Мероприятия по защите населения при авариях на химически опасных объектах

Мероприятия по защите населения разрабатываются в соответствии с «Требованиями по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах жизнеобеспечения», утвер- жденных приказом МЧС №105от 28.02.2003 г.

Контроль химического загрязнения осуществляется во всех элементах биосферы: воз- духе, почве, воде. Основное внимание уделяется контролю загрязнения воздуха атмосферы как определяющего фактора химического загрязнения всей окружающей среды.

Контроль химического загрязнения осуществляется постоянно по всей территории страны структурными подразделениями «Росгидромета», РСЧС всех уровней, профильных министерств и ведомств, отдельных объектов. Особое внимание при контроле уделяется районам расположения ХОО на всех этапах их функционирования.

На основе данных контроля химического загрязнения разрабатываются соответству- ющие мероприятия.

Перед разработкой мероприятий по защите населения от химической опасности необ- ходимо провести оценку химической обстановки. Исходными данными для этого являются:

район и время заражения;

тип и количество химических веществ;

метеорологические данные (скорость и направление ветра, температура воздуха, тип вертикальной устойчивости воздуха);

характер застройки или растительности; степень защищенности людей.

В настоящее время применяется трехуровневая система защиты населения.

Первый уровень – ограничивается время пребывания человека в зоне химической ава- рии. Оно определяется такими дифференцированными регламентами как предельно- допустимая и максимально-допустимая концентрации (ПДК и МДК), аварийные пределы воздействия (АПВ).

Второй уровень – предполагает применение средств фармакологической коррекции работоспособности человека при наличии в воздухе токсичных веществ в концентрациях выше ПДК, но не выше МДК и АПВ.

Третий уровень – если концентрации превышают названные регламенты, то применя- ют средства индивидуальной защиты (СИЗ).

Мероприятия, проводимые постоянно в районах возможного химического загрязнения при отсутствии аварии.

Непредсказуемость и внезапность аварий на ХОО, высокая скорость формирования и распространения облака загрязненного воздуха требуют принятия оперативных мер по за- щите. В связи с этим защита населения организуется заблаговременно, а при возникнове- нии аварий проводится в минимально короткие сроки.

Важная и основная роль в стратегии смягчения последствий аварий на ХОО принад- лежит профилактике возникновения аварий. Это обеспечивается комплексом мероприятий, проводимых по следующим направлениям:

использование безопасных технологий, осуществление технических, организационных, специальных и других мер, обеспечивающих высокую эксплуатационную надежность ХОО;

наличие систем и приборов контроля химического загрязнения окружающей среды;

осуществление контроля химической обстановки в районах расположения ХОО и в районах возможного химического загрязнения;

наличие оперативных систем оповещения об авариях на ХОО, в первую очередь, ло- кальных систем оповещения в районах расположения ХОО;

планирование мероприятий по защите населения и персонала объектов ХОО; обеспечение населения, проживающего в опасных зонах, средствами защиты; проведение работ по обвалованию хранилищ с АХОВ;

подготовка запасов материалов для нейтрализации АХОВ; защита источников воды и продовольствия;

обучение персонала и населения в объеме, дающем обучаемым определенные знания и навыки, необходимые для эффективного применения средств и способов защиты от АХОВ.

Эффективным способом уменьшения последствий аварий на ХОО является снижение запа- сов опасных веществ до минимально необходимых по технологии количеств. Особенно это важ- но на этапах погрузочно-разгрузочных работ в хранилищах сырья и готовой продукции.

Стабильность эксплуатации объектов обеспечивается высокой надежностью энерго- и водоснабжения, внедрением системы безаварийной остановки производства при внезап- ных прекращениях подачи электроэнергии и воды.

Для ХОО предусматривается создание санитарно-защитных зон, в которых запрещает- ся размещение жилых зданий и других объектов, не относящихся к ХОО. Согласно сани- тарным нормам проектирования промышленных предприятий размер санитарно-защитных зон для ХОО должен быть не менее 300 м, а для ХОО, имеющих объем АХОВ свыше 8000 м3, – не менее 1000 м.

Мероприятия, проводимые при авариях на ХОО.

Так как основным фактором, влияющим на масштабы последствий аварий, будет яв- ляться скорость выхода АХОВ в атмосферу, то первоочередными при ликвидации послед- ствий аварии являются работы, связанные с ограничением распространения жидкой фазы АХОВ и снижением скорости ее испарения.

Для ограничения выхода жидкой фазы АХОВ из емкости принимаются меры по ликвидации течи, если они возможны, или по перекачиванию жидкости из аварийной емкости в запасную. Пере- качка осуществляется способами и средствами, принятыми в химической промышленности.

Ограничение растекания АХОВ на местности в целях уменьшения площади испарения осу- ществляется с помощью технических средств (бульдозеров, скреперов, экскаваторов). Оно заключа- ется в создании препятствий в виде валов из грунта. Возможно и направление потоков жидкой фазы АХОВ в естественные углубления. При проведении этих работ необходимо в первую очередь ис- ключить попадание АХОВ в реки, подземные коммуникации, подвалы зданий и сооружений.

Снижение скорости испарения АХОВ может быть осуществлено следующими способами: поглощением жидкой фазы слоем сыпучих адсорбционных материалов (грунта, песка, шлака); изоляцией пенами;

разбавление АХОВ водой или растворами нейтрализующих веществ.

Основными мерами защиты персонала и населения при авариях на ХОО являются: оповещение об аварии;

эвакуация и укрытие людей;

ограничение доступа и перемещения населения в зонах загрязнения; медицинская помощь пострадавшим;

использование средств индивидуальной защиты;

санитарная обработка людей, дегазация территории, сооружений, техники, имущества. Оповещение об аварии возложено на дежурные службы ХОО и штабы ГО всех уров-

ней. Оповещение передается на все предприятия и в населенные пункты, находящиеся в пределах площади, ограниченной радиусом, равным максимально возможной глубине рас- пространения АХОВ при данных метеорологических условиях.

Следует отметить, что эвакуация населения, учитывая быстротечность развития аварии, бу- дет иметь серьезные трудности в проведении, тем более связанные с возможностью возникнове- ния паники, и поэтому является крайней мерой и проводится в исключительных случаях.

При быстротечном развитии ситуации предусматривается временное укрытие населе- ния в убежищах, оборудованных фильтрами. Если убежища отсутствуют, населению на период прохождение первичного облака или до эвакуации рекомендуется оставаться в жи- лых и служебных помещениях, приняв меры по их герметизации и надев средства индиви- дуальной защиты (хотя бы простейшие).

Важную роль в поддержании общественного порядка в районе аварии играет ограничение доступа в него людей, а также регулирование различных перемещений сил и средств, участвую- щих в ликвидации последствий аварий на загрязненной территории. Для выполнения этих важ- ных задач организуются контрольно-пропускные посты, оцепление загрязненной территории, выставление постов и установление шлагбаумов на дорогах, ведущих в зону загрязнения, патру- лирование улиц населенных пунктов, регулирование движения на маршрутах эвакуации населе- ния, установление предупредительных знаков на границах зон загрязнения.

Наши рекомендации