Экспертная оценка опасностей объекта

Для оценки процесса взаимодействия проектируемого техногенного объекта с челове- ком и природой необходима его экспертная оценка. Процедура экспертизы проектов вновь создаваемых или реконструируемых объектов состоит из экологической экспертизы, де- кларации промышленной безопасности и соблюдения технических регламентов.

Существует так называемая экологическая экспертиза, основополагающие требования которой содержатся в Федеральном законе «Об охране окружающей среды».

Однако в 2006 г. был введен в действие Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и некоторые другие законодательные акты РФ», который установил, что строительство любых объектов (в том числе атомных станций) может про- изводиться без предварительной оценки их экологической опасности. Фактически он отме- нил государственную экологическую экспертизу и оценку воздействия на окружающую среду строительных мероприятий. Государственную экологическую экспертизу закон за- менил экспертизой проектной документации, предусмотренной градостроительным кодек- сом и оценивающей соответствие проектной документации требованиям технических ре- гламентов.

Но уже в мае 2010 г. на заседании президиума Госсовета, посвященного охране окру- жающей среды, вновь рассматривали вопрос об экологической экспертизе с целью возвра- щения к ней.

С целью осуществления контроля за соблюдением мер безопасности, оценки доста- точности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на про- мышленных объектах Правительство РФ постановлением от 1 июля 1995 г. «О декларации безопасности промышленного объекта РФ» ввело обязательную разработку декларации промышленной безопасности. Приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 ап- реля 1996 г. №222/59 введен в действие «Порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта РФ».

Декларация безопасности промышленного объекта является документом, в котором отражены характер и масштабы опасностей на промышленном объекте и мероприятия по обеспечению безопасности и готовности к действиям в ЧС.

Декларация безопасности включает следующие разделы: общая информация об объекте;

обеспечение готовности объекта к локализации и ликвидации ЧС;

информирование общественности;

ситуационный план объекта и информационный лист.

В 1997 г. был введен в действие закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Согласно этому закону к опасным отнесены объекты, на ко- торых осуществляется использование:

токсичных веществ с уровнем средней смертельной концентрации в воздухе менее 0,5 мг/л;

оборудования, работающего с высоким избыточным давлением более 0,07 МПа; взрывчатых и горючих веществ;

веществ, образующих с воздухом взрывоопасные смеси;

оборудования, работающего при больших температурах или при температуре нагрева воды более 115 0С.

Оценивая состояние промышленного объекта как вероятного источника техногенной аварии, особо следует обращать внимание на склонность всех объектов к снижению их надежности в процессе эксплуатации.

В 2004 г. был принят Федеральный закон «О техническом регулировании», который ввел в обращение новый документ «технический регламент» - документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регули- рования.

защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В соответствии с указанным выше ФЗ существуют два вида технических регламентов: общие и специальные.

Общие технические регламенты принимаются по вопросам безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооруже- ний и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной, биологиче- ской, ядерной и радиационной безопасности; электромагнитной совместимости.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем от- дельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации в отношении которых цели, определенные для принятия техниче- ских регламентов, не обеспечиваются, требованиями общих технических регламентов и степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтен- ной общим техническим регламентом.

К 2010 г. приняты следующие технические регламенты:

«О безопасности зданий и сооружений»;

«О безопасности лифтов»;

«О безопасности машин и оборудования»;

«О безопасности колесных транспортных средств»;

«О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных веществ» (специальный технический регламент);

«О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»;

«На соковую продукцию из фруктов и овощей»;

«О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»;

«О требованиях пожарной безопасности»;

«На масложировую продукцию»;

«На молоко и молочную продукцию».

Основной тенденцией развития техносферы в России является старение фондов: заво- ды, фабрики, коммуникации строили в послевоенный период. Сейчас изношенность основ-

ных фондов колеблется в районе 60-80%. Это не может не сказаться на угрозах, которые создают техногенные аварии, и такие угрозы необходимо просчитывать заранее.

Помимо прямой оценки такого рода опасностей в паспорте указываются силы и сред- ства, которые могут противодействовать развитию тех или иных угроз. Таким образом, можно проводить анализ опасностей и сопоставлять их с уровнем защищенности населе- ния.

Паспорт разрабатывается для решения следующих задач: определение показателей степени риска ЧС;

оценка возможных последствий ЧС;

оценка состояния работ по предупреждению ЧС;

разработка мероприятий по снижению риска и смягчению последствий ЧС.

Разработка паспорта организуется органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Паспорт безопасности территории субъекта РФ разра- батывается в трех экземплярах.

Первый экземпляр остается в исполнительном органе государственной власти субъек- та РФ. Второй экземпляр направляется в главное управление МЧС РФ по субъекту РФ. Третий экземпляр направляется в МЧС России.

Паспорт безопасности территории муниципального образования разрабатывается в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в исполнительном органе государственной власти субъекта РФ. Второй экземпляр направляется в Главное управление МЧС РФ по субъекту РФ.

Паспорт состоит из 7 разделов.

В первом разделе дается общая характеристика территории: общие сведения, социаль- но-демографическая характеристика, характеристика природных условий. Во втором раз- деле представляется характеристика радиационно-опасных, химически- опасных объектов, пожаро- и взрывоопасных объектов, гидротехнических сооружений и других опасных объ- ектов, которые имеются на территории. В последующих трех разделах определяются пока- затели риска природных, техногенных и биолого-социальных ЧС при наиболее опасном сценарии и при наиболее вероятном сценарии развития ЧС. В шестом разделе представля- ется характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения, пре- дупреждению ЧС на территории.

В заключительный, седьмой раздел включаются материалы, обосновывающие и под- тверждающие показатели степени риска.

Наши рекомендации