Строительство западного обхода Саратовского железнодорожного транспортного узла с усилением участка «Липовский-Курдюм».
Основные цели проекта:
удовлетворение постоянно растущего спроса на перевозки транзитных грузов через территорию области в порты бассейнов Азовского и Черного морей;
изменение маршрутов следования нефтеналивных, разрядных
и химически опасных грузов путем вывода их за пределы города.
Ориентировочная стоимость проекта составляет 16,468 млрд. рублей.
В настоящее время разработано технико-экономическое обоснование проекта. Обоснована и утверждена трасса железнодорожного пути.
Строительство железнодорожного мостового перехода в южном направлении через р.Волга в районе п.Увекс общим объемом инвестиций порядка 24 млрд. рублей.
Мостовой переход через р. Волгу у г.Саратова на 871 километре является составной частью транспортных коридоров «Север-Юг»
и «Запад-Восток». В настоящее время максимально допустимая пропускная способность моста почти полностью использована.
Реализация проекта позволит двукратно увеличить пропускную способность по перевозкам грузов железнодорожным транспортом, а также завершить строительство обхода г.Саратова «Южный створ».
Создание транспортно-пересадочного узла в г.Саратове
с обустройством прилегающих территорий.
Существующий железнодорожный и автомобильный вокзалы
г.Саратова в настоящее время не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к подобным объектам. В первую очередь, это несоответствие заключается в низкой пропускной способности постоянно увеличивающегося пассажиропотока. Пропускная способность привокзальных площадей резко снизилась из-за большого скопления транспорта.
Проект должен выполняться на условиях государственно-частного партнерства. Ориентировочная стоимость проекта составляет 10 млрд рублей.
Развитие индустриально-логистического парка «Девон» в Саратовском муниципальном районе области.
ООО «Девон-альянс» является крупной логистической компанией
в Саратовской области. Проведены топографические и геодезические работы, подготовлен мастер-план размещения объектов, активно ведутся переговоры с потенциальными участниками и инвесторами. Ориентировочная стоимость проекта порядка 5,7 млрд. рублей.
Реализация вышеуказанных проектов позволит в общей сложности привлечь в область 74 млрд. рублей инвестиций, в том числе:
2011-2015 годы – 7,5 млрд. рублей;
2016-2020 годы – 26,8 млрд. рублей;
2021-2025 годы – 39,7 млрд. рублей.
Реализация стратегической цели развития транспортно-логистического комплекса области предусматривает достижение к 2025 году следующих результатов:
обеспечение объема финансирования строительства, содержания
и ремонта автомобильных дорог не менее 2 процентов ВРП;
увеличение общей протяженности автомобильных дорог области
к 2025 году до 31000 км;
осуществление строительства нового аэропорта в г.Саратове пропускной способностью не менее 1 млн. пассажиров в год;
увеличение эффективности использования водного транспорта
в 10-15 раз (объем перевозки грузов планируется довести до 15 млн. тонн);
увеличение объема логистических услуг до 30 млрд. рублей к 2025 году.
Демографический прогноз для Саратовской области на 2011-2025 годы
Сценарии рождаемости
В таблице 1 представлены значения суммарного коэффициента рождаемости для Саратовской области и России в целом. Этот коэффициент показывает, сколько в среднем в течение жизни родит одна женщина при сохранении возрастных коэффициентов рождаемости на уровне базового года. В 2000-е годы в области произошел заметный рост рождаемости, тем
не менее в целом она заметно ниже общероссийского показателя.
Таблица 1
Суммарные коэффициенты рождаемости
2000 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | |
Саратовская область | 1,140 | 1,145 | 1,144 | 1,266 | 1,319 | 1,330 |
Россия | 1,214 | 1,287 | 1,296 | 1,406 | 1,494 | 1,537 |
При построении прогноза используется два сценария рождаемости:
инерционный – предполагает сохранение возрастных коэффициентов рождаемости (а следовательно, и суммарного коэффициента рождаемости) на уровне 2009 года в течение всего прогнозного периода;
оптимистический – предполагается, что к 2015 году суммарный коэффициент рождаемости для области поднимется до текущего общероссийского уровня и будет находиться на нем до конца прогнозного периода.
Сценарии смертности
Интегральным показателем смертности, не зависящим от регулярно изменяющейся возрастной структуры населения, является ожидаемая продолжительность жизни при рождении. В последние годы в области этот показатель стабильно увеличивается (таблица 2).
Таблица 2
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
в Саратовской области, лет
2000 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | |
Мужчины | 58,7 | 59,5 | 61,2 | 62,0 | 62,3 | 63,3 |
Женщины | 72,3 | 72,8 | 73,8 | 74,2 | 74,6 | 74,9 |
При расчетах используется два сценария смертности:
инерционный – возрастные коэффициенты смертности задаются
на уровне 2009 года;
оптимистический – возрастные коэффициенты смертности задаются
с тем расчетом, чтобы к 2030 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении в области примерно соответствовала текущим ее значениям
в странах Восточный Европы – Чехии, Словакии, Польше.
Сценарии миграции
На рис.1 представлены значения показателей миграционного прироста в области в 1993-2010 годах. В середине 1990-х годов миграционный прирост достиг пика – 25 тыс. человек в год, что было, в основном, связано
с притоком русскоязычного населения из бывших республик СССР.
В 2000-е годы показатель миграционного прироста находился на стабильно низком уровне – 0,5-3,3 тыс. человек в год. Начиная с середины 2000-х годов возрос показатель международного миграционного прироста,
но в то же время увеличился отток населения в другие регионы России.
Те же тенденции – невысокие значения как общего миграционного прироста, так и международного, отток населения в другие российские регионы – характерны не только для области, но и для Приволжского федерального округа в целом. Это связано с тем, что большую часть мигрантов – и внешних, и внутренних – принимает Центральный федеральный округ (таблица 3).
При построении прогноза используется инерционный миграционный сценарий, предполагающий отсутствие миграционного прироста в 2011-
2025 годах.
Рис.1. Миграционный прирост в Саратовской области, тыс. человек
Таблица 3
Миграционный прирост за счет внешней и внутренней миграции
в 2001-2008 годах, тыс. человек
Всего | Внешняя | Внутренняя | ||
Россия | 1147,1 | 1147,1 | ||
Федеральные округа | ||||
Центральный | 1133,4 | 471,1 | 662,3 | |
Северо-Западный | 126,4 | 79,2 | 47,2 | |
Южный | 108,1 | 184,4 | -76,3 | |
Приволжский | 231,7 | -184,7 | ||
Саратовская область | 10,9 | 23,9 | -13,0 | |
Уральский | 86,8 | 112,6 | -25,8 | |
Сибирский | -159,2 | 63,0 | -222,2 | |
Дальневосточный | -195,4 | 5,2 | -200,6 | |
Источники: Население России 2008: Шестнадцатый ежегодный демографический доклад,
отв.ред. А.Г.Вишневский - http://demoscope.ru/weekly/knigi/ns_08/sod_r.html; Росстат.
При построении прогноза использовались 4 демографических сценария, параметры которых представлены в таблице 4. В таблице 5
и на рис.2-4 приведены некоторые результаты расчетов.
Таблица 4