Описание и расчет системы смазки шпиндельного узла и привода главного движения в целом
Жидкие смазочные масла хорошо отводят теплоту от шпиндельных опор, уносят из подшипников продукты изнашивания, делают ненужным периодический надзор за подшипниками. При выборе вязкости масла учитывают частоту вращения шпинделя, температуру шпиндельного узла и ее влияние на вязкость масла.
Систему смазывания жидким материалом выбирают исходя из требуемой быстроходности шпинделя с учетом его положения (горизонтальное, вертикальное или наклонное), условий подвода масла, конструкции уплотнений.
Так, параметр быстроходности равен:
(2.1)
где
– наружный диаметр подшипника, мм;
– диаметр отверстия подшипника, мм;
– максимальная частота вращения шпинделя ( ).
Поскольку , то по таблице [1] выбираем циркуляционное смазывание без охлаждения масла для передней опоры и задней опор. Данный тип является системой обильного смазывания (с отводом теплоты).
Циркуляционное смазывание осуществляется автономной системой, предназначенной только для шпиндельного узла, или системой, общей для него и коробки скоростей. Масло подается в шпиндельную опору (рисунок 2.1). Для улучшения циркуляции масла предусматривают отверстия в наружном кольце подшипника, в роликах. Чтобы обеспечить надежное попадание смазочного материала на рабочие поверхности подшипников, масло подводят в зону всасывания, то есть к малому диаметру дорожек качения радиально-упорных шариковых и роликовых подшипников, которым присущ насосный эффект. Предусматривают свободный слив масла из опоры, благодаря чему не допускают его застоя и снижают температуру опоры. В резервуаре или с помощью специального холодильника масло охлаждается. С повышением частоты вращения шпинделя разница между количеством выделяющейся теплоты и отводимой от подшипникового узла увеличивается, а при высокой частоте вращения через подшипники невозможно прокачать нужный объем масла. Например, двухрядные роликоподшипники создают большое гидравлическое сопротивление, и перемешивание слишком большого объема масла приводит не к снижению, а к повышению температуры опоры.
Рисунок 2.1 – Схема подачи масла в шпиндельную опору
Минимально допустимый расход жидкого смазочного масла для смазывания шпиндельных опор определяем по формуле:
где – средний диаметр подшипников, мм;
– частота вращения шпинделя, об/мин;
– число рядов тел качения в подшипнике;
– вязкость масла при рабочей температуре опоры, м2/с;
– коэффициент, характеризующий тип подшипника, для роликоподшипников
– коэффициент, характеризующий условия нагружения, с предварительным натягом
– коэффициент, характеризующий условия выхода масла из рабочей зоны подшипника, при свободном выходе из конических, упорных и упорно-радиальных
– коэффициент, зависящий от рабочей температуры подшипника, .
Прокачивание через шпиндельную опору нескольких тысяч кубических сантиметров масла в минуту не только позволяет надежное смазывание, но и обеспечивает отвод теплоты от опоры, то есть создает режим "охлаждающего" смазывания. Расход масла при таком смазывании зависит от типа подшипника, частоты его вращения и вязкости масла. Дня конических роликоподшипников q= (5...10) d. Для радиально-упорных подшипников при d < 50 мм Q = 500.,. 1500 см3/мин, при d > 120 мм Q > 2500 см3/мин. Для смазывания упорно-радиальных подшипников при d = 30...80 мм Q = 100...1000 см3/мин, при d = 80...180 мм Q = 500...5000 см3/мин, при d> 180 мм Q = 2000...10 000 см3/мин [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данный курсовой проект позволил закрепить теоретические положения курса, излагаемые в лекциях, углубить навыки пользования справочным материалом, стандартами ЕСКД. В процессе выполнения курсового проекта были получены важнейшие комплексные требования об устройстве токарных станков, в частности, с ЧПУ. Изучение курса позволило ознакомиться с общим методическим подходом к изучению станков, расчетами отдельных узлов и механизмов к данным целевым узлам станка и станку в целом, а также с принципиальными конструктивными решениями.
В данном курсовом проекте был разработан привод главного движения токарные станка с ЧПУ на примере токарного станка СБ5582. Привод состоит из электродвигателя, поликлиновой ременной передачи, зубчатой ременной передачи и трехваловой коробки. Был определен знаменатель геометрического ряда , выбран электродвигатель 1FT5074-1AF71, имеющий номинальную мощность кВт, и номинальную частоту вращения n = 1530 мин-1 В данном курсовом проекте были произведены расчеты передачи «винт-гайка качения», уточнённый расчет привода подачи, была описана система смазки ВГК, обосновали выбор конструкции ВГК, выбор материала и термической обработки.
При выполнении курсовой работы были использованы знания о кинематике станков, использовались ГОСТы и справочная литература. Для разработки чертежей использовалась программа КОМПАС 3D – V13.