Первичные средства пожаротушения, меры безопасности при работе с ними.
Практически каждому работнику, поступающему на работу, должны быть представлены первичные средства пожаротушения и правила пользования ими. К ним можно отнести:
Огнетушители.
Пожарные краны.
Пожарный инвентарь, к которому относятся:
Емкости с водой.
Ящики с песком.
Противопожарный материал.
Асбестовое полотно.
Огнетушители углекислотные ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8.
Наряду с использованием пены в практике пожаротушения в качестве огнегасительного вещества с успехом применяют углекислоту (углекислый газ) СО2. При нормальных условиях углекислота находится в газообразном состоянии, при этом плотность ее по отношению к воздуху равна 1:5. Углекислый газ бесцветен, имеет слабый запах и кисловатый вкус, он не горит и не поддерживает горение. Если его сжать под Р = 35 атм. при Т = 0°С то он превращается в жидкость, при этом объем газа уменьшается. При нормальных условиях жидкая фаза быстро испаряется, причем с поглощением большого количества тепла из окружающей среды. Из 1 кг. жидкой углекислоты образуется 509 л газа. При подаче углекислоты на горящий предмет в снегообразном виде она испаряется, отнимая часть тепла в зоне горения и, одновременно с этим понижает процентное содержание кислорода.
Предназначены для тушения загораний различных веществ и материалов, электроустановок под напряжением до 1000 В, двигателей внутреннего сгорания, горючих жидкостей.
Устройство: в корпусе углекислотного огнетушителя находится двуокись углерода 75% в жидком состоянии и 25% в газообразном состоянии. Жидкая двуокись углерода находится в нижней части корпуса огнетушителя, газообразная двуокись углерода в верхней части и создает давление в корпусе огнетушителя. Под этим давлением жидкая двуокись углерода по сифонной трубке проходит к корпусу запорного вентиля. После открытия вентиля огнетушителя жидкая двуокись углерода проходит по калиброванному отверстию в корпусе запорного вентиля в диффузор (раструб), где превращается в снегообразную массу с температурой - 70º С. Снегообразная масса из диффузора выбрасывается на огонь и тушит загорание.
Огнетушителями ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8 можно тушить загорание твердых, жидких и газообразных веществ, а также эл. установки под напряжением до 1000 В. Углекислотным огнетушителям проводится весовая проверка: вентильным один раз в 3 месяца, клапанным один раз в год. Для этого на корпусе или бирке огнетушителя наносится его масса в рабочем состоянии. Если при весовой проверке масса огнетушителя будет меньше, чем записано на бирке огнетушителя, необходимо проводить перезарядку огнетушителя двуокисью углерода. Один раз к 5 лет проводится гидравлическое испытание корпуса огнетушителя под давлением до 20 атм. Длина струи огнетушащего вещества 1,5-3 м. продолжительность подачи огнетушащего вещества до 12 секунд. Диапазон рабочих температур от -40º С до +50º С.
Огнетушители порошковые ОП-2, ОП-5, ОПУ-5, ОП-10
Известно, что для тушения щелочных металлов и их сплавов нельзя применять воду, пену, углекислоту. Огнегасительный состав в порошковых огнетушителях, представляет собой мелкий кристаллический порошок плотностью 0,7÷0,9 г/см2, он состоит из кальцинированной соды, графита, стеоратов (железа и алюминия) и стеариновой кислоты.
Предназначены: для тушения пожаров и загораний нефтепродуктов, ЛВЖ и ГМ, растворителей, твердых веществ, а также электроустановок под напряжением до 1000В.
Устройство: В корпусе огнетушителя находится огнетушащий порошок Пирант Л или Пирант АН. В баллоне внутри корпуса находится баллон с газогенерирующим устройством, из которого при запуске огнетушителя выходит рабочий газ. Рабочим газом может быть любой не горючий и не отравляющий газ. В задачные порошковые огнетушители в корпус огнетушителя закачивается сжатый воздух. Рабочий газ проходит по сифонной трубке под аэроднище, взрыхляет песок и по второй сифонной трубке выдавливается порошок в гибкий шланг.
При нажатии на ручку пистолетного распылителя порошок выбрасывается на огонь. Порошок на огне нагревается, выделяется газ при нагреве порошка, который застилает пеленой огонь и тушит огонь.
Если отпустить ручку распылителя, работа огнетушителя останавливается. Работник может перейти на другое место загорания, нажать на рукоятку пистолетного распылителя и возобновить работу огнетушителя.
Основные недостатки порошковых составов - невысокая огнегасительная эффективность, малый радиус действия, склонность к слеживанию и высокая стоимость.
Техника безопасности при работе с огнетушителями
- запрещается бросать и ударять огнетушители, так как они могут взорваться;
- с углекислотными огнетушителями ОП-8 необходимо работать в рукавицах, так как температура снегообразной массы огнетушителя -70º С;
- с огнетушителями порошковыми необходимо работать в марлевой повязке на органах дыхания, так как при тушении порошковым огнетушителем выделяется газ, который может попасть в органы дыхания;
- при работе с огнетушителями запрещается допускать нагрев корпуса огнетушителя, так как может произойти взрыв;
Со встроенным газовым источником Закачные
20.Какие аварийные ситуации могут возникнуть в пути следования, порядок действия работников локомотивных бригад.
При эксплуатации локомотивов могут возникнуть следующие аварийные ситуации:
-возгорание, приводящее к пожару или взрыву;
-сход локомотива с рельс;
-обрыв контактного провода;
-повреждение оборудования при коротких замыканиях в электрических цепях.
Каждый работник должен знать свои обязанности при ликвидации аварии, уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты, знать способы оказания первой помощи пострадавшим в несчастных случаях.
При возникновении в пути следования аварийной ситуации, угрожающей безопасности движения поездов или безопасности людей, работающих на путях и подвижном составе, машинист должен принять меры к экстренной остановке поезда, сообщить о случившемся по радиосвязи дежурному по железнодорожной станции и определить с ним порядок дальнейших действий
При обнаружении пожара на локомотиве или в составе поезда машинист обязан принять меры к остановке поезда. В дальнейшем локомотивная бригада должна действовать в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.
В случае неминуемого столкновения локомотива, с внезапно возникшим на пути препятствием (выезд трактора, большегрузного автомобиля на путь, переезд и т.п.) машинист должен применить экстренное торможение, а помощник машиниста уйти в машинное (дизельное) отделение, оставив двери открытыми для ухода машиниста из кабины управления.