Определение оптимального объема производства
Методом сопоставления валовых показателей
Объем реализации, тыс. шт. | Цена, руб. | Валовой доход (ТR), тыс. руб. | Валовые издержки (ТС), тыс. руб. | Прибыль, тыс. руб. |
- | -920 -600 -250 |
Следовательно, первое условие прибыли: предельный доход равен предельным издержкам:
MR = МС.
До тех пор, пока величина предельного дохода – дополнительного дохода на единицу продукции – превышает величину предельных издержек – дополнительных издержек на единицу продукции (MR > МС)– увеличение производства и реализации рентабельно. Если же издержки, связанные с выпуском продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода (MR < МС), то, произведя соответствующую единицу товара, предприятие лишь сокращает свою прибыль или увеличивает убытки (рис. 7.15).
Только когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС), невозможно увеличить прибыль, изменяя объем выпуска. Следовательно, только при таком объеме производства прибыль предприятия достигает своего максимума. |
Правило MR = МС справедливо для любого типа предприятий – как конкурентных, так и неконкурентных.
Для конкурентного предприятия кривая спроса имеет горизонтальный вид (рис. 7.16), что означает, что любой объем продукции предприятие будет подавать по одной и той же цене.
Рис. 7.15. Сравнение предельных издержек с предельным доходом
Особенностью конкурентных предприятий является то, что их предельный доход всегда равен цене единицы товара (MR = P), поскольку цена товара не зависит от объема выпускаемого предприятием продукции, каждая последующая единица выпуска приносит одинаковый доход, равный цене этой единицы. Поэтому для конкурентного предприятия условие максимизации прибыли принимает вид:
P = MR = МС.
Величина среднего дохода также будет неизменна и равна этой же цене. Более того, каждая последующая единица товара будет продана по той же цене, что и предыдущая. Следовательно, цена равна среднему доходу, предельному доходу и предельным издержкам (рис. 7.16).
Рис. 7.16. Кривая спроса конкурентного предприятия
и условие максимизации его прибыли
Величина чистой прибыли выступает, несомненно, главным показателем успеха каждого предприятия. Однако это не единственный мотив, каким руководствуются предприниматели в своей деятельности. Предпринимательство это не только способность осуществлять различного рода идеи и использовать имеющиеся возможности, но и готовность идти на риск. С этим связано стремление к независимости, самореализации, проверке своих способностей. Отсюда проистекает ответственность за положение предприятия, его дальнейшее развитие.
Лекция 8. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДЕЛЬНОЙ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ФАКТОРОВ
Теория экономического выбора позволила выяснить, что лежит в основе решения относительно того, что производить. Теория потребительского выбора позволила глубже понять явления, которые лежат на стороне спроса. Теория фирмы (издержек и рыночных структур) показала отношения, складывающиеся со стороны предложения. Подытожим накопленные знания для уяснения общих, универсальных, не зависящих от типа экономической системы, основ производства благ. Это и является предметом данной лекции.
Основные вопросы лекции:
1. Производство и производственная функция
2. Теория предельной производительности факторов
3. Взаимозаменяемость ресурсов