Строительство западного обхода Саратовского железнодорожного транспортного узла с усилением участка «Липовский-Курдюм».

Основные цели проекта:

удовлетворение постоянно растущего спроса на перевозки транзитных грузов через территорию области в порты бассейнов Азовского и Черного морей;

изменение маршрутов следования нефтеналивных, разрядных
и химически опасных грузов путем вывода их за пределы города.

Ориентировочная стоимость проекта составляет 16,468 млрд. рублей.
В настоящее время разработано технико-экономическое обоснование проекта. Обоснована и утверждена трасса железнодорожного пути.

Строительство железнодорожного мостового перехода в южном направлении через р.Волга в районе п.Увекс общим объемом инвестиций порядка 24 млрд. рублей.

Мостовой переход через р. Волгу у г.Саратова на 871 километре является составной частью транспортных коридоров «Север-Юг»
и «Запад-Восток». В настоящее время максимально допустимая пропускная способность моста почти полностью использована.

Реализация проекта позволит двукратно увеличить пропускную способность по перевозкам грузов железнодорожным транспортом, а также завершить строительство обхода г.Саратова «Южный створ».

Создание транспортно-пересадочного узла в г.Саратове
с обустройством прилегающих территорий.

Существующий железнодорожный и автомобильный вокзалы
г.Саратова в настоящее время не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к подобным объектам. В первую очередь, это несоответствие заключается в низкой пропускной способности постоянно увеличивающегося пассажиропотока. Пропускная способность привокзальных площадей резко снизилась из-за большого скопления транспорта.

Проект должен выполняться на условиях государственно-частного партнерства. Ориентировочная стоимость проекта составляет 10 млрд рублей.

Развитие индустриально-логистического парка «Девон» в Саратовском муниципальном районе области.

ООО «Девон-альянс» является крупной логистической компанией
в Саратовской области. Проведены топографические и геодезические работы, подготовлен мастер-план размещения объектов, активно ведутся переговоры с потенциальными участниками и инвесторами. Ориентировочная стоимость проекта порядка 5,7 млрд. рублей.

Реализация вышеуказанных проектов позволит в общей сложности привлечь в область 74 млрд. рублей инвестиций, в том числе:

2011-2015 годы – 7,5 млрд. рублей;

2016-2020 годы – 26,8 млрд. рублей;

2021-2025 годы – 39,7 млрд. рублей.

Реализация стратегической цели развития транспортно-логистического комплекса области предусматривает достижение к 2025 году следующих результатов:

обеспечение объема финансирования строительства, содержания
и ремонта автомобильных дорог не менее 2 процентов ВРП;

увеличение общей протяженности автомобильных дорог области
к 2025 году до 31000 км;

осуществление строительства нового аэропорта в г.Саратове пропускной способностью не менее 1 млн. пассажиров в год;

увеличение эффективности использования водного транспорта
в 10-15 раз (объем перевозки грузов планируется довести до 15 млн. тонн);

увеличение объема логистических услуг до 30 млрд. рублей к 2025 году.

Демографический прогноз для Саратовской области на 2011-2025 годы

Сценарии рождаемости

В таблице 1 представлены значения суммарного коэффициента рождаемости для Саратовской области и России в целом. Этот коэффициент показывает, сколько в среднем в течение жизни родит одна женщина при сохранении возрастных коэффициентов рождаемости на уровне базового года. В 2000-е годы в области произошел заметный рост рождаемости, тем
не менее в целом она заметно ниже общероссийского показателя.

Таблица 1

Суммарные коэффициенты рождаемости

  2000 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год
Саратовская область 1,140 1,145 1,144 1,266 1,319 1,330
Россия 1,214 1,287 1,296 1,406 1,494 1,537

При построении прогноза используется два сценария рождаемости:

инерционный – предполагает сохранение возрастных коэффициентов рождаемости (а следовательно, и суммарного коэффициента рождаемости) на уровне 2009 года в течение всего прогнозного периода;

оптимистический – предполагается, что к 2015 году суммарный коэффициент рождаемости для области поднимется до текущего общероссийского уровня и будет находиться на нем до конца прогнозного периода.

Сценарии смертности

Интегральным показателем смертности, не зависящим от регулярно изменяющейся возрастной структуры населения, является ожидаемая продолжительность жизни при рождении. В последние годы в области этот показатель стабильно увеличивается (таблица 2).

Таблица 2

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
в Саратовской области, лет

  2000 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год
Мужчины 58,7 59,5 61,2 62,0 62,3 63,3
Женщины 72,3 72,8 73,8 74,2 74,6 74,9

При расчетах используется два сценария смертности:

инерционный – возрастные коэффициенты смертности задаются
на уровне 2009 года;

оптимистический – возрастные коэффициенты смертности задаются
с тем расчетом, чтобы к 2030 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении в области примерно соответствовала текущим ее значениям
в странах Восточный Европы – Чехии, Словакии, Польше.

Сценарии миграции

На рис.1 представлены значения показателей миграционного прироста в области в 1993-2010 годах. В середине 1990-х годов миграционный прирост достиг пика – 25 тыс. человек в год, что было, в основном, связано
с притоком русскоязычного населения из бывших республик СССР.

В 2000-е годы показатель миграционного прироста находился на стабильно низком уровне – 0,5-3,3 тыс. человек в год. Начиная с середины 2000-х годов возрос показатель международного миграционного прироста,
но в то же время увеличился отток населения в другие регионы России.

Те же тенденции – невысокие значения как общего миграционного прироста, так и международного, отток населения в другие российские регионы – характерны не только для области, но и для Приволжского федерального округа в целом. Это связано с тем, что большую часть мигрантов – и внешних, и внутренних – принимает Центральный федеральный округ (таблица 3).

При построении прогноза используется инерционный миграционный сценарий, предполагающий отсутствие миграционного прироста в 2011-
2025 годах.

Строительство западного обхода Саратовского железнодорожного транспортного узла с усилением участка «Липовский-Курдюм». - student2.ru

Рис.1. Миграционный прирост в Саратовской области, тыс. человек

Таблица 3

Миграционный прирост за счет внешней и внутренней миграции
в 2001-2008 годах, тыс. человек

  Всего Внешняя Внутренняя
Россия 1147,1 1147,1
Федеральные округа      
Центральный 1133,4 471,1 662,3
Северо-Западный 126,4 79,2 47,2
Южный 108,1 184,4 -76,3
Приволжский 231,7 -184,7
Саратовская область 10,9 23,9 -13,0
Уральский 86,8 112,6 -25,8
Сибирский -159,2 63,0 -222,2
Дальневосточный -195,4 5,2 -200,6
         

Источники: Население России 2008: Шестнадцатый ежегодный демографический доклад,
отв.ред. А.Г.Вишневский - http://demoscope.ru/weekly/knigi/ns_08/sod_r.html; Росстат.

При построении прогноза использовались 4 демографических сценария, параметры которых представлены в таблице 4. В таблице 5
и на рис.2-4 приведены некоторые результаты расчетов.

Таблица 4

Наши рекомендации