонов. Последние представляют собой специализированную древесную форму. Живут они в чаще леса, высоко на деревьях, в почти полной безопасности от хищников, что делает излишним более крупные объединения. Весьма специализированной чисто древесной формой являются и орангутаны.
Маловероятным представляется существование у миоценовых предков человека гаремных групп. Они не обнаружены ни у одной из современных человекообразных обезьян. Учитывая, что и по размерам тела, и по среде обитания, и по образу жизни миоценовые антропоиды ближе всего походили на шимпанзе, наиболее вероятным представляется бытие у них ассоциаций. Однако не может быть исключено существование у них общих стад.