Размещение промышленных предприятий.
Места размещения промышленные предприятий уточняются, затем в схемах районных планировок. В них предусматриваются комплексные задачи-развития отдельных отраслей промышленности городов, населенных мест, транспортных связей, инженерных коммуникаций, а также мест отдыха трудящихся. Промышленные, предприятия занимают до 15—20% площади в го- родах, а в некоторых и до 50% .Промышленность является градообразующей основой развития новых городов. Такие города, как Алматы, Астана, возникли одновременно со строительством в них крупнейших промышленных предприятий. В исторически сложившихся городах промышленные предприятия создавались постепенно, некоторые отрасли промышленности, и в первую очередь пищевая, были рассчитаны на удовлетворение потребностей жителей этих городов. Развитие промышленности обусловливалось чаще всего наличием сырьевой базы, а также исторически сложившимся профилем производства. Так, в Усть-Каменогорске развивалась цементная промышленность, в Джамбуле, Чимкенте —текстильная и т. п.
При проектировании современных промышленных предприятий применяется принцип объединения нескольких предприятий на общей территории. В соответствии с СНиП «Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования», предприятия,как правило, следует размещать в составе группы предприятий (промышленного узла) с организацией для них общих объектов вспомогательных производств и хозяйств, инженерных сооружений и коммуникаций.
Следует, различать понятия «промышленный комплекс» и «промышленный район» (узел). В промышленном комплексе размещают предприятия, тесно взаимосвязанные общими технологическими процессами по выпуску продукции. Например, в комплекс входят нефтеперерабатывающие заводы и сопутствующие им химические предприятия - использующие продукты переработки нефти для вы пуска различных товаров и изделий. В промышленном районе (узле) можно размещать предприятия как однородной отрасли промышленности, так и разнородных отраслей. При. размещений промышленных узлов следует учитывать особенности входящих в их состав предприятий. Так, предприятия, связанные с переработкой полезных ископаемых, располагают вблизи мест их добычи. Предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную скоропортящуюся продукцию, размещают в зонах ее производства. Предприятия, потребляющие большое количество электроэнергии, нужно размещать в местах ее получения. Предприятия, потребляющие много воды и соответственно с большими сбросами сточных вод, располагают вблизи открытых водоемов. На размещение предприятий пищевой промышленности заметно влияет Характер продукции, нередко скоропортящейся. Поэтому объекты ее — хлебо- и молокозаводы, кондитерские фабрики — следует размещать возможно ближе к местам потребления. Особенностью других видов пищевого сырья является его трудная транспортабельность. Вследствие этого такие перерабатывающие предприятия, как винзаводы, консервные фабрики, мясокомбинаты,целесообразно располагать в сырьевых зонах. Это же требование относится к предприятиям по хранению и переработке зерна.
Площадки для строительства объектов промышленного предприятия выбирают по возможности на землях, непригодных для сельскохозяйственного использования, с соблюдением Основ земельного законодательства Казахстана, а также законов по охране природы и экономному использованию природных ресурсов.
Место расположения предприятия должно надежно обеспечивать соблюдение санитарных норм по предельным концентрациям вредных выбросов в, атмосферу и водоемы с учетом устройства эффективных очистных сооружений.
Предприятия не допускается размещать на местах залегания полезных ископаемых, на подрабатываемых территориях при их добыче а также на оползневых или закарстованных участках.. Закарстованными являются такие, участки, в толще которых залегают водорастворимые известняки и гипсовые породы.. При вымывании этих пород грунтовыми водами в грунте образуются пустоты значительных размеров.
Площадки под строительство целесообразно выбирать вблизи источников водоснабжения, энергоснабжения и места сброса сточных вод. Если на предприятие необходимо сделать ввод железнодорожных путей, предусматривают возможность присоединения их к ближайшей железнодорожной станции или подъездному пути.
В связи со строгими требованиями к защите окружающей среды в проектах предприятий, необходимо тщательно разработать мероприятия по предотвращению воздействия на прилегающую местность производственных вредностей, выделяемых заводами, в особенности, на жилые районы города и других населенных пунктов.
К производственным вредностям относятся: вредные газы и пары; дым, копоть, пыль, сажа, взвешенные частицы, пожаро- и взрывоопасные выделения. Необходимо исключать выброс вредных веществ в атмосферу и на почву, а также загрязнение рек и озер неочищенными сточными водами. К вредностям относят также шум, вибрацию, ультразвуки, сотрясение земли от работы тяжелых механизмов и движения тяжелых транспортных средств.
Самой эффективной мерой борьбы с производственными вредностями является максимальное снижение уровня их возможных выделений из работающего технологического оборудования. Улучшать же санитарно-гигиенические условия в помещениях путем выбросов вредных веществ во внешнюю среду недопустимо - ее нельзя загрязнять. Отсюда следует, что должна быть разработана такая технология производства, которая исключала бы выделение вредностей.
При разработке .генерального плана предприятия, которое вынужденно выделяет в окружающую среду какие-либо вредности, предусматривают зеленую санитарно-защитную зону, определяют ширину ее для защиты селитебной территории городов от производственных вредностей.. Ширину санитарной зоны определяют с учетом степени вредности производства, в зависимости от этого промышленные предприятия подразделяют на пять классов: класс I — защитная зона 1000 м, класс II —500, класс III— 300, класс IV—100, класс V — 50 м.
Классы вредностей, выделяемых предприятиями, и размеры санитарно-защитных зон устанавливают в соответствии с указаниями «Санитарных норм проектирования промышленных предприятий.
В санитарно-защитных зонах разрешается строить некоторые служебные здания - гаражи, склады, пожарные депо и т. п. Ширину полос древесно-кустарниковых насаждений на большинстве санитарных зон со стороны территории принимают не менее 50 м, а при ширине зоны до 100 м —не менее 20 м.. В зависимости от характера производства, грузооборота, характера и степени выделяемых производствами вредностей промышленные районы (узлы) разделяют на три группы.
К первойгруппе относят промышленные районы с предприятиями с 1-й II классами вредности. Это металлургические, химические, нефтеперерабатывающие, цементные и другие, подобные предприятия. Все они выделяют большие объемы газа, дыма и пыли. Санитарно-защитные зоны в этих случаях должны быть не менее 1000 м, а иногда требуется их ширина до 10 км.
Промышленные районы этой группы имеют большой грузооборот и широко развитую транспортную сеть — железнодорожный, автомобильный; а некоторые и водный транспорт. Площадь территории таких промышленных районов составляет от 600 до 2000 га.
Во второй группе промышленных узлов размещают предприятия, относящиеся к Ш'и IV классам вредности. Сюда отнесены машиностроительные заводы, металлообрабатывающие предприятия, текстильные фабрики, предприятия легкой и пищевой промышленности. Санитарно-защитная зона для них установлена в 300-500 м и, следовательно, их можно размещать вблизи селитебных зон городов. Транспортными системами для них служат автомобильные дороги, крупные предприятия могут обслуживаться железной дорогой при грузообороте более 200-т в сутки. Территории таких районов обычно составляют 200—400 га, крупных — до 800 га.
К третьей группе относят предприятия, не выделяющие в окружающее пространство производственных вредностей, а также с неогнеопасными и невзрывоопасными процессами. Эти предприятия из-за небольшого грузооборота, как правило, не требуют железнодорожного транспорта. К этой группе относят заводы приборостроения, оптики, пищевой и легкой промышленности. Санитарно - защитная зона для лих: 50—100 м.. В ряде случаев такие комплексы можно располагать и в жилых районах городов. Площадь комплекса составляет обычно 30—80 га..
Общие планировочные решения промышленных районов могут быть, двух основных видов - ленточное и глубинное. Ленточный промышленный район застраивают по принципу линейного развития его территории вдоль селитебных районов города. Железнодорожные пути проходят по тыльной, стороне территории с вводами к отдельным объектам. Автомобильные дороги могут проходить вдоль лицевой стороны района, а при соседстве с железной дорогой параллельно ей, что исключает нежелательные пересечения рельсовых и автомобильных путей. Недостатками этого принципа являются затруднения при расширении территории, чему мешают железнодорожные пути с сортировочными станциями. Расширять предприятия можно только вдоль района, для чего при планировке следует оставлять резервные площади.