Предприятие как основное звено экономики
Предприятие является основным звеном в системе хозяйствования. Это сложный экономико-социальный институт, объединяющий производственные факторы и выполняющий функции по производству и распределению товаров и услуг. Именно на предприятии осуществляется производство материальных и нематериальных благ, происходит непосредственная связь работника со средствами производства.
Кроме того, предприятия выполняют ряд других социальных функций: создают рабочие места, обеспечивая занятость населения; выплачивают налоги, тем самым участвуя в содержании государственных органов и поддержании социальных программ.
Согласно российскому законодательству, предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, учрежденный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие может выступать в форме завода, фабрики, магазина, базы, порта, станции, фермы, транспортной организации в зависимости от предмета своей деятельности.
Можно выделить основные черты,присущие всем предприятиям:
1) организационное единство: предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;
2) предприятие – это производственно-техническая система машин, необходимых для производства конкретного продукта;
3) определенный комплекс ресурсов: предприятие объединяет ресурсы для производства благ с целью получения прибыли;
4) обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;
5) имущественная ответственность: предприятие несет ответственность по обязательствам всем своим имуществом;
6) выступает в хозяйственном обороте от собственного имени, имеет название;
7) имеет оперативно-хозяйственную и финансово-экономическую самостоятельность: само осуществляет сделки и операции, получает прибыль или несет убытки;
8) предприятие - административно-правовая единица – юридическое лицо в какой-либо организационно-правовой форме либо индивидуальное предприятие без образования юридического лица.
В экономическом обороте также используется термин «фирма», под которым подразумевается экономический субъект, занимающийся одним или несколькими видами деятельности от одного имени. Т.е. фирма – это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на предприятии. Большинство фирм имеет только одно предприятие, но многие из них владеют и управляют несколькими предприятиями. В этом случае предприятия могут выступать в виде различных объединений.
Можно привести следующие формы объединений предприятий:
– фирма объединяет предприятия, находящиеся на одной стадии производственного процесса (пр., в сфере розничной торговли) - горизонтальная интеграция;
– фирма объединяет предприятия, находящиеся на различных стадиях производственного процесса (пр., по технологической цепочке) – вертикальная интеграция;
– фирма объединяет предприятия многих отраслей экономики – диверсификация производства.
Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам:
– по размеру: большие, средние и малые (причем в качестве критерия отнесения предприятия к той или иной группе может выступать численность, размер активов, а также величина выручки, величина производственной мощности);
– по форме собственности: государственные и частные;
– по организационно-правовым формам (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия);
– по государственной принадлежности: российские, иностранные и смешанные;
– по отраслевой принадлежности и продуктовому признаку.
Внутренняя среда предприятия состоит из функциональных структур, обеспечивающих управление, производство, сбыт, обслуживание и другие хозяйственные процессы. Она представлена работниками предприятия и их интересами, а также из внутренними условиями работы и наличием ресурсов.
Внешнее окружение предприятия состоит из ряда активных субъектов и сил, воздействующих на предприятие и не поддающиеся контролю с его стороны. Это:
– микросреда – субъекты, имеющие непосредственное отношение к самому предприятию: поставщики, покупатели, конкуренты, посредники; с ними предприятие строит отношения на договорной основе, а также на условиях конкуренции;
– макросреда – силы более широкого плана, воздействующие на микросреду: это экономические, природные, политические и демографические условия, а также государство.
Функционирование предприятия в условиях рыночной экономики определяется, с одной стороны, объективно действующими законами рынка, а с другой – устанавливаемыми государством мерами и нормами правового регулирования и контроля. Общими направлениями государственного контроля являются: собираемость налогов, регулирование кредитно-денежной политики через банковские депозитные и кредитные ставки, политика социальной стабильности, внешнеторговое регулирование через таможенную политику, антимонопольный контроль.
Политика социальной защищенности – это контроль со стороны государства за работодателями по обеспечению нормального уровня доходов, формированию достаточного уровня внебюджетных фондов, регулирование цен на отдельные виды товаров предприятий-монополистов.
Правовые нормы, создаваемые органами государственной власти, регулируют отношения между предприятиями и отношения между предприятиями и государством. Таким образом, предприятие – это открытая система, его действия определяются не только интересами собственника и трудового коллектива (собственник хочет получить прибыль, работники – доход и др.), но внешними условиями и силами. Во-первых, это потребители продукции, т.е. та целевая группа лиц, для удовлетворения потребностей которой и создано предприятие. И во-вторых, это государство, которое вмешивается во многие стороны деятельности предприятия. Регламентированы: организационно-правовые формы предприятий; договорная дисциплина; бухгалтерский учет и обязательная отчетность; трудовое право, регулирующие отношения работодателя и работника; налоговая дисциплина.
Планирование производства продукции на предприятии
Вся система хозяйственного управления строится на методах планирования. Процесс выпуска продукции состоит из множества этапов, технологических цепочек, отдельных операций. Помимо производственных операций существуют ряд работ по обеспечению производства: это снабжение, учет и другие. Завершение одного этапа работы может служить началом следующего этапа, а также работы могут выполняться параллельно. Связать все этапы производственного процесса, сбалансировать, обеспечить последовательность выполнения работ, своевременно подготовить сырье, инструменты, оборудование другим методом без помощи планирования невозможно.
Планируют все. Конечно, объем плановых работ различается на различных предприятиях в зависимости от масштаба их деятельности. Но суть планирования от этого не меняется. Планированием занимается даже торговец на рынке: он планирует количество, ассортимент, сроки поставок товара, учитывая свои финансовые и другие возможности.
Существует ошибочное мнение, что в рыночной экономике планирование необязательно. Это вызвано во многом недавними примерами крупных провалов плановой советской экономики. Но не надо забывать, что ошибки той системы обусловлены не плановостью, а скорее застоем плановой системы, привязанной к догмам партии. Виновата не принцип плановости, а его плохая реализация.
Планы – это тот язык, на котором предприниматель общается с инвесторами, с наемными работниками, с государственными органами.
Чтобы не отстать от конкурентов, каждая независимая производственная организация должна тщательно планировать перспективу развития собственного производства и потребностей рынка минимум на 2-3 года. Любые просчеты при этом грозят убытками и даже банкротством. Предприятию необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проекта изделия и заканчивая его сбытом, а затем и прекращением производства и выходом на рынок с новой продукцией. Все должно быть увязано с экономикой предприятия, налоговой системой и кредитной ситуацией, позициями предприятия на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия.
С помощью плана связывается выпуск продукции на предприятии с потребностями рынка. Знать потребности рынка на перспективу и успеть вовремя доставить на рынок собственную продукцию – главная забота руководителей и специалистов предприятия.
План – это целевое описание последовательно связанных действий и событий, в котором постадийно и до конца планового периода характеризуется обязательное качественное и количественное состояние планируемого объекта. Цели и задачи плана на всех этапах его исполнения увязываются с ресурсами, необходимыми для получения заданного результата. С помощью обратной связи (ведение учета и отчетности, информационные потоки снизу вверх) ведется контроль исполнения плана, а при необходимости в него вносятся коррективы.
Различают 3 основных вида планирования: долгосрочное, среднесрочное, текущее.
Долгосрочное планирование осуществляется на период 3-5 и более лет, подразумевает определение стратегии развития производства.
Среднесрочные планы разрабатываются на 2-3 года и содержат конкретные цели предприятия и количественные характеристики производства.
Текущие планы (краткосрочные, на год и менее) – предполагают установление тактических шагов для достижения поставленных целей. Это планы производства, материально-технического снабжения, финансовый план и др. Если долгосрочное и среднесрочное планирование присутствует далеко не на всех предприятиях, то текущее планирование осуществляется практически везде.
Технология планирования включает:
– определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач предприятия;
– оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей;
– детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным рабочим местам и срокам исполнения;
– детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.
Обычно на практике после принятия решения руководством о содержании общей задачи начинается структурная конкретизация в подразделениях. В эту работу включаются все функциональные подразделения и цехи предприятия, в т.ч. плановый и финансовый отделы, отдел труда и заработной платы, сбыта продукции, материально-технического обеспечения, бухгалтерия, технический отдел, руководители цехов. План становится связующим и направляющим звеном работы предприятия. Чем тщательнее разработаны отделы плана, тем легче его выполнить. Много потерь средств и времени возникает из-за несбалансированности плана, наличия в нем просчетов, слабом контроле исполнения.
С помощью плана распределяются имеющиеся ресурсы (материальные, трудовые, финансовые и природные). Пр., необходимо, перевезти 1000 т грузов с одного предприятия на другое. составляется план работы, включающий в себя следующие обязательные сведения: конкретные исполнители работы, её сроки, необходимые материалы, оборудование, машины и инструменты, требуемые специалисты и производственный персонал, стоимость работы в денежном выражении и источники финансирования.
Основой, на которой разрабатываются все остальные части общего плана предприятия и его подразделений, является план производства и реализации продукции. План по производству и реализации продукции называется производственной программой предприятия – это задание по выпуску и реализации продукции определенного количества, ассортимента и качества. На основании ППП планируются почти все разделы годового плана развития производства, такие как план материально-технического обеспечения производства, план по труду и кадрам, план по себестоимости, прибыльности и рентабельности, финансовый план предприятия.
ППП разрабатывается на основании заключенных договоров на поставку продукции и на основе прогнозов относительно конъюнктуры рынка, уровня спроса, уровня цен на ресурсы с учетом стратегии предприятия и его производственной мощности.
ППП содержит номенклатурный и ассортиментный перечень продукции.
Номенклатура – перечень наименований продукции, характеризующий основные направления производства на предприятии или в отрасли.
Ассортимент – отражает более дробное деление номенклатуры продукции внутри отдельных наименований по типо-размерам, модификациям, сортности.
В качестве измерителей количества продукции используются натуральные и стоимостные показатели. План производства в натуральном выражении (т, шт, м) дает картину объемов выпуска продукции, структуру выпуска, позволяет установить пропорции между произведенным и требуемым количеством изделий.
На основании ППП в натуральном выражении разрабатывается производственная программа в стоимостном выражении. Стоимостные показатели являются универсальными, позволяют проследить динамику производства в целом по номенклатуре, сопоставить различные предприятия и даже отрасли народного хозяйства.
ППП в стоимостном выражении содержит такие показатели как товарная продукция, валовая продукция, реализованная продукция, чистая продукция.
Товарная продукция (ТП) – количество изделий, изготовленных на предприятии и предназначенных для реализации.
ТП включает стоимость готовых изделий и полуфабрикатов, выработанных в основных и вспомогательных цехах предприятия и предназначенных для реализации на сторону, а также стоимость работ и услуг производственного характера, выполненных по заказам со стороны или для своего капитального строительства и непромышленных хозяйств.
Стоимость готовых изделий включается в объем товарной продукции только тогда, когда эти изделия полностью законченных изготовлением, соответствуют техническим условиям и стандартам, принятым отделом технического контроля, упакованы и переданы на склад готовой продукции.
Показатель ТП используется для расчета таких показателей, как производительность труда, затраты на рубль товарной продукции и др. Рассчитывается ТП в текущих и сопоставимых ценах.
,
Ni – количество единиц готовой продукции i-того наименования;
Цi – оптовая цена единицы продукции i-того наименования;
n – количество видов продукции (номенклатура).
,
РУпр – работы и услуги производственного характера.
Валовая продукция – это вся продукция, работы и услуги, произведенные на предприятии за рассматриваемый период. ВП включает стоимость товарной продукции, а также стоимость прироста остатков незавершенного производства и остатков инструмента и приспособлений, изготовленных на предприятии для собственных нужд.
ВП = ТП + (НЗПк – НЗПн),
НЗПн/к – остатки незавершенного производства на конец и начало года (периода).
НЗП – продукция, не законченная изготовлением и находящаяся на различных стадиях обработки и сборки.
Величина НЗП зависит от длительности производственного цикла, среднесуточного выпуска продукции и средней себестоимости изделий.
Показатель ВП рассчитывается для предприятий с производственным циклом более 2 месяцев, для внутрипроизводственных расчетов и анализа.
Реализованная продукция – (в плане – реализуемая, в отчете – реализованная) – включает в себя стоимость готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, а также работ и услуг промышленного характера, переданных потребителю или покупателю.
РП = ТП + (Он – Ок),
Он/к – остатки нереализованной продукции на начало и конец года (периода): продукция на складе готовой продукции предприятия.
Показатель РП используется для расчета показателей оборотных средств, определения уровня производительности труда, для целей налогообложения.
Чистая продукция – характеризует вновь созданную на предприятии стоимость без учета затрат овеществленного прошлого труда.
ЧП = ТП – (М + А) = З + Осв + П,
М – материальные затраты;
А – амортизация основных фондов;
З – заработная плата работников предприятия;
Осн –страховые взносы;
П – прибыль предприятия.
Показатель ЧП используют при расчете производительности труда.
2.3. Обоснование плана производства расчетом производственной мощности.
Разработка плана выпуска и реализации продукции предприятия в соответствии с договорами на поставку и прогнозами относительно спроса непосредственно увязывается с производственными мощностями по всей номенклатуре намеченной к изготовлению продукции.
Производственная мощность предприятия (цеха, участка) характеризуется максимальным количеством продукции качества и ассортимента, предусмотренного планом, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения прогрессивных технологических процессов и рациональной организации труда и производства.
Рассчитывается производственная мощность в тех же натуральных и стоимостных показателях, что и производственная программа. Обычно мощность определяется на годовой объем выпуска продукции и называется годовой мощностью.
С развитием производства величина производственной мощности меняется. Она может увеличиваться при внедрении нового оборудования, замене старого более производительным, при совершенствовании технологии процессов изготовления продукции, росте производительности труда, снижении трудоемкости выпускаемой продукции и т.д. Снижение мощности происходит при выбытии устаревшего оборудования, при освоении новых, более трудоемких изделий, при расширении номенклатуры выпускаемой продукции. В связи с изменением мощности обычно рассчитывают среднегодовую производственную мощность.
Среднегодовая производственная мощность:
Мпр.ср.г. = Мпр. н.г. + Мпр.вв. t1/12 – Мпр.выб.t2/12
Мпр. н.г. – на начало года;
Мпр.вв. – вводимая в течение года;
Мпр.выб. – выбывшая в течение года;
t1/2 – число месяцев функционирования вводимых и бездействия выбывших мощностей до конца года.
Правильное определение мощности производства необходимо для определения возможностей предприятия по выпуску конкретных видов продукции, определения резервов расширения производства, оценки эффективности работы предприятия.
Расчет производственной мощности производится ежегодно в соответствии с существующими отраслевыми методиками. Поскольку величина мощности зависит прежде всего от активной части основных фондов (машин, механизмов, оборудования), поэтому важным является определение состава оборудования, включаемого в расчет производственной мощности.
В расчет производственной мощности включается все оборудование, закрепленное за основными производственными подразделениями, в т.ч. оборудование, находящееся в ремонте и модернизации, а также оборудование, находящееся на складе, но предназначенное для ввода в действие в расчетном периоде.
Не включается в расчет оборудование резервное, законсервированное, а также оборудование опытно-экспериментальных участков и участков для профессионально-технического обучения рабочих.
Расчет производственной мощности предприятия производится по техническим нормам выработки или проектным показателям производительности оборудования, трудоемкости выпускаемой продукции с учетом прогрессивной технологии и организации производства.
Ещё одним важным фактором при расчете мощности является определение времени работы оборудования в течение года. Для этого определяют годовой действительный (полезный) фонд времени работы каждой группы оборудования.
Fд = [(Fк – Fв.п.)*Тсм – Нч] * S – P = Fн*S - P,
Fд – годовой полезный фонд времени;
Fн – годовой номинальный фонд времени работы оборудования;
Fк – годовой календарный фонд времени (количество календарных дней в году);
Fв.п. – количество выходных и праздничных дней;
Тсм – продолжительность рабочей смены (в часах);
Нч – количество недоработанных часов в предвыходные и предпраздничные дни;
S – количество смен;
P – потери времени в связи с проведением планово-предупредительных ремонтов оборудования.
При расчете производственной мощности полезный фонд времени рассчитывается исходя из существующего режима работы предприятия (но как правило не менее двух смен в сутки). Для уникального дорогостоящего оборудования учитывается 3- и 4-сменная работа.