Понятие и задачи охраны труда.

Понятие и задачи охраны труда.

Каждый работник должен хорошо представлять, что абсолютно безопасных производств не существует. Специфичность условий функционирования железнодорожного транспорта, особенности производственных процессов в данной отрасли, сложность, новизна и разнообразие технологий, их частая смена, быстродействие современных машин и механизмов, сложность и определенная опасность процессов и их обслуживания заставляют уделять значительное место идеологии безопасности, определяют понятия и задачи охраны труда.

ОХРАНА ТРУДА – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Исходя из этого определения и сложившейся практики понимания смыслового содержания и понятия охраны труда, обычно выделяют три основные составные части: правовую, санитарно-гигиеническую и техническую.

Правовая часть: включает – законодательные акты и социально-экономические мероприятия, рассматриваемые в трудовом законодательстве и системе управления охраной труда;

Санитарно-гигиеническая – организационные, гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия и средства, составляющие содержание и понятие гигиены труда и производственной санитарии;

Техническая – организационные и технические мероприятия и средства, входящие в понятия «техника безопасности» и «противопожарная защита».

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников.

Цель охраны труда – создание благоприятных условий труда, защита прав работников.

Задачи охраны труда – правовое регулирование трудовых отношений по организации безопасного труда.

Из выше перечисленного видно, что основная задача охраны труда состоит в преимущественном предупреждении возникновения возможных опасностей и вредностей, создании безопасной техники и технологических процессов, а не устранении имеющихся опасностей и вредностей в выпускаемых машинах, механизмах приборах и т.д.

Основные направления политики в области охраны труда.

Основными направлениями политики в области охраны труда в ОАО «РЖД» являются:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности;

- государственное управление системой «Охраны труда»;

- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

- разработка и внедрение прогрессивных и безопасных технических средств, оборудования и технологических процессов, средств механизации и автоматики, направленных на вывод работников из опасных зон, устранение ручного труда;

- обеспечение такого уровня охраны труда, при котором риск возникновения несчастных случаев на производстве и аварий минимален;

- повышение безопасности труда работников при перевозке грузов и пассажиров железнодорожным транспортом;

- непрерывное совершенствование СУОТ;

КСОТ-П.

Комплексная система оценки состояния охраны труда: заключается в систематическом многоступенчатом контроле за состоянием охраны труда, электробезопасности, промышленной, экологической и пожарной безопасности на объекте с целью определения факторов рисков, разработки системы управления факторами рисков и создания безопасных условий труда.

По КСОТ-П устанавливается следующая периодичность контроля: ежедневная (ежесменная), ежемесячная, ежеквартальная.

Ответственными за организацию и проведение КСОТ-П на объекте являются:

ежедневно (ежесменно) - непосредственный руководитель работ (машинист-инструктор, дежурный по депо, мастер, бригадир, распределитель работ и др.);

ежемесячно – заместитель руководителя предприятия. Ежемесячный контроль проводится на объектах, где численность работающих в смену более 10 человек;

ежеквартально – руководитель предприятия.

Целью КСОТ-П является:

- вовлечение руководителей среднего звена, представителей профсоюзных организаций и непосредственных исполнителей работ к управлению охраной труда, предупреждению случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний с последующим анализом полученной информации, оценкой факторов рисков и выработкой мер по устранению выявленных нарушений;

- ведение визуального контроля за состоянием охраны труда, электробезопасности, промышленной, пожарной и экологической безопасности на объекте;

- формирование прозрачной системы самоаудита по вопросам создания безопасных условий труда на объекте с балльной оценкой по каждому критерию;

- оценка факторов рисков и несоответствий (нарушений) в области охраны труда, электробезопасности, промышленной, экологической и пожарной безопасности на рабочих местах (с соответствующей их бальной оценкой) и выработка мероприятий по их минимизации;

При выявлении нарушений, угрожающих безопасности людей, работы приостанавливают, работников выводят из опасной зоны и принимают необходимые меры по устранению нарушений.

Одной из задач КСОТ-П является выработка у работников поведенческих навыков по выявлению факторов рисков и опасностей, которые могут привести к травмированию.

Результатом контроля будет составление визуализированной карты рабочего места с учетом всех имеющихся на данном рабочем месте рисков с последующим принятием мер для предотвращения травмирования работников.

При проведении ежедневного (ежесменного) контроля непосредственный руководитель работ в начале рабочего дня (смены) проверяет:

- устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

- отсутствие у работников признаков алкогольного, наркотического опьянения и других противопоказаний для выполнения ими поручаемой работы (визуально);

- наличие у работников действующих удостоверений;

- наличие и исправность у работников спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

- наличие необходимых для работы исправного инструмента, приспособлений;

- исправность производственного оборудования, других механизмов;

- исправность средств коллективной защиты;

- состояние рабочих мест, технологических проходов и проездов;

- наличие первичных средств пожаротушения.

в течение рабочего дня (смены) проверяет:

- соблюдение работниками требований инструкций по охране труда, правил пожарной безопасности и электробезопасности, и других правил, обеспечивающих безопасность выполнения работ и технологии производства работ на данном производственном участке;

- отсутствие у работников признаков алкогольного, наркотического опьянения и других противопоказаний для выполнения ими поручаемой работы;

- исправность и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты.

Выявленные нарушения сразу заносятся в Ведомость (текстом) с указанием даты, времени, а по окончанию смены в Бланке «КСОТ-П» отражается оценка состояния охраны труда путем закрашивания квадрата соответствующим цветом (красным, желтым, оранжевым, синим или зеленым цветом).

Проведение ежемесячного контроля

Ежемесячный контроль проводит заместитель руководителя предприятия

При проведении ежемесячного контроля проверяют:

- своевременность проведения инструктажей работникам по охране труда, ведение журналов инструктажа;

- наличие на рабочих местах инструкций по охране труда;

соответствие уровня освещенности, исправность систем освещения на рабочих местах;

- обеспеченность работников исправным инструментом;

- наличие знаков безопасности, плакатов и предупреждающей окраски;

- исправность электрооборудования, обеспечение его безопасной эксплуатации и соблюдение работниками правил электробезопасности при работе в электроустановках и с электроинструментом;

- наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств;

- своевременная проверка и состояние контрольно-измерительных приборов;

- обеспечение мер безопасности в служебно-технических и вспомогательных помещениях (соблюдение теплового режима в закрытых помещениях, исправность освещения, наличие и исправность ограждения оборудования, механизмов, свободность проходов в складских помещениях);

- обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты и правильность их применения;

- проведение ежедневного (ежесменного) контроля КСОТ-П;

- содержание санитарно-бытовых помещений (душевые, гардеробные, умывальники, комнаты приема пищи, туалеты);

- ограждение и обозначение негабаритных мест и других опасных зон;

- соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;

Проведение ежеквартального контроля

Осуществляется руководителями объектов с участием представителя профсоюзного органа, специалиста по охране труда и уполномоченного по охране труда в присутствии лица ответственного за проведение ежесменного контроля.

Ежеквартально проверяют:

- организацию обучения по охране труда, электробезопасности, промышленной, пожарной безопасности и проверки знаний требований охраны труда, электробезопасности, промышленной, пожарной безопасности;

- содержание рабочих мест, оборудования и инструмента;

- организация электробезопасности;

- организация пожарной безопасности;

- соблюдение работниками мер безопасности по охране труда;

- осуществление контроля за состоянием охраны труда;

- обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и средствами защиты;

- санитарно-бытовое обеспечение;

- другие вопросы безопасности труда.

Рассмотрение итогов ежеквартального контроля проводит начальник предприятия на совещании с участием руководителей объектов, специалистов и представителей профсоюзной организации.

Результаты рассмотрения оформляют протоколом, в котором указывают мероприятия по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроки выполнения мероприятий и должностных лиц, ответственных за выполнение. Протокол с намеченными в нем мероприятиями направляется руководителям объектов для исполнения.

По результатам рассмотрения ежеквартального контроля при необходимости издается приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение требований охраны труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и ОАО «РЖД».

4). Общественный контроль: - проводят профсоюзные комитеты железнодорожных предприятий.

На профсоюзной конференции коллектива предприятия избирается комиссия по охране труда профсоюзного комитета предприятия. Комиссия по охране труда работает по плану, утвержденному профсоюзным комитетом предприятия. В план работы комиссии обязательно включаются вопросы по нарушениям охраны труда, поднятые делегатами конференции по заключению коллективного договора, предложения по улучшению условий труда в цехах, на рабочих местах поднимаемые профсоюзным активом.

На профсоюзных конференциях коллектива избираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда. Они проводят работу по охране труда непосредственно на рабочих местах.

Требования охраны труда перед началом работ.

Перед началом работы локомотивная бригада должна:
пройти в установленном порядке предрейсовый медицинский осмотр,
сообщить медицинскому работнику подробные сведения обо всех изменениях состояния своего здоровья, а также обстоятельствах, влияющих на трудоспособность и готовность к рейсу;
получить от дежурного по депо или машиниста, сдающего локомотив в пункте смены локомотивных бригад, инвентарный комплект ключей управления и реверсивную рукоятку, проверить по номеру на ключах управления и реверсивной рукоятке соответствие их данному локомотиву.
Запрещается иметь и применять неинвентарные реверсивные рукоятки, ключи выключателей управления и блокирующие устройства, а также пользоваться заменяющими их приспособлениями.

Требования охраны труда при приёмке локомотива.

При приёмке электровоза, тепловоза локомотивная бригада должна проверить:
устранение замечаний согласно записи в журнале формы ТУ-152;
работу устройств обеспечения безопасности движения;
наличие пломб на двери ВВК;
противопожарное состояние локомотива, наличие и исправность ав-томатических систем пожарной сигнализации и пожаротушения;
наличие и срок годности первичных средств пожаротушения, наличие на огнетушителях раструбов, пломб на пожарных рукавах, песка в пожарных ведрах, памятки в кабинах управления по действиям при возникновении пожара на локомотиве,
наличие емкостей для хранения грязных и чистых обтирочных материалов;
наличие и исправность блокировочных устройств, заземлений кожухов электрических приборов, аппаратов и корпусов вспомогательных машин;
наличие и исправность защитных кожухов электропечей электроотопления и электрокалориферов, ограждений узлов и оборудования;
исправность систем освещения;
наличие и укомплектованность аптечек для оказания первой помощи по-страдавшим;
исправность межсекционных площадок и суфле (на многосекционных локомотивах);
исправность и надежность укладки половиц дизельного помещения (на тепловозе);
наличие и исправность комплекта инструмента, сигнальных принадлежностей;
исправное состояние кресел в кабинах управления;
наличие и пригодность средств индивидуальной защиты:
- диэлектрических перчаток;
- диэлектрических ковров;
- штанг для снятия емкостных зарядов с силовых цепей и заземления первичной обмотки тягового трансформатора (для электровозов переменного тока);
- штанг изолирующих;
- противогазов (выдаются при работе на локомотивах, оборудованных установками газового пожаротушения, а также, независимо от этого, эксплуати-рующихся на тоннельных участках железных дорог);
- наушников противошумных;
- очков защитных.
На средствах защиты от поражения электрическим током, кроме диэлек-трических ковров и инструмента с изолированными рукоятками, должна быть проверена дата их следующего испытания, а также соответствие их напряжению электрооборудования локомотива.
Запрещается пользоваться средствами защиты с истекшим сроком испытания.
Средства защиты с истекшим сроком испытания должны быть изъяты из эксплуатации и подвергнуты испытаниям. Запись о необходимости их замены (испытания) должна быть сделана локомотивной бригадой в журнале технического состояния локомотива формы ТУ-152.
На средствах защиты, применение которых не зависит от напряжения (противогазы), должна быть проверена дата их изготовления.
При осмотре слесарно-монтажного инструмента с изолированными ру-коятками необходимо проверить, чтобы изоляция на рукоятках не имела раковин, сколов, вздутий и других дефектов.
Диэлектрические перчатки и коврики не должны иметь механических повреждений. Отсутствие проколов или разрывов диэлектрических перчаток следует проверить путем скручивания их в сторону пальцев. Наличие воздуха в скрученной перчатке будет свидетельствовать о её целости. Влажные перчатки следует протереть сухой тканью снаружи и изнутри.
В случае нахождения инструмента, сигнальных принадлежностей и средств индивидуальной защиты в специальных опломбированных ящиках, необходимо проверить наличие и целостность пломб на ящиках. В данном случае состояние СИЗ, инструмента и сигнальных принадлежностей должны проверяться при каждом техническом обслуживании ТО-2 и текущем ремонте локомотивов, с регистрацией в журнале ремонта локомотива и последующим опломбированием ящиков.

Требования охраны труда при осмотре аккумуляторной батареи.

Перед осмотром аккумуляторных батарей локомотивная бригада должна выключить рубильник, вынуть предохранители и пользоваться переносным светильником или аккумуляторным фонарем.
При осмотре аккумуляторных батарей запрещается курить, использовать для освещения открытый огонь, а также переносные светильники без предохранительных сеток, с поврежденной вилкой и изоляцией проводов. При подключении переносных светильников к источнику питания их следует держать в руках или прочно закрепить во избежание самопроизвольного падения.
Запрещается класть инструмент на аккумуляторные батареи.

Требования охраны труда при осмотре локомотива на промежуточных станциях

При необходимости осмотра экипажной части локомотива на станции, перегоне, машинист должен затормозить локомотив краном вспомогательного тормоза, после чего машинист или его помощник могут приступить к осмотру.
При этом работник, производящий осмотр, должен быть в сигнальном жилете со световозвращающими накладками.
Локомотивной бригаде запрещается спускаться с локомотива, осматривать и производить техническое обслуживание экипажной части, если по смежному пути приближается или движется подвижной состав;
При осмотре локомотива в темное время суток необходимо пользоваться переносными аккумуляторными фонарями.

Приступить к осмотру локомотива разрешается после набегания или оттяжки вагонов.

Термические ожоги

Признаки ожога и порядок оказания первой медицинской помощи:

при ожоге первой степени (наблюдается покраснение кожи) следует охладить обожженную часть тела струей холодной воды (в течение 15-25 минут) или приложить холод на 20 - 30 минут (пакет со льдом, снегом), смазать кремом, вазелином и др.;

при ожоге второй степени (образуются пузыри, наполненные жидкостью) необходимо наложить на обожженное место стерильную повязку;

при тяжелом ожоге (некроз тканей) следует наложить на обожженное место стерильную повязку. Пострадавшего необходимо обильно поить горячим чаем и дать ему обезболивающее средство.

При ожогах второй и третьей степени запрещается смазывать обожженное место жиром или мазями, вскрывать или прокалывать пузыри, отрывать пригоревшие к коже части одежды.

Тяжесть исхода при ожогах зависит и от процента поражения кожных покровов тела человека.

Ожоги кислотами и щелочами

При ожогах кислотами обожженный участок тела следует обмыть 2-процентным раствором питьевой соды. При отсутствии питьевой соды следует обильно поливать обожженный участок тела чистой водой.

При ожогах щелочами обожженный участок тела следует обмыть водой, подкисленной уксусной или лимонной кислотами, или обильно поливать чистой водой.

На обожженный участок тела наложить повязку стерильным бинтом и дать пострадавшему обезболивающее средство.

Переохлаждение

Признаки: озноб, мышечная дрожь, заторможенность и апатия, неадекватное поведение («как пьяный»), посинение или побледнение губ, снижение температуры тела.

Порядок оказания первой медицинской помощи:

Укрыть пострадавшего, дать теплое сладкое питье или пищу с большим содержанием сахара.

Быстро доставить пострадавшего в теплое помещение. В помещении снять одежду, растереть тело, поместить пострадавшего в ванну с температурой воды 35 - 40 С (терпит локоть) или обложить его большим количеством теплых грелок (пластиковых бутылок с теплой водой). При отсутствии грелок (пластиковых бутылок) укрыть пострадавшего теплым одеялом или надеть на него теплую сухую одежду и продолжать поить теплым сладким питьем.

Обморожения

Признаки обморожения конечностей:

кожа бледная и холодная, нет пульса у запястий и лодыжек, потеря чувствительности, при постукивании пальцем - «деревянный» стук.

Порядок оказания первой медицинской помощи:

Доставить пострадавшего в теплое помещение с невысокой температурой.

С обмороженных конечностей одежду не снимать.

Немедленно укрыть поврежденные конечности от внешнего тепла охлажденной теплоизолирующей повязкой с большим количеством ваты или одеялом, одеждой.

Нельзя ускорять внешнее согревание обмороженных частей. Тепло должно возникнуть внутри с восстановлением кровообращения.

Дать пострадавшему обильное теплое питье, заставить двигаться. Накормить пострадавшего.

Дать 1 - 2 таблетки анальгина.

Нельзя растирать или смазывать обмороженную кожу чем-либо, помещать обмороженные конечности в теплую воду или обкладывать их грелками.

Требования охраны труда по окончании работ.

По окончании работы локомотивная бригада обязана:
• закрепить локомотив от самопроизвольного ухода на станционных или тракционных путях депо, подложив тормозные башмаки под колесные пары;
• на позиции в депо, ПТОЛ убедиться в снятии напряжения с контактной подвески по показаниям сигнализации и положению рукоятки привода секционного разъединителя контактной подвески;
• отметить в журнале технического состояния локомотива о замеченных неисправностях электрооборудования, приборов безопасности и другие замечания;
• пройти послерейсовый медицинский осмотр;
• сдать дежурному по депо или передать машинисту, принимающему локомотив, в пункте смены локомотивных бригад, инвентарный комплект ключей и реверсивную рукоятку, которые по номеру на ключах соответствуют данному локомотиву.

Требования охраны труда предъявляемые к локомотивам.

Каждый локомотив в соответствии с технической документацией должен быть снабжен исправными средствами коллективной защиты работников: блокирующими, заземляющими, ограждающими устройствами и защитными корпусами, обеспечивающими безопасность обслуживающего персонала. Исправность блокирующих устройств, состояние заземлений, ограждений и защитных средств необходимо проверять перед каждым выходом локомотива из депо и пункта оборота локомотивов, а так же при приемке (сдаче) локомотивов.

5.2. Не допускается эксплуатировать локомотивы, имеющие неисправности, угрожающие безопасности движения, а также с неисправными или отсутствующими: блокирующими устройствами дверей (штор) высоковольтных камер, ящиков, панелей пульта управления, легкосъемных (без применения инструмента) ограждений электрических машин, статических преобразователей и другого электрического оборудования с напряжением выше 50 В переменного и 120 В постоянного тока; заземлениями металлических кожухов электрооборудования и ограждениями конструкций для крепления токоведущих частей; ограждениями механического оборудования; устройствами сигнализации о наличии напряжения в высоковольтной камере; диэлектрическими перчатками и коврами; штангами для заземления первичной обмотки тягового трансформатора (для электровозов переменного тока); изолирующими штангами для отключения разъединителей тяговых электродвигателей; средствами пожаротушения и пожарной сигнализации. Не допускается выдача под поезда, обслуживаемые одним машинистом, локомотивов, выработавших установленный срок службы.

5.8. На каждом электровозе и тепловозе должны быть следующие защитные средства: перчатки диэлектрические (по одной паре на каждого работника локомотивной бригады); ковры диэлектрические (один на секцию локомотива); штанги для заземления первичной обмотки тягового трансформатора (одна на секцию электровоза переменного тока); штанги изолирующие для отключения разъединителей тяговых двигателей (одна на секцию электровоза, тепловоза). На тепловозах и паровозах, эксплуатирующихся на тоннельных участках железных дорог, а также, независимо от этого, на тепловозах, оборудованных установками газового пожаротушения, должны быть противогазы (дежурные - на каждого члена локомотивной бригады). Для хранения защитных средств на локомотивах должны быть предусмотрены специальные места. На каждом локомотиве должен быть перечень защитных средств, используемых на конкретной серии, типе локомотива, утвержденный начальником депо. Средства защиты необходимо периодически испытывать в установленные сроки. Допускается испытание средств защиты ранее установленного срока при очередных ремонтах локомотива.

Понятие и задачи охраны труда.

Каждый работник должен хорошо представлять, что абсолютно безопасных производств не существует. Специфичность условий функционирования железнодорожного транспорта, особенности производственных процессов в данной отрасли, сложность, новизна и разнообразие технологий, их частая смена, быстродействие современных машин и механизмов, сложность и определенная опасность процессов и их обслуживания заставляют уделять значительное место идеологии безопасности, определяют понятия и задачи охраны труда.

ОХРАНА ТРУДА – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Исходя из этого определения и сложившейся практики понимания смыслового содержания и понятия охраны труда, обычно выделяют три основные составные части: правовую, санитарно-гигиеническую и техническую.

Правовая часть: включает – законодательные акты и социально-экономические мероприятия, рассматриваемые в трудовом законодательстве и системе управления охраной труда;

Санитарно-гигиеническая – организационные, гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия и средства, составляющие содержание и понятие гигиены труда и производственной санитарии;

Техническая – организационные и технические мероприятия и средства, входящие в понятия «техника безопасности» и «противопожарная защита».

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников.

Цель охраны труда – создание благоприятных условий труда, защита прав работников.

Задачи охраны труда – правовое регулирование трудовых отношений по организации безопасного труда.

Из выше перечисленного видно, что основная задача охраны труда состоит в преимущественном предупреждении возникновения возможных опасностей и вредностей, создании безопасной техники и технологических процессов, а не устранении имеющихся опасностей и вредностей в выпускаемых машинах, механизмах приборах и т.д.

Наши рекомендации