Первые шаги и испытания на зрелость
То, что первый образец «объекта 688» сразу поехал, удивило многих потому, что такое на практике случается нечасто. Например, когда на КМЗ сделали опытный образец плавающего танка «объект 685», то ехать нормально он никак не хотел по причине большой сложности переключения передач, а потом еще и утонул, а «объект 688» поехал сразу, затем сразу поплыл. Не был еще решен вопрос с комплексом вооружения, но шасси, по сути, было почти готово. Почти — т.к. доработок было еще много и проблемы тоже были. Пока шли первые заводские испытания первого опытного образца «объекта 688», параллельно шла сборка еще двух опытных образцов машины. По результатам каждого этапа испытаний вносились изменения в конструкцию БМП-3. Не успел опытный «объект 688» пройти еще и 50 км, как на завод прибыла солидная делегация генералов и офицеров из ГБТУ и ГРАУ во главе с начальниками управлений генерал-полковниками Ю.М. Потаповым и П.Н. Кулешовым, чтобы познакомиться с новой машиной. Следом за ними в Курган прилетели и несколько заместителей министров. На следующий день высокие гости прибыли на заводской полигон, где их ждал директор завода М.А. Захаров.
Многие из них вместе с директором выразили желание проехать на БМП и заняли в ней места членов экипажа и десанта. Генерал Потапов сел на место механика водителя. Он поинтересовался, как переключать передачи и как осуществлять повороты, и ручной подачей топлива установил максимальный газ, это так, на всякий случай, чтобы не дай бог машина не заглохла. Танкисту № 1 опозориться было нельзя. Тогда он еще не знал, что на этой машине заглушить двигатель в принципе невозможно.
Рванув с места на первой передаче, генерал проверил управляемость, повиляв немного машиной, да так, что все «пассажиры» немного напряглись и заохали. Потом он быстро переключил передачи до четвертой, самой высшей и разогнал машину. Немного покатав генералов, Потапов прибыл на исходную и остановил машину По всему было видно, что «объект 688» генералу понравился, да и «пассажирам» тоже. Ю.М. Потапов отметил, что машина удобная, ездить на ней одно удовольствие, прекрасно управляется, и надо быстрее ее доводить до принятия на вооружение и постановки на серийное производство. В общем, в этот раз «генеральский эффект» прошел стороной, и заводчанам можно было только радоваться. Только высокие гости покинули пределы полигона, как под кормой машины увидели лужу масла, оно ручьем текло из заднего лючка. Позже, разобрав трансмиссию, специалисты пришли к выводу, что если бы Потапов еще немного попереключал передачи, трансмиссия бы развалилась. С гидромеханической трансмиссией в ходе заводских испытаний пришлось немало повозиться.
Хлопот она доставила много, впрочем, этого и следовало ожидать, поскольку такая трансмиссия у нас была сделана и применена на боевой машине впервые. Так, например, выявилась недоработка конструкции системы смазки КПП, в результате чего горели сателлиты на осях. Недостатки устранялись в самые короткие сроки, совершенствовалась конструкция. Новые испытания и новые неполадки.
Вновь доработка. Обычный процесс рождения новой машины. Изготавливались новые опытные образцы объекта 688, с учетом выявленных дефектов производилась доработка конструкции новой БМП, дорабатывались ТТТ. Заводские испытания этих машин проводились на заводском полигоне, причем в самых суровых условиях. Порой машины «катали» по трассе, когда столбик термометра падал до отметки -47 градусов. В летнее время казалось, что пыль и песок проникает во все щели и отверстия. Большое мужество и самоотверженность проявляли испытатели и рабочие опытного цеха, которым приходилось производить отладку и сдачу образцов. В ходе испытаний «объекта 688» пришла идея сделать подпружиненную откидную подножку на корме машины при входе для десанта. Спешиваться и входить в машину стало удобнее, и намного удобнее, чем на БМП-2. Дело в том, что в БМП-2, когда садишься в нее на ходу, после того как забрасываешь одну ногу в машину, другая остается снаружи, и получается, что человека как бы растягивает за ноги в разные стороны. В БМП-3 такого не происходит.
Однажды во время заводских испытаний произошел такой неприятный случай. Машину надо было испытать на плаву. Группа испытателей и конструкторов СКБ во главе с А.Л. Благонравовым прибыла на испытательный водоем. Среди них были две женщины из бюро расчетов СКБ. Перед заездом в озеро они нанесли на машине ватерлинию. БМП зашла в воду и, погрузившись в нее точно по ватерлинию, поплыла. И вдруг раз — и затонула. Все расстроились, а главный конструктор заметил: «Женщины на корабле не к добру».
Так как одним из требований к машине была возможность авиадесантирования новой БМП, то были проведены соответствующие испытания. В мировой практике до этого никто и никогда не сбрасывал с самолета без платформы с парашютами машину массой 20 тонн. Сначала проверили прочность корпуса и всех агрегатов, их крепление — выдержат или нет. Для этого машину сбрасывали с копра высотой 10 метров на предприятии «Универсал». Машина приземлялась на специальные пенопластовые лыжи. Затем провели реальные сбросы «объекта 688» с самолета. На этих испытаниях две машины «потеряли». Одна из них сгорела после приземления из-за того, что тормозные двигатели подожгли ковыль. У другой, после сброса с самолета, не раскрылись парашюты.
Первые опытные образцы «объекта 688» оснащались комплексом вооружения, в состав которого входили вынесенные за пределы боевого отделения: 30-мм автоматическая пушка 2А42, две пусковые установки ПТУР 9М113 «Конкурс» и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 «Пламя». Позднее, с 1982 года, на машину установили башню с комплексом вооружения в том виде, в каком он и был принят на вооружение БМП-3. Правда, тогда еще устанавливался основной прицел наводчика 1К13-1, имеющий стабилизацию поля зрения только в вертикальной плоскости.
Одна из машин с 30-мм автоматической пушкой заняла почетное место в экспозиции музея НИИ БТВТ в Кубинке, на другую машину установили башню с новым комплексом вооружения с опытного образца «объект 688», шасси которого пришлось списать после цикла испытаний. Кроме того, в составе этого комплекса вооружения был новый стабилизатор вооружения, разработанный и изготовленный Ковровским электромеханическим заводом. На других опытных образцах до этого устанавливался стабилизатор вооружения разработки и производства челябинского завода «Электромашина», Особенностью челябинского стабилизатора было то, что он имел по два привода на горизонтальное и вертикальное наведение, обеспечивающих большую жесткость стабилизации оружия, но был менее надежен. После сравнительных испытаний было принято решение о применении в составе комплекса вооружения «объекта 688» ковровского стабилизатора. В 1984 году в Кубинку были отправлены две опытные машины «объект 688» для показа высшему военному руководству страны. Впечатление о машине у руководителей Министерства обороны и командования Сухопутными войсками осталось хорошее, было получено «добро» на завершение заводских и проведение государственных испытании. Пока машины находились в Кубинке, там также провели цикл испытаний с привлечением специалистов НИИ БТВТ. Тогда же обозначился и ряд проблем.
Так, например, при проведении баллистических бросков управляемых ракет по мишени-щиту, установленному на дальность 100 метров, ракеты попадали в щит плашмя. Долго не могли понять причину такого поведения ракеты на траектории полета. Потом ее нашли. Виновником кувыркания ракет на траектории был дульный компенсатор. Он представлял собой скос на конце ствола орудия, подобный тому, как был на автоматах АКМ, и предназначался для компенсации увода пушки вверх и вправо. Убрали компенсатор, и ракета полетела так, как ей положено лететь.
Тогда же в Кубинке были проведены испытания на стойкость резиновых бандажей опорных катков. Машину гоняли по асфальтобетонной трассе с максимально возможной скоростью. При этом на таких трассах образуется очень сильная вибрация, которая грозит неприятностями не только ходовой части, но и многим другим системам машины. Но «объект 688» это испытание выдержал, как и сами бандажи катков. В ходе этих испытаний машина разогналась до скорости 73,4 км/час, хотя расчетная кинематическая скорость была 71,8 км/час. Это свидетельствовало о малых потерях мощности в ходовой части.
Однако ходовая часть преподносила и другие сюрпризы, уже после возвращения машин из Кубинки в Курган. В ту осень уже с октября ударили морозы, но снега на заводском полигоне не было. Трасса превратилась, в своего рода, бетонную колею. График испытаний никто переносить не собирался, и они шли в четком соответствии с ним. Но тут и столкнулись с новой неприятностью — в первый же день произошло тридцать сбросов гусеницы. Впереди были государственные испытания и все прекрасно понимали, что с таким дефектом представитель военной приемки (в простонародии — «военпред») не даст разрешения на отправку машины на эти испытания. Надо было найти и устранить причину дефекта. До причины докопался ведущий конструктор в бюро ходовой части В.И. Бывальцев — в сбросе гусениц на твердых грунтах была виновата недостаточная их винтовая жесткость, которую не обеспечивали пальцы и скрепляющие скобы траков, чаще их называют «бинокли».
Решение для устранения причины дефекта тоже было найдено — использовать сочлененный трак. Но для подготовки производства таких траков до начала полигонных испытаний, времени уже не оставалось. Пришлось искать выход, что называется «меньшей кровью». Сделали специальные «крабы» — два креста, скрепленные болтом, которым крепятся серьги. Эти «крабы» снизу и сверху жестко зажимают серьги, повышая тем самым винтовую жесткость гусеничной ленты. Понятно, что такое решение было временным, но для проведения государственных испытаний и получения визы представителя военной приемки этого было достаточно. Сразу «крабы» ставить не стали, решили их уложить в ЗИП и установить в случае необходимости.
Государственные испытания новой машины, которые начались в Кубинке в марте 1985 года, продолжались один год. К тому времени было готово уже четыре машины с боевым отделением, которое, в конечном счете, пошло и на серийных машинах. Испытания проводились в Кубинке, Смолино, Средне-Азиатском, Туркестанском, Закавказском и Сибирском военных округах, а также на Черноморском флоте. Председателем государственной комиссии был назначен генерал-полковник Павел Данилович Гудзь, заместитель начальника ВА БТВ им. Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского, участник Великой Отечественной. Отмечу по своему опыту, что буквально все, кого сталкивала армейская судьба с этим генералом, оставили о нем самые теплые и восторженные воспоминания. Это был настоящий Танкист, с большой буквы. В 1943 году на Днепре ему пришлось одному на своей «тридцатьчетверке» наступать на три фашистских «Тигра», и он вышел победителем. Правда, машину в этом бою он потерял, потерял он тогда и руку. А Золотую Звезду Героя ему вручили через 50 лет после окончания войны.
Я умышленно остановился на личности председателя Государственной комиссии, чтобы читателю стало понятно, что такой человек, как П.Д. Гудзь, не допустил бы принятия на вооружение плохой машины. На испытаниях в Кубинке машина прошла без сбросов гусениц. Но выявлялись другие проблемы, было много замечаний. Заводская бригада из восьми человек в течение ночи умудрялась устранять неисправности, и утром машины вновь уходили на испытания. И так каждый день. Первоначально «объект 688» сравнивали с БМП-2, пуская машины по очереди по кругу. Трасса -сплошные ямы и кочки, а водителем новой БМП посадили солдата срочной службы. В отделении управления БМП-2 сидел прапорщик — испытатель с кубинского НИИ. После первого заезда время «объекта 688» было на три минуты выше, чем у БМП-2. Естественно многие военные высказали свои скептические замечания, зачем такая машина нужна?
Посадили в новое БМП испытателя с завода, результат несколько изменился: на первом круге БМП-2 отстала на минуту, а на следующем уже на три минуты. Весь скепсис и всякие вопросы отпали сами собой. Затем последовали испытания в горных условиях. Когда машину испытывали в горах Армении, возобновились сбросы гусеничных лент. Тогда вспомнили про «крабы», установили их и сбросов не стало. Есть там гора Арагац высотой 4200 метров. По программе испытаний «объект 688» должен был забраться на высоту 4000 метров. В начале провели разведку маршрута на «уазике», но смогли подняться только до 3000 метров. На следующий день на разведку маршрута отправился заместитель руководителя испытаний полковник П.И. Кириченко. Он вернулся только под вечер, но дорогу на вершину все же нашел. Утром «объект 688» в сопровождении «уазика» с П. И. Кириченко пошел на штурм вершины. Машина уверенно дошла до отметки 4000 метров, которая была покрыта снегом, немного там покаталась и спустилась в исходное положение к подножию горы. Случались в горах Армении и неприятности. Однажды вечером во время движения БМП на горном повороте отлетел бортовой редуктор вместе с гусеницей, машина чудом не свалилась в пропасть, до края которой оставалось не более двух-трех метров. Для предотвращения двигателя от заброса оборотов на спусках без использования тормозов А.А. Благонравовым, А.И. Никоновым и Жебелевым был разработан специальный механизм предохранения. В горах Армении его опробовали на спуске в 17 градусов, а позже в горах Гиндукуша угол был уже 28 градусов.
Спуски прошли, как говорится штатно, тормоза не использовались, а машина равномерно, без ускорения, двигалась вниз. Летом 1986 года «объект 688» прошел сложные испытания в Туркмении. Термометры в тени зашкаливали за отметку + 40 градусов, а в дополнение к этому лессовая пыль. Эта пыль «обрубила» карьеру не одной опытной машине. Но новая БМП бегала в этих условиях уверенно, система очистки воздуха работала нормально. Тем не менее после испытаний воздухозаборник на всякий случай переместили за башню.
Одновременно две машины проходили морские испытания. Их проводили в Севастопольской бухте и на специальном полигоне морской пехоты. Во время испытаний на плаву иногда волнение моря доходило до трех баллов. Тем не менее «объект 688» продемонстрировал отменную мореходность и хорошие результаты стрельбы на плаву. Огонь велся из всех видов оружия и всеми типами боеприпасов. В качестве цели использовался танк Т-55 снятый с хранения. После этих стрельб танк пришлось списывать -результаты стрельбы из оружия новой БМП превзошли ожидания, в том числе и тех, кто разрабатывал машину.
Так, например, после стрельбы по танку из положения на плаву из 30-мм автоматической пушки с дальности 1500 м, с танка было сметено все, что крепилось снаружи башни и корпуса, приборы наблюдения и прицел были разбиты, 100-мм пушка танка была пробита в четырех местах. Кроме того, на верхнем лобовом бронелисте появились трещины, В общем, комплекс вооружения новой БМП получил одобрение госкомиссии, после чего все основное внимание переключили на испытания и доводку шасси. В общей сложности для проведения государственных испытаний было задействовано 27 машин, многие из которых не вернулись на завод — настолько жесткими были условия этих испытаний.
Надо отметить, что некоторые члены Государственной комиссии, из числа военных, старались выбрать трассу для пробега испытываемых машин максимально сложную и труднопроходимую, усеянную корягами, валунами, ямами. Однажды, когда такую трассу увидел председатель Госкомиссии генерал Гудзь, то он приказал убрать камни с маршрута движения. Павел Данилович тогда сказал так:
«Танки должны ходить по танковым путям. А танковые пути надо специально готовить. Кто сказал, что танки надо загонять на камни? Нам доверена такая сложная техника, а мы будем ее специально ломать?»
На замечания своих подчиненных о том, что это пересеченная местность, он ответил: «Эта местность не пересеченная, а непреодолимая».
Валуны с трассы были убраны. После окончания госиспытаний по машине было 600 замечаний и 17 отказов на 1000 км пробега вместо положенного одного. По этим результатам конструкторами проводились доработки. С новыми доработками строились новые опытные образцы «объекта 688» и проводились дополнительные испытания. Так к 1987 году количество отказов на 1000 км сократилось с 17 до 5. Позже и эта цифра была доведена до установленной нормы. Весной 1987 года на коллегии Министерства обороны было принято решение рекомендовать «объект 688» для приема на вооружение. Было подписано соответствующее Постановление Совета Министров и ЦК КПСС, а 1 сентября 1987 года приказом министра обороны СССР машина под индексом «БМП-3» была принята на вооружение для оснащения частей и подразделений Сухопутных войск и морской пехоты. Так «объект 688» из «басни» воплотился во вполне реальную БМП.
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ БМП-3
Боевая машина пехоты БМП-3 является гусеничной боевой машиной, имеющей вооружение, броневую защиту и высокую маневренность. Назначение машины — повысить мобильность, вооруженность и защищенность пехоты, действующей на поле боя в условиях применения ракетно-ядерного оружия. Основными частями машины являются: броневые корпус и башня, комплекс вооружения, системы питания пушки и пулемета, механизм заряжания орудия-пусковой установки, приборы наблюдения, двигатель и его системы, трансмиссия, приводы управления агрегатами машины, ходовая часть, электрооборудование и средства связи, система защиты от оружия массового поражения, противопожарное оборудование и система маскировки.
Машина вооружена 100-мм орудием -пусковой установкой 2А70, 30-мм автоматической пушкой 2А72 и пулеметом ПКТ установленными в башне в едином блоке, а также двумя пулеметами ПКТ, установленными в передней части корпуса в автономных установках. Автоматизированная система управления огнем (СУО), установленная на машине, обеспечивает эффективную стрельбу из блока оружия по наземным и воздушным целям. Для заряжания орудия-пусковой установки неуправляемыми боеприпасами имеется механизм заряжания. Заряжание ПТУР производится с помощью ручного механизма досылания. Питание 30-мм автоматической пушки — двухленточное, селективное.
На машине установлены устройства, предназначенные для защиты экипажа и оборудования внутри машины от воздействия ударной волны и проникающей радиации при взрыве ядерных боеприпасов, для защиты от химического и бактериологического оружия, а также для защиты экипажа от радиоактивной пыли при движении машины по радиоактивной зараженной местности. Эти устройства составляют систему защиты от оружия массового поражения. Для постановки дымовых завес в целях маскировки машина оборудована системой запуска дымовых гранат 902В «Туча-2» и системой ТДА. Для проделывания проходов в минных полях и траления мин на машину может быть установлено тралящее оборудование — ножевой колейный минный трал КМТ-10.
Для тушения пожара внутри машины установлены две системы противопожарного оборудования и три ручных огнетушителя. Машина приспособлена для авиатранспортирования, может преодолевать водные преграды на плаву, используя водометный движитель. Расчет машины состоит из трех человек экипажа и семи человек десанта. В составе экипажа командир машины, механик-водитель и наводчик-оператор. Помимо семи десантников в машине можно разместить еще два человека, для чего имеются два дополнительных сиденья.
В БМП-3 применено активное размещение десанта. Он имеет возможность вести прицельный огонь из личного оружия (автоматов) через амбразуры (по две на левом и правом бортах, одна в левой кормовой двери) в десантном отделении и из пулеметов в автономных установках. По расположению механизмов и оборудования машина разделена внутри на четыре отделения: управления, боевое, десантное и моторно-трансмиссионное. Отделение управления расположено в носовой части машины и ограничено: спереди -броневыми листами корпуса и передним топливным баком, а сзади — боевым отделением. В отделении управления размещены: сиденья механика-водителя и двух десантников. Для стрельбы в переднем секторе по направлению движения машины с мест десантников в нишах левого и правого бортов носовой чести корпуса установлены два пулемета ПКТ. Ведение прицельной стрельбы из них обеспечивается через приборы ТНПЗВЭ01-01. Эти приборы имеют светящуюся прицельную марку, которая перемещается в поле зрения прибора в соответствии с перемещением оружия благодаря наличию световолоконной оптики. Каждая пулеметная установка имеет магазин с патронной лентой на 2000 патронов.
Управление спусками пулеметов десантников осуществляется с рукояток наведения пулеметов. При покидании десантом машины пулеметы стопорятся и из них можно вести неприцельный огонь с места механика-водителя. Стрельбу из пулеметов десантников он осуществляет нажатием кнопок электроспусков, расположенных на штурвале. Места механика-водителя и десантников оборудованы отдельными люками, закрывающиеся крышками с надбоем, повышающим защиту от проникающей радиации.
Боевое отделение расположено в средней части корпуса машины, ограничено спереди отделением управления и сзади — ограждением сидений десанта. В бронемаске башни в едином блоке установлены: 100 им орудием — пусковая установка 2А70, 30 мм автоматическая пушка 2А72 и пулемет ПКТ. Под вращающимся полом боевого отделения в конвейере механизма заряжания размещены двадцать два выстрела к орудию 2А70. На полу боевого отделения смонтированы: система питания пушки, узлы механизма заряжания, магазин ПКТ, сиденья командира (справа) и наводчика-оператора (слева). На рабочем месте наводчика-оператора расположены: прицел-прибор наведения (ППН) 1К13-2, прицел ППБ-2, пульт управления наводчика-оператора, привод вертикального на ведения блока оружия, стопор башни, привод поворотного механизма башни, указатель азимута, блок индикации, пульт управления дальномера, пульт ПЛ-088, комплекс электроаппаратуры 6ЭЦ088, два прибора наблюдения ТНПО-170А, прибор наблюдения ТНПН-1, прибор аппаратуры внутренней связи и коммутации Р-174.
На рабочем месте командира установлены: прицел 1ПЗ-10, пульт управления командира, прибор ТКН-ЗМБ, пульт ПП-088 комплекса 6ЭЦ088, два прибора наблюдения ТНПО-170А, два прибора наблюдения ТНПА-65А, прибор наблюдения ТНПТ-1, коробка управления обогревом смотровых приборов КР-60. В боевом отделении также находятся: радиостанция Р-173, радиоприемник Р-173П, баллон системы гидропневмоочистки, укладки ПТУР, баллистический вычислитель 1В539, блок управления БУ-088, коробка защиты КЗ-088. В районе боевого отделения на правом борту корпуса машины установлена ФВУ
Кроме того, в боевом отделении предусмотрены укладки для ЗИП. Места командира и наводчика-оператора оборудованы отдельными люками, закрывающимися крышками с подбоем. Десантное отделение ограничено спереди боевым, а сзади моторно-трансмиссионным отделением. Для десантников оборудовано семь сидений: пять сидений у моторной перегородки и два дополнительных — складных.
Для наблюдения за местностью в дневных условиях установлены четыре прибора ТНПЗВЭ01-01 и один прибор ТНПТЧ. Под сиденьями у МТО установлена укладка для дополнительного боекомплекта. Под левым сиденьем десанта оборудовано санитарное устройство — туалет.
Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части машины и отделено от десантного отделения термошумоизоляционными перегородками. Доступ к агрегатам, расположенным в МТО, обеспечивается через моторную перегородку, люки в корме и в днище. В МТО находятся агрегаты силовой установки и трансмиссии с обслуживающими их системами.
Корпус машины представляет собой жесткую коробчатую конструкцию, сваренную из алюминиевых броневых листов. Он служит для размещения механика-водителя и десанта, вооружения, агрегатов, механизмов и систем шасси, соединяет в единое целое все агрегаты и механизмы. Корпус воспринимает все нагрузки, возникающие при движении, преодолении препятствий и ведении стрельбы, обеспечивает необходимый запас плавучести, служит для защиты экипажа и оборудования машины, находящегося внутри корпуса.
На бортах корпуса машины установлены крылья, которые служат для защиты от пыли, грязи или камней, выбрасываемых гусеницами при движении машины. Крылья на БМП-3 аналогичны тем, что используются на БМП-1.
Для посадки и высадки десанта на кормовом листе корпуса машины имеются двери. В левой двери находится амбразура для стрельбы из автомата. При преодолении водных преград двери задраиваются, для чего предусмотрен механизм задрайки, представляющий собой винтовой замок с приводом от маховика. Также для посадки и высадки десантников в крыше корпуса предусмотрены кормовые люки прямоугольной формы, закрывающиеся крышками. В каждой крышке выполнен люк овальной формы, также закрывающийся крышкой. Они служат для обеспечения выхода расчета на плаву. Они также могут быть использованы для ведения огня из личного оружия по целям, расположенным на верхних этажах зданий, на горах или деревьях, а также по вертолетам или самолетам противника.
Для крепления коушей буксирных тросов при буксировке машины на суше спереди и на корме машины имеются буксирные крюки, а для крепления быстро расцепляющихся серег при буксировке машины на плаву в кормовой части машины есть еще и буксирные петли. Чтобы обеспечить ведение огня из личного оружия, в корпусе машины предусмотрены пять амбразур: по две амбразуры в бортах корпуса и одна амбразура в левой двери. Для обеспечения крепления автоматов и наведения их в цель в бортовых амбразурах закреплены шаровые опоры с замками для крепления автомата. При поставках БМП-3 на экспорт в страны, где не используются автоматы Калашникова, замки шаровых опор выполнены под те типы оружия, которые используют в армиях этих стран. Амбразуры герметично закрываются крышками изнутри машины. Имеется специальный механизм блокировки, который исключает установку автоматов в замки при закрытых крышках амбразур. В открытом положении крышки амбразур стопорятся.
Огневая мощь БМП-3
Основным оружием комплекса вооружения БМП-3 являются 100-мм орудие — пусковая установка 2А70 и 30-мм автоматическая пушка 2А72, разработанные конструкторами тульского ГУП «КБП» под руководством В.П. Грязева. Очень важно, что стрельбу из основного оружия БМП-3 можно вести при углах возвышения по вертикали до 60 градусов. 100-мм полуавтоматическое орудие-пусковая установка предназначено для поражения открыто расположенной и укрытой живой силы противника, наземных сильно и легкобронированных и небронированных целей, а также малоразмерных целей типа ДОТ (ДЗОТ) неуправляемыми и управляемыми снарядами. Кроме того, управляемыми ракетами могут поражаться атакующие вертолеты противника.
Стрельба из орудия-пусковой установки ведется 100-мм выстрелами ЗУОФ17 (ЗУОФ19) с осколочно-фугасными снарядами и выстрелами ЗУБК10-3 (ЗУБКЮМ-3) с управляемой ракетой 9М117 (9М117М-1 «Аркан»). Прицельная дальность стрельбы при использовании выстрелов ЗУОФ17 составляет 4000 м, а выстрелами ЗУОФ19 — 7000 м. При необходимости этими выстрелами можно вести огонь и по бронированным, особенно по легкобронированным целям. В выстреле ЗУОФ17 используется осколочно-фугасный снаряд, который применялся для стрельбы из 100-мм танковых пушек Д-10Т2С танков Т-55, внутри которого находится заряд ВВ массой 1,65 кг. В связи с этим могущество действия снаряда по цели довольно высокое. Для гарантированного поражения БМП или БТР противника достаточно одного попадания такого снаряда в цель.
Если учесть то, что орудие 2А70 имеет низкую баллистику (начальная скорость осколочно-фугасного снаряда около 250 м/с) и на большие дальности снаряды летят по навесной траектории, то и поражение цели ими осуществляется на этих дальностях сверх у, т.е. в самые уязвимые места. Вероятность попадания при стрельбе, например, на 2000 м тоже довольно высока.
Так, во время моей работы в Бронетанковой школе армии ОАЭ курсанты при выполнении стрельб из БМП-3 вели огонь из 100-мм орудия 2А70 по целям, расположенным на дальностях от 2000 до 4000 м. В качестве мишеней использовались реальные танки и БТР, привезенные из Кувейта после завершения операции «Буря в пустыне». Результаты стрельбы арабских курсантов были очень высоки — большая часть целей, по которым они стреляли, обычно превращалась в груды металлолома.
Для облегчения работы экипажа и повышения боевой скорострельности заряжание 100-мм орудия 2А70 выстрелами с осколочно-фугасными снарядами осуществляется полуавтоматическим механизмом заряжания (МЗ). В конвейере МЗ, расположенном под поликом кабины боевого отделения, размещены 22 выстрела. Техническая скорострельность осколочно-фугасными снарядами из орудия 2А70 при использовании МЗ составляет 15 выстрелов в минуту, а боевая -10 выстрелов в минуту. Помимо 22 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами, размещенными в конвейере МЗ, в БМП-3 еще 18 таких выстрелов можно уложить в дополнительную немеханизированную укладку под сиденьями десанта.
Комплекс управляемого вооружения БМП-3 с запуском управляемой ракеты через ствол в сочетании с системой управления с телеориентированием ракеты в информационном лазерном луче и прицелом с независимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях позволил решить проблему стрельбы ПТУР с ходу, а также обеспечить высокую скорострельность и помехозащищенность системы управления. Дальность стрельбы управляемой ракетой 9М117 составляет от 100 до 4000 м, а новой ракетой 9М117М-1 «Аркан» — от 100 до 5500 м. Боекомплект — 8 ПТУР 9М117.
Как показал опыт эксплуатации БМП-3 в ОАЭ, экипажи даже на предельных дальностях стрельбы уверенно поражали цели противотанковой ракетой с высокой степенью вероятности (не ниже 0,8). Высоко и могущество действия ракеты по цели. Бронепробиваемость ПТУР составляет более 500 мм стальной гомогенной брони. Все это позволяет экипажу БМП-3 успешно бороться с танками первого и второго послевоенного поколения и всеми существующими боевыми машинами пехоты, бронетранспортерами и машинами на их базе, не имеющими ДЗ. Однако разработка и включение в боекомплект БМП-3 выстрела с новой ракетой 9М117М-1 «Аркан», имеющей тандемную кумулятивную боевую часть, позволяет экипажу машины вести успешную борьбу и со всеми современными танками.
Впрочем, и ПТУР 9М117 могущество действия по цели остается довольно значительным. Однажды в ОАЭ мне пришлось наблюдать результат попадания такой ракеты по танку Т-62 на полигоне Макатра (Maqatra). Ракета угодила в ствол пушки танка. Образовавшаяся кумулятивная струя пробила стенку ствола пушки, затем лобовую броню башни танка, находившуюся в полуметре от ствола пушки, снесла в танке все оборудование и пробила броню задней стенки башни и ушла. В общей сложности получилось, что кумулятивная струя ракеты пробила три преграды толщиной более 600 мм, разнесенных друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 метров, это не считая оборудования в башне, которое все оказалось на полу. Если бы я сам не был этому свидетелем, то с трудом бы поверил, что на такое способна обычная 100-мм ПТУР «Бастион», оснащенная простой кумулятивной боевой частью.
В боекомплекте БМП-3 имеется 8 выстрелов с управляемой ракетой, 3 из них, первой очереди, находятся в башне справа от наводчика-оператора и еще 5 слева от него в укладке, оборудованной в надгусеничной нише левого борта. Заряжание выстрелов с управляемой ракетой осуществляется вручную с использованием механического досылателя.
30-мм автоматическая пушка 2А72 разрабатывалась специально для БМП-3. Необходимость разработки новой автоматической пушки была вызвана тем, что аналогичная по назначению и характеристикам 30-мм автоматическая пушка 2А42, установленная на БМП-2, имеет автоматику, работающую на отводе части пороховых газов из канала ствола.
В связи с этим при стрельбе из нее с большой интенсивностью, в боевом отделении образуется высокая загазованность. В новой пушке В.П. Грязев применил автоматику, использующую отдачу с длинным ходом ствола. В этом случае отпирание затвора осуществляется после покидания снаряда канала ствола и большая часть пороховых газов тоже выходит из ствола. Правда, автоматика с длинным ходом ствола имеет несколько меньшую кучность стрельбы, чем системы с неподвижным стволом. С целью повышения кучности стрельбы из пушки 2А72 конструкторы нашли оригинальное решение, прикрепив дульную часть автоматической пушки к мощному стволу 100-мм орудия-пусковой установки с помощью подвижной муфты. 30-мм автоматическая пушка 2А72 предназначена для поражения наземных легкобронированных целей, живой силы и огневых средств противника, а также низколетящих воздушных целей. Питание пушки — двухленточное, селективное, т.е. в зависимости от решаемых огневых задач можно переключать подачу системы питания пушки на тот или другой тип боеприпаса. Патронные ленты к пушке размещаются в системе питания пушки 2А72.
Стрельба из пушки ведется 30-мм унитарными патронами ЗУБР6 с бронебойными трассирующими, ЗУОФ8 с осколочно-фугасными зажигательными и ЗУОР6 с осколочно-трассирующими снарядами. В настоящее время для пушки 2А72 разработан и принят на вооружение патрон ЗУБР8 с бронебойным подкалиберным снарядом. Возимый в БМП-3 боекомплект для пушки 2А72 составляет 500 патронов. Они снаряжены в две ленты: одна лента на 195 патронов с бронебойно-трассирующими (БТ) снарядами, другая — на 305 патронов с осколочно-фугасными зажигательными (ОФЗ) и осколочно-трассирующими (ОТ) снарядами. Патроны с осколочно-фугасными зажигательными и осколочно-трассирующими снарядами снаряжаются в ленту в соотношении 4:1. Лента с БТ снарядами укладывается в правый отсек магазина, который находится под сиденьем командира машины. Лента с ОФЗ и ОТ снарядами укладывается в левый отсек магазина, который установлен под сиденьем наводчика-оператора.
Стрельба из пушки 2А72 может вестись одиночными выстрелами и очередями с темпом 300 выстрелов в минуту с отсечкой по 10 выстрелов или непрерывно. Переключение длины очереди осуществляется переключателем, расположенным на пультах ПЛ-088 или ПП-088. Перезаряжание пушки (для производства первого выстрела и в случаях осечки) производится с помощью электромеханического привода или вручную при помощи механического привода. Продолжительность цикла перезарядки при использовании электромеханического привода составляет 18-20 с.
Прицельная дальность стрельбы из 30-мм автоматической пушки БМП-3 по наземным целям БТ снарядами составляет 2500 м, а ОФЗ и ОТ снарядами — 4000 м. Стрельбу по воздушным целям, летящим с дозвуковыми скоростями, можно вести на дальностях до 4000 м и на высотах до 2000 м. Дальность прямого выстрела из пушки 2А72 по цели высотой 2 м составляет 1000 м, а максимальная дальность полета снаряда любого типа — немногим более 10 км. Бронепробиваемость БТ снаряда на дальности 1000 м и при встрече с броней под углом 60 градусов к нормали составляет 35 мм гомогенной брони. Этого вполне достаточно для эффективной борьбы с подавляющим большинством типов боевых машин пехоты существующих даже на сегодняшний день.
При стрельбе бронебойными снарядами в кормовые и бортовые проекции на дальностях до 1500 м возможно поразить и танк либо вывести его из строя при стрельбе в лобовую проекцию, о чем свидетельствуют результаты испытаний. Приведенная площадь поражения наступающей пехоты противника не оснащенной средствами индивидуальной бронезащиты (СИБ) при стрельбе ОФЗ снарядами из пушки 2А72 составляет примерно 55 м2, по залегшей пехоте — 21 м2. Другими словами при разрыве 30-мм осколочно-фугасного зажигательного снаряда создается зона сплошного осколочного поражения в радиусе от 2,5 до 4 м.
7,62-мм пулеметы ПКТ предназначены для борьбы с живой силой противника и другим небронированным целям. Боевая скорострельность пулемета с ленточным питани