Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляют: специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответ-
ствии с федеральными законами;
профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы.
Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспек- цией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости, и ее территориальных ор- ганов (государственных инспекций труда), которой осуществляет надзор и контроль за соблюде- нием трудового законодательства, а не только законодательства об охране труда.
Что касается надзора и контроля непосредственно за охраной труда, определены зада- чи и функции государственной инспекции труда, охватывающие практически все вопросы, связанные с обеспечением безопасности труда работников и защиты их прав в этой сфере.
Основными задачами федеральной инспекции труда являются:
обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных норма- тивных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных норма- тивных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под дей- ствие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нор- мы трудового права.
В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реали- зует следующие основные полномочия:
осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового;
анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотре- ние дел об административных правонарушениях;
направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Фе- дерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случа- ев на производстве или проводит его самостоятельно;
принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифици- рованных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодатель- ства, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых матери- алов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случа- ев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчис- ления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодате- лей.
Государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах и, в частности, на некоторых объектах сельскохо- зяйственных предприятий осуществляется Федеральной службой по экологическому, тех- нологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР), который на основании федераль- ных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ осуществляет контроль и надзор:
за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условия- ми действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;
за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах ис- пользования атомной энергии);
за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хра- нения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государствен- ного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отхо- дов;
за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обес- печения безопасности при использовании атомной энергии;
за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строи- тельстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, приме- няемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электро- энергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике);
за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;
за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ве- дении взрывных работ;
за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключени- ем судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного само- управления);
за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства РФ в об- ласти обращения с радиоактивными отходами;
за своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакто- ров и продуктов их переработки в государство поставщика, с которым Российская Федера- ция заключила международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую Федера- цию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов с целью временного техно- логического хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки (в пре- делах своей компетенции);
за горно-спасательными работами в части, касающейся состояния и готовности под- разделений военизированных горно-спасательных частей к ликвидации аварий на обслу- живаемых предприятиях.
Согласно Положению «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» от 30 июля 2004 г. N 401 РОСТЕХНАДЗОР осуществляет следую- щие функции:
организует обучение работодателей и работников по вопросам безопасности труда при эксплуатации поднадзорных объектов;
организует разработку и утверждает требования (правила и нормы) по безопасному ведению работ;
осуществляет надзор за соблюдением требований безопасности на подконтрольных объектах;
осуществляет учет и анализ аварий и случаев производственного травматизма, уста- навливает порядок и производит техническое расследование обстоятельств и причин этих инцидентов, разрабатывает на этой основе предложения по профилактике аварийности и производственного травматизма;
регистрирует объекты, контролирует своевременность освидетельствования объектов предприятиями и организациями;
устанавливает порядок подготовки и проверки знаний специалистов подконтрольных предприятий.
Государственный надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм, и правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (РОСПО- ТРЕБНАДЗОР). Она находится в ведении Минздравсоцразвития России.
Правительство РФ Постановлением от 15 сентября 2005 г. N 569 утвердило Положе- ние об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Рос- сийской Федерации (СЗ РФ. 2005. N 39. Ст. 3953), возложив в нем организацию государ- ственного санитарно-эпидемиологического надзора на Главного государственного сани- тарного врача РФ, главных государственных санитарных врачей по субъектам РФ, главных санитарных врачей по городам, районам и на транспорте, а также на главных государ- ственных врачей органов и учреждений, входящих в состав единой федеральной централи- зованной системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
РОСПОТРЕБНАДЗОР осуществляет следующие полномочия:
надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка;
выдает лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, отнесенных к ком- петенции Службы;
регистрирует впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся хими- ческие, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств), отдельные виды продукции, пред- ставляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств) и пи- щевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации; лиц, постра- давших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в ре- зультате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;
устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфек- ционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государ- ственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о санитарно- эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения;
готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов РФ ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном зако- нодательством РФ;
организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга; организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации;
осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, ин- дивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного зако- нодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;
осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возло- женных на нее функций;
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государ- ственную тайну;
организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обра- щений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установлен- ный законодательством РФ срок;
обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координа- цию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подго- товке;
организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их перепод- готовку, повышение квалификации и стажировку;
осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе дея- тельности Службы;
взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти ино- странных государств и международными организациями в установленной сфере деятельно- сти;
в установленном законодательством РФ порядке размещает заказы и заключает госу- дарственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на проведение науч- но-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельно- сти, на поставку вакцин, необходимых для реализации национального календаря профи- лактических прививок, диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита че- ловека и гепатитов B и C, а также на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Службы.
Согласно Постановлению от 30 июля 2004 г. N 400 «Об утверждении положения о Фе- деральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в поста- новление правительства РФ» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР) является федеральным органом исполнительной власти, осу- ществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экс- пертизы.
РОСПРИРОДНАДЗОР осуществляет контроль и надзор:
в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, нахо- дящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания;
в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный кон- троль и надзор за использованием и охраной водных объектов);
за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм, и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, тер- риториального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шель- фе;
за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континенталь- ном шельфе;
государственный земельный контроль в пределах своих полномочий;
за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области охраны и использования объек- тов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, в том числе в об- ласти охоты и сохранения охотничьих ресурсов, с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должност- ных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области государственной экологической экспертизы с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охра- ны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);
за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лес- ной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
за расходованием средств, предоставляемых на осуществление органами государ- ственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области охоты и сохране- ния охотничьих ресурсов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, в пределах своей компетенции.
Согласно «Положению о государственном пожарном надзоре», введенному в действие 1 января 2005 г., органы пожарного надзора (ГОСПОЖАРНАДЗОР) контролируют выпол- нение противопожарных требований на всех производственных объектах сельскохозяй- ственных предприятий. Они участвуют в приемке объектов капитального строительства в эксплуатацию и могут ставить вопрос о приостановке работы отдельных цехов и предприя- тий, не отвечающих правилам пожарной безопасности.
Общественный контроль за соблюдением законных прав интересов работников в обла- сти охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные уполномоченные работ- никами представительные органы.
Выборы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. Не ре- комендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состоянием охраны труда на предприятии.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полно- мочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных на них функций. Уполномоченные выполняют функции:
контролируют соблюдение работодателями законодательных и других нормативных актов по охране труда, состояние охраны труда, включая контроль за выполнением со сто- роны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда;
участвуют в работе комиссий по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда;
участвуют в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;
осуществляют контроль за своевременным сообщением руководителем подразделе- ния о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм рабочего времени и отдыха, предоставлением компенсации и льгот на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;
участвуют в организации первой помощи (а после соответствующего обучения – ока- зывают первую помощь) пострадавшему от несчастного случая на производстве.
Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными мате- риалами по охране труда за счет средств предприятия. Уполномоченным выдается соответ- ствующее удостоверение, а для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять им необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнитель- ные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или сов- местным решением работодателя и представительных органов работников.