Штабной тип организационной структуры
Данный вариант структуры в первую очередь предназначен для организации работы менеджеров высшего звена управления. При таком руководителе создается группа подразделений, целью которых является получение и анализ необходимой информации, подготовка и обеспечение руководства необходимым набором вариантов решения конкретной проблемы.
Достоинства структуры:
- качественная подготовка планов и вариантов решений;
- высокая степень специализации деятельности; профессионализм персонала.
Недостатки структуры:
- тенденция к чрезмерной централизации управления;
- снижение персональной ответственности сотрудников за результаты работы.
Линейно-штабная структура управленияЛинейно-штабная структура управления имеет такие же характеристики, как и линейно-функциональная структура. Она предусматривает функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровней.
Главной задачей линейных руководителей в этом случае является координация действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов организации. Именно по такому принципу построено управление Москвой.
Достоинства структуры:
- более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;
-некоторая разгрузка высших руководителей;
-хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления при условии наделения штабных подразделений правами функционального руководства;
- возможность привлечения внешних консультантов и экспертов.
Недостатки структуры:
- недостаточно четкое распределение ответственности в связи с тем, что лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;
- тенденция к чрезмерной централизации управления;
- многие недостатки аналогичны недостаткам линейной структуры, частично в более ослабленном виде.
Дивизиональная структура управления Дивизиональные (от англ. division – отделение) структуры управления стали возникать к концу 20-х гг. XX в., когда резко увеличились размеры предприятий. Они стали многопрофильными, технологические процессы усложнились.
Крупные корпорации, первыми использовавшие данные структуры управления, стали предоставлять определенную самостоятельность своим производственным подразделениям. За руководством оставалась стратегия развития, научно-исследовательские разработки, финансовая и инвестиционная политика. Этот тип структур сочетает централизованную координацию и контроль деятельности с централизованным управлением. Ключевые фигуры в управлении организации с дивизиональной структурой – не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения, так называемые дивизионы.
Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев: по выпускаемой продукции – продуктовая специализация (по такому принципу построена, например, известная компания Procter and Gamble; по ориентации на определенные группы потребителей – потребительская специализация; по обслуживаемым территориям – региональная специализация (уже упоминавшаяся компания Procter and Gamble). Пик практического использования этих структур пришелся на 60–70-е гг. XX века.
Достоинства структуры:
- способность обеспечить управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников пор ядка сотен тысяч и территориально удаленными друг от друга подразделениями;
- обеспечение большей гибкости и более быстрой реакции на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно-штабной;
- отделения становятся «центрами получения прибыли» при расширении границ их самостоятельности;
- более тесная связь производства с потребителями.
Недостатки структуры:
-большое количество «этажей» управленческой вертикали; разобщенность штабных структур отделений со штабами компании;
- основные связи – вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки, например, волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений, и так далее;
- дублирование функций на разных «этажах» и, как следствие, очень высокие затраты на содержание управленческой структуры;
- в отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно - штабная структура со всеми ее недостатками.
ОРГАНИЧЕСКИЙ ТИП СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ
Органические структуры управления стали развиваться с конца семидесятых годов прошлого века. Еще такие структуры называются адаптивными, так как способны быстро реагировать на изменения рынка. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, быстро приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур такого типа являются матричные (программно-целевые), проектные и бригадные формы структур.
Матричный тип организационной структуры. Впервые этаструктура была предложена Каори Ишикава и по сей день с небольшими изменениями функционирует на фирме Toyota и многих других фирмах. Такая структура управления называется также программно-целевой.
Этот вариант организационной структуры основан на программно-целевом принципе выполнения работы, который предполагает разработку программы (проекта, темы, задания) для достижения конкретной цели. Руководитель, возглавляющий программу, наделяется необходимыми правами по привлечению соответствующих производственных и функциональных подразделений на время выполнения того или иного этапа работы. При этом специалисты таких подразделений, участвующие в выполнении данного этапа программы, продолжают подчиняться своим непосредственным руководителям.
При матричной структуре управления может выполняться одновременно несколько программ. Главное, чтобы для их осуществления было достаточно материальных, финансовых и квалифицированных трудовых ресурсов. Таким образом, при матричном типе организационной структуры параллельно функционируют вертикальная и горизонтальная линии исполнительной власти, что требует, в первую очередь, от менеджеров высшего звена управления четкой координации проводимых работ.
Достоинства структуры:
-ориентация на выполнение конечной цели программы;
- межфункциональная координация деятельности;
- эффективное текущее планирование; рациональное использование
качественных ресурсов;
повышение степени контроля деятельности;
разгрузка высшего руководства.
Недостатки структуры:
- трудности в обеспечении баланса власти между руководителями вертикального и горизонтального уровней;
- нарушение коммуникаций между постоянными и временными участниками деятельности;
сложность отчетности и контроля деятельности; угроза двойного подчинения для сотрудников; высокие требования к квалификации персонала.
Проектный тип организационной структуры
Под проектом понимается любое целенаправленное изменение в системе. Это может быть освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т.д. В этом случае деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированный срок начала и окончания. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, а также планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. Когда проект выполнен, структура его распадается, а сотрудники переходят в новый проект или увольняются (если они нанимались на работу на контрактной основе). По своей форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной или кросс-функциональной структуре, так и дивизиональной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а создается на срок выполнения проекта.
Достоинства структуры:
- высокая гибкость;
- сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.
Недостатки структуры:
- весьма высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта. Такой руководитель должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании;
- дробление ресурсов между проектами;
- сложность взаимодействия большого числа проектов в компании;
- усложнение процесса развития организации как единого целого.
Бригадная (кросс-функциональная) структура управления
Это организационная форма имеет довольно давние традиции.
Первыми примерами такой структуры управления являлись рабочие артели. Основой данной структуры является организация работ по рабочим группам или бригадам. Наибольшее применение бригадной структуры наблюдалось с конца 70–80-х гг. XX в. Основными принципами построения бригадной структуры являются: автономная работа рабочих групп (бригад); самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали; замена жѐстких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями, а также привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений. В таких организациях могут сохраняться функциональные подразделения, но могут и отсутствовать.
Достоинства структуры:
сокращение управленческого аппарата и повышение
эффективности управления;
гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;
создание условий для самосовершенствования;
возможность применения эффективных методов планирования и
управления;
сокращение потребности в специалистах широкого профиля.
Недостатки структуры:
усложнение взаимодействия (особенно это проявляется в кросс-
функциональной структуре);
сложность в координации работ отдельных бригад;
потребность в высокой квалификации и ответственности персонала
и высокие требования к коммуникациям.
Порядок выполнения:
1. Внимательно с нижеприведенными схемами организационных структур управления.
2. Ответьте на вопросы.
3. Запишите выводы.
Рис. 1. Линейный тип организационной структуры
Рис.2. Функциональный тип организационной структуры
Рис. 3. Линейно-функциональный тип организационной структуры
Рис. 4. «Шахтная» структура управления предприятием
Рис. 5. Штабной тип организационной структуры
Рис. 6. Линейно-штабная структура управления организацией
Рис. 7. Матричный тип организационной структуры
Рис. 8. Дивизиональная структура управления
Задание.
Выбрать один из типов организационной структуры управления для своей организации, обосновав свой выбор (преимущества и недостатки)
Составить конкретную схему организационной структуры управления для своей организации
Проанализировать эффективность различных организационных структур управления для выбранной студентом конкретной коммерческой организации (по профилю своей специальности).
Контрольные вопросы:
1. Каковы достоинства и недостатки линейного типа структуры управления?
2. Каковы достоинства и недостатки функционального типа структуры управления?
3. Каковы достоинства и недостатки линейно-функционального типа структуры управления?
4. Каковы достоинства и недостатки «шахтной» структуры управления?
5. Каковы достоинства и недостатки штабного типа структуры управления?
6. Каковы достоинства и недостатки линейно-штабной структуры управления предприятием?
7. Каковы достоинства и недостатки дивизиональной структуры управления?
8. Каковы достоинства и недостатки матричного типа структуры управления?
9. Каковы достоинства и недостатки проектного типа структуры управления?
10. Каковы достоинства и недостатки бригадной (кросс-функциональной) структуры управления?
Практическая работа № 7