Преимущества и недостатки групповой работы.

Преимущества работы в группе Недостатки работы в группе
· групповая работа способствует рождению новых идей · возможность объединения в группе специалистов со специфическими навыками и знаниями · группа – средство снижения профессиональной автономии · повышение гибкости, оперативности и качества принимаемых решений. · группа способствует индивидуальному развитию · потери времени · чрезмерные затраты · поляризация · групповое единомыслие · доминирование одного из членов группы · разделение ответственности

Тема 5. Коммуникативное поведение

Коммуникация – контакт, связь с целью обмена идеями, мнениями, информацией в устном или письменном виде посредством символов или действий.

Сущность коммуникативного процесса.

Схема коммуникативного процесса


Преимущества и недостатки групповой работы. - student2.ru

Отправитель – любой индивид, имеющий идеи, информацию, намерения и цель их передать. Отправитель формулирует смысл, передаваемый получателю.

Кодирование – перевод информации отправителя в комплекс коммуникационных символов.

Сообщение– информация, формирующаяся в результате кодирования, которую отправитель передает желаемому получателю. Сообщение выражается в вербальной и невербальной форме.

Канал коммуникации– путь, по которому передается информация. Выделяют следующие каналы: личное общение, групповые встречи, телефон, факс, докладные и служебные записки и т.п.

Получатель– индивид, которому адресовано сообщение.

Декодирование– процесс превращения сообщения в имеющую смысл форму. Коммуникация успешна, если получатель воспринял смысл, заложенный в сообщение отправителем. Результаты декодирования зависят от навыков, установок, ожиданий, культурного и интеллектуального уровня получателя.

Обратная связь– демонстрация получателем реакции на полученное сообщение. Дает возможность отправителю установить, получено ли сообщение, насколько понятен его смысл и какую реакцию получателя оно вызвало. Когда получатель отвечает отправителю, их роли меняются, формируется обратный коммуникативный поток, устанавливается двусторонний коммуникативный процесс.

Характеристики эффективной обратной связи
· Направленность · Конкретность и конструктивность · Описательный характер · Полезность · Своевременность · Желание и готовность работника к восприятию · Ясность, четкость, понятность · Надежность, достоверность

Направленность. Цель эффективной обратной связи – улучшение качества работы, определения уровня усвоения полученной от отправителя информации, сонастройка отправителя и получателя. Она не должна снижать самооценку работника, затрагивать его личность.

Конкретность и конструктивность предполагают обеспечение получателей конкретной информацией о состоянии дел, благодаря которой они могут понять, а также исправить ситуацию.

Описательный характер. Эффективная обратная связь должна не оценивать деятельность работника, а объективно описывать ее и ее результаты.

Полезность. Эффективная обратная связь предоставляет информацию, которая может быть использована для изменения трудового поведения работника и принятия своевременных управленческих решений.

Своевременность. Обратная связь должна предоставляться прежде, чем существующая в ней информация станет неактуальной.

Желание и готовность работников воспринимать обратную связь– навязанная обратная связь оказывается малоэффективной.

Ясность, четкость, понятность. Обратная связь должна доноситься в форме, понятной получателю. Степень понимания обратной связи отправитель может отследить при визуальном контакте по невербальным проявлениям реакции получателя и в вербальной форме, при задавании уточняющих вопросов.

Надежность и достоверность характеризуют, то, насколько можно доверять обратной связи, насколько верно она отражает реальное положение дел.

Наши рекомендации