Передача и обмен информацией
5.2.4.1 Следует устанавливать, обеспечивать применение и своевременно вносить изменения в мероприятия и процедуры для: а) получения, документирования и реагирования на внешние и внутренние сообщения, связанные с охраной труда; б) обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации; в) обеспечения получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда. [ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.6] |
Первая основная цель общения и передачи информации - достижение единства взглядов всех работников на охрану труда, создание и поддержание коллективистского духа взаимоотношений между работодателем и работниками, совместными усилиями которых решаются не только производственные задачи, но и задачи по эффективному функционированию СУОТ.
Важную символическую роль в информационном взаимодействии играет явная приверженность делу охраны труда высших руководителей организации.
Ставя перед работниками задачи по выполнению требований охраны труда, руководителям следует формулировать их таким образом, чтобы найти общие интересы с простыми работниками. Желательно предварительно провести с ними работу в рамках "консультаций с работниками" для выработки общего понимания стоящих перед ними проблем.
Необходимо поддерживать личные контакты (диалоги между руководителями, работниками и их представителями) и проводить частые короткие встречи между заинтересованными сторонами, учитывая, что соответствие поведения руководства его заявлениям (отсутствие противоречий между словом и делом) благоприятно сказывается на адекватном усвоении информации.
Вторая цель общения и передачи информации - исключительно информационная. Для ее достижения в рамках информационного обеспечения системы корпоративного управления охраной труда решаются три основные задачи:
- получение организацией "внешней" информации ("извне" и "сверху"), обмен информацией и передача "вовне" отчетной либо имиджевой информации;
- получение отчетной информации из подразделений организации, обмен информацией с ними и передача "вниз" руководящих либо информационных материалов;
- анализ поступающей "входящей" информации и подготовка "исходящей" информации.
Информационные потоки по охране труда организуются в рамках общего порядка (в том числе по документообороту) у данного работодателя и осуществляются в соответствии с этим уже установленным порядком с учетом специфики работы по охране труда.
Регулярное рассмотрение состояния условий труда на рабочих местах, функционирования системы корпоративного управления охраной труда на собраниях работников трудовых коллективов (смен, бригад, участков, цехов, других подразделений), на совещаниях руководителей и специалистов подразделений и организации в целом, включая совет директоров, является одной из форм участия работников в управлении охраной труда и входит в информационное обеспечение функционирования системы корпоративного управления охраной труда.
Эффективная организация работ по охране труда немыслима без внутренней отчетности подразделений перед службой охраны труда, службы охраны труда - перед руководством организации, руководства организации - перед собственником (учредителем), а также государственными органами в установленном национальным законодательством порядке.
Структурные (функциональные) подразделения отчитываются (предоставляют информацию):
а) периодически в установленные в организации сроки:
1) о проведенных проверках состояния охраны труда с указанием выявленных нарушений и выданных предписаний;
2) о выполнении приказов, предписаний, решений совещаний по вопросам охраны труда с указанием невыполненных документов и причин невыполнения;
3) о привлечении к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности работников с указанием, за какие нарушения они привлечены;
4) об изданных распоряжениях по вопросам охраны труда с указанием цели распоряжения;
5) о производимых работах с привлечением сторонних организаций, с указанием принятых мер по обеспечению безопасности при производстве работ;
6) о количестве рабочих мест, на которых осуществлен мониторинг условий труда (аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда и т.п.);
7) о количестве работников, повысивших квалификацию и прошедших обучение безопасным методам труда;
8) о выполнении мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, с указанием количества мероприятий, фактических затрат, количества работников, которым улучшены условия труда;
9) и другое;
б) немедленно и в сроки, установленные соответствующими нормативными документами для окончания расследования несчастных случаев на производстве:
1) о случаях приостановления работы основного оборудования с указанием причин;
2) о происшедших опасных случаях (отказах оборудования, авариях, дорожно-транспортных происшествиях, пожарах и т.п.) с указанием обстоятельств и причин;
3) о случаях производственного травматизма, острых профессиональных заболеваниях с указанием числа пострадавших, в том числе со смертельным исходом, обстоятельств, причин и принятых мер.
Служба охраны труда отчитывается (предоставляет информацию) перед руководством организации (ее собственником или его представителями, например, советом директоров) по мере необходимости, но, как правило, не реже чем один раз в год.
Организация-работодатель отчитывается (предоставляет информацию) перед органами государственной власти в сроки и по формам, установленным этими органами.
Планирование и применение
Исходный анализ
5.3.1.1 В процессе исходного анализа оценивают существующую в организации систему управления охраной труда и соответствующие мероприятия. При отсутствии системы управления охраной труда или в случае, если организация создана заново, исходный анализ служит основой для создания системы управления охраной труда. 5.3.1.2 Исходный анализ проводят компетентные лица с учетом обсуждения с работниками организации и/или их представителями. Они должны: а) определить действующие национальные законы и правила, национальные и специальные стандарты, программы по охране труда и другие требования, соблюдение которых организация принимает на себя; б) идентифицировать, предвидеть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда; в) определить адекватность планируемых или действующих мер защиты для устранения опасностей или ограничения рисков; г) проанализировать результаты наблюдений за состоянием здоровья работников. 5.3.1.3 Результат исходного анализа должен: а) быть документально оформлен; б) стать основанием для принятия решений о применении или совершенствовании системы управления охраной труда; в) определить базовый уровень для сравнения и оценки непрерывного совершенствования системы управления охраной труда в организации. [ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.7] |
Исходный анализ направлен на определение существующего уровня и оценивание существующей в организации системы управления охраной труда и соответствующих мероприятий для обеспечения непрерывного совершенствования системы управления.
Результаты исходного анализа следует использовать как основополагающие данные при принятии решений о мероприятиях по совершенствованию системы управления охраной труда.
Проведение исходного анализа следует поручать лицам, обладающим необходимой для этого профессиональной компетентностью. При необходимости их следует приглашать со стороны.
Исходный анализ начинают с оценки характера производственной деятельности организации-работодателя и соответствующих ей нормативных требований охраны труда. Затем для выработки обоснованных решений и выявления объективной картины реальной ситуации с выполнением требований охраны труда следует организовать и провести идентификацию опасностей и оценку рисков на всех рабочих местах всех производственных объектов организации.
Идентификация опасностей опирается на самые различные их классификации.
При идентификации производственных факторов их разделяют на два основных вида (по характеру воздействия на организм):
- опасные, то есть связанные с воздействием импульсного характера, последствием которого является практически мгновенное травмирование (или острое отравление, или острое лучевое поражение);
- вредные, то есть связанные с воздействием кумулятивного характера на протяжении более или менее длительного периода времени, последствием которого в результате накопления в организме неблагоприятных последствий многих "элементарных актов" воздействия вредных факторов становится переутомление или заболевание.
Кроме того, учитывают деление рисков на пренебрежимо малые (несущественные), приемлемые (и/или допустимые), неприемлемые (и/или недопустимые), а также на часто встречающиеся и на причиняющие большой социальный вред факторов.
Процессы идентификации опасных и вредных производственных факторов, оценки рисков и управления ими должны применяться не только к обычным повседневным процессам и процедурам организации, но и к процессам и процедурам периодического или случайного характера, таким, например, как уборка и содержание объектов инфраструктуры, процедуры запуска и остановки производства, аварии и т.п.
Следует учитывать опасности и риски, связанные с деятельностью персонала подрядчиков и командированных лиц, а также с продукцией или услугами, поставляемыми для организации другими лицами.
Результаты исходного анализа документально оформляются и содержат:
- результаты определения (идентификации) действующих национальных нормативных требований, программ по охране труда и других требований, соблюдение которых организация принимает на себя;
- результаты идентификации опасностей, их предвидения (в проектируемых ситуациях до начала использования новой технологии, оборудования или материалов) и оценивания рисков в области охраны труда и безопасности производства, вытекающих из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда;
- результаты определения адекватности планируемых или действующих мер защиты для устранения опасностей или ограничения рисков;
- анализ результатов наблюдений за состоянием здоровья работников.
Применяя установленные в организации процедуры по участию работников и их представителей (см. 5.1.2), результаты и выводы по исходному анализу следует обсудить с работниками организации и/или с их представителями.
Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда
5.3.2.1 Целью планирования должно быть создание системы управления охраной труда, поддерживающей: а) как минимум соответствие с национальными законами и правилами; б) основные элементы системы управления охраной труда в организации; в) непрерывное совершенствование деятельности по охране труда. 5.3.2.2 Мероприятия по качественному планированию охраны труда должны основываться на результатах исходного анализа, последующих анализов или других имеющихся данных. Эти мероприятия по планированию должны обеспечивать безопасность и охрану здоровья на работе и включать: а) ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную оценку целей организации по охране труда; б) подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей и ответственности за достижение цели, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности деятельности для каждого подразделения и уровня управления; в) отбор критериев сравнения для подтверждения достижения цели; г) предоставление необходимой технической поддержки, ресурсов, включая человеческие и финансовые. 5.3.2.3 Мероприятия по планированию охраны труда в организации должны включать разработку, развитие и функционирование всех элементов системы управления охраной труда. [ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.8] |
Для реализации намеченной и объявленной организацией политики в области охраны труда необходимо запланировать различные мероприятия по достижению этих целей и выполнять их.
Эти мероприятия являются важнейшей частью системы управления охраной труда и направлены в первую очередь на предотвращение (профилактику) случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Запланированные мероприятия следует закреплять в документах (планах мероприятий и т.п.) и доводить до сведения работников.
Целесообразно мероприятия по организации работ по охране труда оформить разделом в коллективном договоре и/или соглашением (если они есть) и обеспечивать соответствующим финансированием, материальными ресурсами и проектно-конструкторской и технологической документацией.
Следует контролировать выполнение намеченных мероприятий, а также при необходимости вносить в них соответствующие коррективы.
Планирование мероприятий по охране труда в организации осуществляется на основе:
- анализа причин и характера последствий произошедших ранее аварий, инцидентов, чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оценки риска их возникновения;
- анализа технического состояния оборудования, зданий и сооружений, пожарной безопасности, экологической обстановки, санитарно-гигиенических условий труда и т.п.;
- предписаний органов государственного надзора и контроля.
В первую очередь в годовые планы (и в соглашение по охране труда, если оно есть) включаются организационные, технологические, технические, лечебно-профилактические и другие мероприятия, выполняемые в соответствии с нормативными актами по охране труда, необходимо вытекающие из результатов оценки риска и условий труда. Для всех мероприятий, включаемых в годовой план, следует иметь соответствующую проектно-конструкторскую и технологическую документацию, а также следует обеспечить мероприятия материальными и техническими ресурсами.
Работы по реализации плановых мероприятий по охране труда и безопасности производства в зависимости от необходимости либо включаются в производственные планы соответствующих структурных подразделений, которые несут ответственность за их выполнение, либо поручаются на договорной основе другим организациям.
Руководители всех уровней управления при составлении оперативных планов работы по направлениям своей деятельности обязаны включать в них мероприятия (работы) из соответствующих планов мероприятий по охране труда и безопасности производства.
В случае возможных отклонений в сроках и объемах выполнения мероприятий, предусмотренных планами (а также коллективным договором и соглашением по охране труда), руководитель соответствующего уровня обязан принять все возможные меры по их выполнению. Перенос сроков утверждается и согласуется теми же лицами, которые подписали исходный плановый документ.
Контроль за выполнением планов по охране труда различных уровней осуществляется руководителями и специалистами соответствующих структурных подразделений, а также комитетами профсоюзов и комиссиями по охране труда (там, где они есть).
Ход выполнения ежегодных мероприятий по охране труда периодически рассматривается на совещаниях и собраниях по вопросам охраны труда на всех уровнях контроля.
Отчеты о выполнении планов мероприятий и соглашений по охране труда заслушиваются соответствующими руководителями при плановых отчетах (по охране труда, по производственной деятельности и др.).
Целесообразно каждое структурное подразделение организации обязать ежеквартально в установленные для отчетов сроки после выполнения работ по внедрению мероприятия, включенного в планы по охране труда организации, направлять в службу охраны труда организации сообщение о выполнении соответствующего мероприятия.
Цели по охране труда
5.3.3.1 В соответствии с политикой по охране труда и на основе исходного или последующих анализов следует установить измеримые цели охраны труда, которые должны быть: а) специфичными для организации, а также приемлемыми и соответствующими ее размеру и характеру деятельности; б) согласованными с требованиями соответствующих и применимых национальных законов и правил, а также с техническими и коммерческими обязательствами организации, относящимися к охране труда; в) направленными на непрерывное совершенствование защитных мероприятий охраны труда работников для достижения наилучшей результативности деятельности по охране труда; г) реалистичными и достижимыми; д) задокументированными и доведенными до всех соответствующих функциональных структур и уровней организации; и е) периодически оцениваемыми и в случае необходимости обновляемыми. [ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.9] |
Стратегические цели охраны труда носят общий характер и состоят в перспективе создания безопасных и безвредных условий труда с "нулевым" производственно-обусловленным травматизмом и профессиональной заболеваемостью.
Примеры