Корпорация как деструктивная секта

Несложно определить, в каком направлении будут дальше развиваться бизнес-технологии. Сравнение методов современного маркетинга и приёмов, которые используются в деструктивных религиозных сектах, показывает, что в обоих случаях используются одни и те же подходы. Чем сильнее идеализируются брэнды, тем больше совпадают эти методы.

Ниже приводятся основные приёмы, которые были выявлены в результате исследования сект [358] . Сопоставьте их с современным учебником маркетинга, и сравните с контролем сознания общества, который осуществляет рыночная экономика через СМИ.

* * *

Стадии завоевания контроля над сознанием в секте:

1. Размораживание – дезориентация, доведение до психологической аморфности и хаотического состояния сознания.

2. Изменение – создание и пошаговое навязывание новой идентичности.

3. Замораживание – закрепление новых стереотипов. Отделение от прошлого, новое имя, новый язык клише, новая группа общения.

* * *

Использование чувства вины для дезориентации сознания:

 вина собственной идентичности,

 социальная вина,

 историческая вина,

 ритуальное и публичное признание «грехов».

Формирование чувства вины наиболее широко используется на уровне контроля сознания колоний метрополией.

* * *

Условия контроля сознания – сектой и рыночной экономикой:

 Создание ощущения собственной неполноценности, при одновременном внедрении готовых моделей поведения, которые ведут к «успеху».

 Подавление прежнего поведения через вознаграждения и наказания.

 Создание плотно контролируемой системы, в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя так, словно у них имеются врожденные отступления от нормы.

 Содержание людей в состоянии неведения и неспособности осознавать происходящее.

 Контроль времени человека, особенно времени на размышление.

* * *

Техники, останавливающие мышление – в секте и на телеканале:

 Монотонное пение, бесконечное повторение фраз и слов, скандирование, визуализации, повторяющиеся действия [359] .

 Уничтожение границ личности через извлечение или внедрение признаний, страхов и секретов.

 Перегрузка сознания через усвоение массы информации за короткое время с невозможностью критической проверки.

 Неадекватное питание.

* * *

Контроль информации – в секте, в корпорации и в рыночной экономике:

 Утаивание информации, искажение информации, открытый обман.

 Максимальное ограничение доступа адептов к некультовым источникам информации; загрузка адептов культовой деятельностью настолько, чтобы они не имели времени думать.

 Поощрение слежки за другими участниками (объединение по парам по системе «приятельства» для наблюдения и контроля [360] , доносительство лидеру об отклоняющихся от культовых доктрин мыслях, чувствах и поступках).

 Широкое использование созданной в рамках культа пропаганды (бюллетени, журналы, газеты, аудио- и видеозаписи, неправильные цитаты, формулировки, взятые вне контекста из некультовых источников).

 Поощрение только «хороших» и «правильных» мыслей, устанавливаемых лидером.

* * *

Контроль поведения в секте. Сравните с контролем поведения поклонников культа – потребителей, и с контролем поведения сотрудников в корпорации.

 Регулирование индивидуальной физической реальности (где и с кем живет, какую одежду и прически носит, какую пищу ест, сколько позволяется спать, финансовая зависимость).

 Посвящение значительной части времени индоктринации и групповым ритуалам.

 Создание необходимости спрашивать разрешение для принятия любых решений.

 Использование наград и наказаний.

 Уничтожение индивидуального мышления, замена его групповой мыслью.

 Установление жестких, детальных правил и предписаний.

 Требование полной покорности, то есть конформизма.

* * *

Как мы отмечали в 4-й главе, корпорация начиналась как наёмная армия. В наши дни корпорация всё чаще выступает как организация служителей языческого культа своего брэнда.

Разница между брэндами и сектами в том, что финансовые средства корпораций в миллионы раз превосходят возможности отдельной секты; корпорации воздействуют сразу на всё население страны и используют каналы массового доступа к сознанию.

Если и вы хотите создать свою успешную корпорацию, хотите создать сильный брэнд, то создавайте их как языческий культ, создавайте их как секту.

* * *

Как секты используют гипноз, так и бизнесы, помимо воздействия на сознание, всё шире используют воздействие и на подсознание.

Посмотрите, точнее – не смотрите, на телевизоры в витринах и в салонах магазинов. Сегодня всего за несколько десятков долларов любой бизнес может купить систему воздействия на подсознание человека через технологию 25-го кадра [361] . В телевещании и в кино эти технологии запрещены с 1974 года, но законы не запрещают их использовать в частных магазинах.

Крупная сеть супермаркетов K-Mart смогла снизить уровень воровства среди покупателей на 33 процента. Через внутреннюю видеосистему она передавала неосознаваемое, но воспринимаемое мозгом сообщение «Пожалуйста, не воруйте».

По оценкам, благодаря сообщениям типа «Купи этот товар» и «Купи сегодня, купи сейчас», которые тоже передаются через внутренние видеосистемы, продажи внушаемых товаров увеличиваются на 20-40 процентов.

Это же касается и приятной музыки, которая играет в бутиках и прочих модных магазинах. Нередко в ней также заложены закодированные звуковые сообщения. Выпускаются готовые диски всего за 15 долларов; разработаны компьютерные системы для собственного изготовления музыки с любыми сообщениями. На тему того, как эффективнее воздействовать на подсознание покупателя в магазинах, написаны научные работы. Задайте поиск слов «subliminal sales» по англоязычному Интернет.

* * *

Если вы просто встретите человека на улице, то нет гарантии, что он – не платный агент. Сегодня многие корпорации, например, Найк (Nike), платят подросткам, чтобы они носили одежду Найк и в своих уличных компаниях разговаривали о продуктах Найк – не как сэйлсмены, но как приятели, которым нравится новый крутой товар [362] . Этот подход ничем не отличается от засылки провокаторов к противнику во время войны.

III.

Наши рекомендации