Виды коммуникаций в организации.
По субъекту и средствам коммуникации | · Межличностные коммуникации · Коммуникации при помощи технических средств и информационных технологий |
По форме общения | · Вербальные · Невербальные |
По организационному признаку | · Вертикальные · Горизонтальные · Диагональные |
По каналам общения | · Формальные · Неформальные |
По направленности общения | · Нисходящие · Восходящие |
Межличностные коммуникации– коммуникации, осуществляемые людьми в ситуации лицом к лицу.
Коммуникации с помощью ТС и ИТ– коммуникации, осуществляемые при помощи электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий и т.п.
Вербальные коммуникации – коммуникации, осуществляемые при помощи слов.
Невербальные коммуникации – сообщения, посланные отправителем без использования устной речи, с помощью жестов, мимики, взгляда и т.п.
Формальные коммуникации– упорядоченные и ограниченные информационные потоки, определяемые существующим регламентом. Формальные коммуникативные каналы широко используются в организациях, имеющих иерархическую структуру.
Неформальные коммуникации – социальные взаимодействия между людьми, выраженные человеческой потребностью в общении, информация в них часто распространяется в форме слухов.
Нисходящие коммуникации– коммуникации, направленные сверху вниз, от руководителя к подчиненным, содержат преимущественно директивную информацию.
Восходящие коммуникации– коммуникации, направленные снизу вверх, от подчиненных к руководителю.
Горизонтальные коммуникации– коммуникации, направленные на интеграцию и координацию сотрудников на одних уровнях иерархии.
Диагональные коммуникации – коммуникации, осуществляемые работниками подразделений различных уровней коммуникации.
Невербальные средства общения.
Невербальная коммуникация– коммуникация, в которой информация передается без использования слов.
Коммуникативные сети.
Коммуникативный канал– линия, связывающая две организационные единицы.
Коммуникативная сеть – совокупность каналов, связывающих более двух организационных единиц.
Сети бывают открытыми и закрытыми.
Открытойсчитается сеть, в которой в точках выхода каналов поток может остановиться, так как дальше пути нет, вернуться она может только тем же путем, каким пришла.
Замкнутой (закрытой)считается сеть, в которой информация может вернуться к отправителю по другому каналу.
Также коммуникативные сети делятся на централизованные и децентрализованные.
Централизованная сеть предполагает связь всех участников коммуникативного процесса через центр (руководителя).
Децентрализованная сеть предполагает движение информации по каналам по определенной траектории, от одного участника коммуникативного процесса к другому.
Типы сетей
«Цепочка»– линейная связь. Закрытая децентрализованная сеть. Поток информации идет от А к Е через промежуточные звенья и обратно тем же путем. Такая сеть подходит для стандартных операций, но малоэффективна.
«Шпора» или «Игрек» – централизованная закрытая сеть, включает три уровня. А – старше всех, несет ответственность за всю организации, его контрольные функции зависят от В, который является центром реальной власти в этой сети. «Шпора» используется для снижения информационной нагрузки центра. Централизованные сети типа «Игрек» эффективны для решения простых проблем.
«Колесо»– централизованная закрытая сеть. В сетях такого типа представлена формально централизованная иерархия власти, при которой подчиненные осуществляют коммуникации друг с другом через своего начальника. Информация из центра посылается во все точки одновременно, поэтому такая сеть позволяет быстро действовать, всегда ясно, кто несет ответственность. Это наиболее устойчивая структура. В ней многое зависит от характеристик руководителя.
«Круг»– децентрализованная замкнутая сеть коммуникации, в которой члены группы могут коммуницировать только с тем, кто рядом. В «круге» более благоприятный климат, но он менее устойчив, чем «колесо».
«Всеканальные» – полностью децентрализованные, закрытые сети, в которых формальное лидерство разделено или полностью отсутствует. Этот тип сети используется, когда необходимо участие всех сотрудников в решении сложных проблем, он хорошо поддается совершенствованию, способствует высокой деловой активности, выращиванию лидеров и обеспечивает равноправный доступ ко всей информации, ее достоверность и надежность.
«Тент» – открытая сеть, очень сильная и устойчивая, при условии четко определенной власти и ответственности в ней возникает минимум неофициальных взаимодействий.
«Палатка» – в верхней части образует замкнутую сеть, а в нижней – разомкнутую. Эта сеть может быть очень эффективной и действенной при четком определении прав и обязанностей В и С, в противном случае возникает неопределенность, дающая повод для разногласия.
«Дом» – полностью замкнутая сеть, в которой возможна связь каждого пункта с другими по нескольким каналам. Она включает три круга коммуникации: большой, объединяющий всех членов сети, и два малых – А, В, С и В, С, Д, Е. «Дом» – самая уязвимая коммуникативная сеть из-за множества официальных каналов, по которым от одного пункта к другому движется информация.