Тема: «Использование власти в отрасли, производящей компьютеры».

Цель:Получить навыки анализа ситуации. Изучить власть и ее формы.

Порядок выполнения:

1. Внимательно прочитайте условия задания.

2. Ответьте на вопросы.

3. Запишите выводы

Задание.

Уильямс Х. Гейтс, возможно, является одним из самых влиятельных людей в отрасли, производящей персональные компьютеры. В 1980 г. В его копанию «Майкрософт» обратилась корпорация «Ай Би Эм» относительно разработки операционной системы для ее нового персонального компьютера. Благодаря усилиям своего недавно нанятого программиста. «Майкрософт» смог предложить «Ай Би Эм» теперь всем известную программу MS-DOS, которая используется во всех персональных компьютерах «Ай Би Эм» и совместимых с ними компьютерах. Впоследствии «Майкрософт» стал незаменим в отрасли компьютеров. Компания поставляла математическое обеспечение, которое профессиональные программисты используют на компьютерах производства «Ай Би Эм» и «Эппл». Под руководством Гейтса «Майкрософт» установил стандарт для программ, которые управляют сетями персональных компьютеров и периферийных устройств. В данный момент разрабатывается операционная система для второго поколения персональных компьютеров фирмы «Ай Би Эм». Стратегия установления новых стандартов, что в дальнейшем гарантирует долю на многих рынках, сделали «Майкрософт» крупнейшем компанией по разработке математического обеспечения в США, а Гейтса - миллиардеров. Согласно журналу «Уолл Стрит Джорнал», «эта стратегия основывается исключительно на силе воли господина Гейтса (ему 31 год), а также на его умении убеждать, уговаривать, а иногда - и припугивать своих самых крупных клиентов, заставлять умопомрачительные персональные компьютеры, которые на каждом шагу используют услуги «Майкрософт»».

Легенды о тактике сильной руки, применяемой Гейтсом, знают все. В 1985 году, когда Джон Скалли из «Эппл» разрабатывал язык «Мак Бейсик» для своего персонального компьютера «Макинтош», Гейтс пригрозил остановить действие купленной «Эппл» лицензии на использование программ, которые «Маикрософт» разработал для «Эппл-ІІ», если Скалли не закроет проект «МакБейсик». Учитывая, что дела с линией «Макинтош» тогда обстояли плохо, а необходимые для оплаты многих счетов средства поступали только с линии «Эппл-ІІ», Скалли ничего не оставалось, как согласиться. Многие клиенты и конкуренты уважают Гейтса и восхищаются им. Джон Роуч, высшее административное лицо компании «Тенди» говорит: «В этой отрасли нет ничего более надежного, чем Билл Гейтс». Гейтсу известны планы дальнейшего развития продукции большинства ведущих производителей компьютеров. Другие считают Гейтса надменным и слишком амбициозны. Они утверждают, что его осведомлённость о деловых планах такого большого числа компании дают ему незаслуженное преимущество, и создает потенциальный конфликт интересов. Другие, однако ж, ждут не дождутся, когда «Ай Би Эм» решит, что она стала слишком уязвимой Гейтса и «Майкрософта» и прекратит свои отношения с ними.

Вопросы

1. Влиятелен ли Билл Гейтс? Обладает ли он властью?

2. Какой тип власти он использует?

3. Использует ли Билл Гейтс для своего влияния такие методы, как убеждение или вовлечение трудящихся в принятие решения?

Контрольные вопросы.

1 Какими инструментами для эффективного управления должен владеть руководитель?

2 В чем суть разумного баланса власти?

3 Какой тип власти ближе Вам, как руководителю?

4 Какой бы стиль руководства Вы использовали? Почему?

Практическая работа № 8.

Тема: «Проведение социологического исследования в группе по выявлению лидеров в коллективе»

Цель:научить студентов основам социологического исследования, познакомить с методом социометрии.

План практической работы:

1. Знакомство с методом социометрии;

2. Построение социометрических таблиц и мишеней;

3. Подсчет количества выборов в адрес одного человека и групповой сплоченности;

4. Разработка психолого-педагогических рекомендаций для работы с группой.

Теоретические сведения.

Автором социометрии является Якоб (Джекоб) Леви Морено (1892 – 1974). Это крупный американский социолог румынского происхождения, создатель социометрии и групповой психотерапии.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально – психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура позволяет решить такие задачи как
- измерение степени сплочённости-разобщённости в группе;
- выявление «социометрических позиций», т.е. соотношение авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отверженный»;
- обнаружение внутригрупповых подсистем, сплочённых образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
- Использование социометрии позволяет определить формального и неформального лидеров.

Социоматрица - таблица, в которую вносятся результаты опроса. Взаимные выборы обводятся кружком или полукругом (если взаимность неполна).
Количество полученных выборов – социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов.
Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплочённости»:
C = сумма взаимных выборов/ общее число возможных выборов в группе.
Показатель хорошей групповой сплочённости – 0.44.

На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы - «мишени».
Каждая окружность в социограмме имеет своё значение:
Внутренний круг – это так называемая «зона звёзд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
Второй круг – зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.
Третий круг – зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
Четвёртый круг – зона изолированных – это те, которые не получили ни одного очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Порядок выполнения:

1. Внимательно прочитайте условия задания.

2. Ответьте на вопросы.

3. Запишите выводы

Задание.

1.Проведите исследование выбранной группы. Для этого составьте социоматрицу для группы из 14 человек. Обозначать участников группы можно либо цифрами, либо буквами, либо фамилиями.

 
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           

Вопросы для анкеты:

Если бы вашу группу расформировывали, то с кем из студентов вашей группы ты хотел учиться в новой группе? Запиши три фамилии.

Кого из студентов своей группы ты пригласил бы к себе на День рождения? Запиши три фамилии.

2. Проанализируйте полученную информацию. Сделайте выводы о групповой сплоченности в исследуемом вами коллективе.

Количественный анализ.
Количество возможных выборов в группе –

Количество сделанных выборов –

Количество взаимных выборов –

Индекс групповой сплоченности группы –

Максимальное количество выборов в адрес одного человека

«Звезды» -

Приближенные –

Пренебрегаемые –

Отверженные –

3. Составьте социометрические мишени. На их основе дайте качественный анализ групповых отношений.

4. Дайте психолого-педагогические рекомендации по работе с вашей группой.


Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию социоматрица?

2. Какие задачи решает социометрическая процедура?

3. Для чего составляется социограмма?

Практическая работа № 9.

Наши рекомендации