Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычай- ных ситуаций
С целью повышения оперативности управления процессами предупреждения и ликви- дации последствий ЧС 18 апреля 1992 г. была создана «Российская система предупрежде- ния и действий в чрезвычайных ситуациях» (РСЧС). 16 января 1995 г. была введена в дей- ствие федеральная целевая программа «Создание и развитие РСЧС».
Во исполнение этой программы Правительство РФ постановлением от 5 ноября 1995 г. пре- образует РСЧС в «Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычай- ных ситуаций» (ее аббревиатура осталась прежней – РСЧС). Обеспечение функционирования и дальнейшего развития этой системы является одной из основных задач МЧС.
РСЧС предназначена для предупреждения ЧС в мирное и военное время, а в случае их возникновения – для ликвидации последствий ЧС.
Координирующими органами РСЧС являются:
на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
на региональном уровне – региональные центры МЧС;
на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, - комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) органов исполнительной власти субъектов РФ;
на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - КЧС органов местного самоуправления;
на объектовом уровне, охватывающем территорию объекта, - объектовые КЧС.
В состав Межведомственной комиссии включены представители федеральных мини- стерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит реше- ние вопросов, связанных с защитой населения и территорий от ЧС природного и техноген- ного характера. Эта комиссия решает следующие задачи:
формирование и проведение единой государственной политики в области предупре- ждения и ликвидации ЧС;
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработ- ке проектов нормативных правовых актов, отнесенных к ее компетенции;
подготовка предложений по формированию системы экономических, организацион- но-технических и других мер, направленных на обеспечение безопасности, защиты населе- ния и территорий от ЧС;
определение основных направлений совершенствования дальнейшего развития РСЧС; организация разработки проектов федеральных целевых программ, направленных на
предупреждение ЧС, защиту населения и территорий от ЧС;
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при ликвидации ЧС по вопросам социально- экономической и правовой защиты, медицинской реабилитации пострадавших граждан, а также лиц, принимавших участие в ликвидации ЧС.
Решения Межведомственной комиссии обязательны для исполнения всеми федераль- ными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов РФ.
Основными задачами КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления являются:
организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвида- ции ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов;
организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциаль- но опасных объектов, прогнозирование ЧС;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создание и поддержание в готовности пунктов управления;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов на случай возникновения ЧС; взаимодействие с другими КЧС, военным командованием и общественными объеди-
нениями по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;
руководство работами по ликвидации ЧС, организация привлечения к ним трудоспо- собного населения;
планирование и организация эвакуации населения из районов ЧС, размещение его в безопасной зоне и возвращение его в места постоянного проживания;
организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий в ЧС; руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подраз-
делений РСЧС к действиям в ЧС.
Следует отметить, что КЧС объединяют в себе ответственных представителей соот- ветствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в экстремальных условиях – оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидиро- вать ЧС. КЧС возглавляют заместители руководителей органов исполнительной власти. Рабочими органами этих комиссий являются комитеты, управления, отделы по делам ГО и ЧС. Эти организации являются основными органами повседневного управления, функцио- нируют на всех уровнях, вплоть до сельских районов.
Органами управления являются:
на федеральном уровне – МЧС России;
на региональном уровне – региональные центры;
на территориальном уровне – управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ;
на местном уровне – соответствующие службы, создаваемые при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне – отделы (или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного само- управления в пределах конкретной территории устанавливается один из режимов функци- онирования РСЧС:
режим повседневной деятельности - при нормальной производственной, радиацион- ной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке; при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;
режим повышенной готовности – при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при по- лучении прогноза о возможности ЧС;
режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются: а) в режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстанов- кой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
планирование и выполнение программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования объектов и отраслей экономики в ЧС;
совершенствование подготовки органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты к действиям при ЧС;
создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; осуществление целевых видов страхования.
б) в режиме повышенной готовности:
принятие на себя соответствующими КЧС непосредственного руководства функцио- нированием подсистем РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки, выработки предложений по ее нормализации;
усиление дежурно-диспетчерской службы;
усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование воз- никновения ЧС и их масштабов;
принятие мер по защите населения и окружающей среды, обеспечению устойчивого функционированию объектов;
приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС.
в) в режиме чрезвычайной ситуации: организация защиты населения: выдвижение оперативных групп в район ЧС: организация ликвидации ЧС:
определение границ зон ЧС:
организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей эконо- мики и объектов, жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях.
Для ликвидации ЧС создаются:
резервный фонд Правительства РФ для проведения первоочередных работ при ликви- дации ЧС, создаваемый за счет средств федерального бюджета;
ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов – за счет средств феде- рального органа исполнительной власти;
резерв финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ – за счет средств бюджета субъекта РФ;
местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправле- ния – за счет средств местного бюджета;
объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов – за счет собственных средств предприятия.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС, под руководством соответствующей КЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать ее невозможно, указанные комиссии об- ращаются за помощью к вышестоящим КЧС. При недостаточности и этих сил, и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств предприятий. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС прово- дится за счет средств предприятий, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источни- ков. При отсутствии или недостаточности указанных средств выделяются средства из ре- зервного фонда Правительства РФ.