Взаимосвязь между сменой стратегии и организационным проектированием.
Элементы проектирования организации:
· разделение труда и специализация;
· департаментизация и кооперация;
· связи между частями и координация;
· масштаб управляемости и контроля;
· иерархия организации и ее звенность;
· распределение полномочий и ответственности;
· централизация и децентрализация;
· дифференциация и интеграция.
Разделение труда и специализация – вся работа делится на отдельные участки, в рамках которых работник должен начинать и завершать определенный цикл действий. Работы специализируются как по функциям, так и по приложению этих функций к решению отдельных задач.
Департаментизация и кооперация. Департаментизация – организационное обособление исполнителей схожих работ. Выделяют линейную и функциональную департаментизацию. Линейная департаментизация предполагает относительную автономность в работе, характеризуется простой одномерностью связей и возможностью самоуправления, часто применяется в малом бизнесе. Функциональная департаментизация предполагает деление организации на части, группирующиеся преимущественно вокруг ресурсов.
Связи между частями и координация. Связь в организации – выражение отношений, которые определяются тем, какие отношения лежат в основе связи. Обычно выделяют следующие пары связей:
· вертикальные и горизонтальные;
· линейные и функциональные;
· формальные и неформальные;
· прямые и косвенные.
Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в организации. Горизонтальные связи – связи между двумя равными по положению в иерархии и статусу частями.
Линейные связи – связи, в которых руководители реализуют свои властные полномочия и осуществляют управление подчиненными.
Функциональные связи – связи, посредством которых реализуется информационное обеспечение координации.
Формальные связи – связи координации, регулируемые установленными в организации целями, политикой, процедурой.
Неформальные связи – связи на межличностном уровне.
Масштаб управляемости и контроля определяется несколькими группами факторов: характеристики выполняемых работ, характеристики руководителей и подчиненных, особенности руководства организацией.
Иерархия организации и ее звенность.Иерархия – расположение частей целого от высшего к низшему, для организации – это структура власти и звенность.
Распределение полномочий и ответственности.Выделяют две системы распределения полномочий и ответственности: система, построенная на принципе единоначалия, и система двойного или множественного подчинения.
Централизация и децентрализация.Централизация – концентрация прав принятия решений, властных полномочий на верхнем уровне организационной иерархии. Децентрализация – передача прав и ответственности на низшие уровни организационной иерархии.
Тема 10. Изменения в организации
Процесс организационных изменений.
Цели организационных измененийреализуются в двух сферах: структура организации и культура организации.
Структурные изменения:
· высокая степень автономии и ответственности за результат;
· прямая непосредственная обратная связь и обмен результатами.
Обмен в области культуры:
· создание неформальной атмосферы;
· усиление коллективной идентичности;
· поощрение инициативы, внутреннего предпринимательства.
Принципы организационных изменений:
· осуществляться должны только необходимые и полезные изменения;
· работники должны быть готовы к постоянным изменениям, овладению новыми навыками;
· необходимы эволюционные преобразования;
· для противодействия каждому источнику сопротивления вырабатываются адекватные приемы;
· вовлечение в процесс осуществления перемен всех работников позволяет снизить сопротивление;
· проводимые изменения должны быть выгодны работникам.
· процесс изменений необходимо рассматривать как долгосрочный;
· необходимо выявлять проблемы, которые не удалось установить в прошлом.