Содействие развитию экспортного потенциала, эффективное встраивание предприятий области в зарубежные и межрегиональные рынки
Формирование в области современной высокотехнологичной экономики предполагает развитие экспортного потенциала области, занятие устойчивых позиций на рынках товаров, услуг и капитала.
Для реализации направления потребуется осуществление следующих задач:
содействие устойчивому росту внешнеторгового оборота области, особенно экспорта с высокой добавленной стоимостью;
совершенствование товарной структуры внешнеторгового оборота, индустриализации экспорта и повышение доли высокотехнологичной продукции;
расширение географической структуры внешнеэкономических связей;
совершенствование механизмов осуществления и координации международных и межрегиональных коммуникаций области, обеспечивающих продвижение ее интересов на рынках товаров, услуг и капитала.
Решение указанных четырех взаимосвязанных задач внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества потребует реализации следующего комплекса мер:
укрепление торгово-экономических связей со странами Евросоюза, Америки и Юго-Восточной Азии для привлечения в область иностранных инвестиций, зарубежных инновационных технологий, научных разработок;
развитие перспективных форм сотрудничества со странами Азии, Латинской Америки;
применение механизмов выставочно-ярмарочной деятельности области, межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, соглашений с бизнес-ассоциациями предпринимателей,
а также механизмов областного брендинга;
взаимодействие с иностранными государствами и предприятиями, развития приграничной торговли в целях улучшения социально-экономического положения приграничных территорий;
активизация участия представителей области в составе
межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству и участия в подготовке заключительных межгосударственных документов;
установление и укрепление интеграционных связей с соседними регионами (Волгоградская, Воронежская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Тамбовская, Ульяновская области);
развитие перспективных форм сотрудничества с наиболее экономически развитыми субъектами Российской Федерации (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край и др.);
эффективное использование современных форм межрегионального сотрудничества (участие в конгрессно-выставочных мероприятиях, проведение деловых миссий, реализация межрегиональных проектов).
Проблемы, связанные с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию, свойственны в той или иной степени
и Саратовской области.
В структуре промышленности наибольший удельный вес принадлежит топливно-энергетическому комплексу, машиностроению, химической
и нефтехимической, пищевой промышленности. Присоединение России
к Всемирной торговой организации поднимет на новый уровень проблемы качества выпускаемой продукции.
Крупные предприятия области, выпускающие качественную продукцию и экспортирующие ее в другие страны, вряд ли ощутят на себе какие-то негативные моменты от присоединения России к ВТО. Наоборот, многие из таких предприятий получат более выгодные условия осуществления внешнеэкономической деятельности. С большой вероятностью можно говорить о том, что при вступлении России
в ВТО улучшатся экспортные показатели таких предприятий, как
ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Саратовнефтегаз» и др., поскольку цены на нефть и продукты нефтепереработки в последнее время растут, что дает дополнительный импульс к расширению производства.
Присоединение к Всемирной торговой организации, по всей видимости, даст дополнительный стимул к развитию экспортных связей таким предприятиям области, как ОАО «Саратовстройстекло»,
ОАО «Саратовский подшипниковый завод» и др., чья продукция отличается высоким качеством и сегодня является конкурентоспособной и на рынках стран СНГ, и на мировых рынках.
Вступление в ВТО не принесет дополнительных проблем предприятиям области, которые занимаются выпуском строительных материалов. Западные производители аналогичной продукции не повезут
в Россию свои строительные материалы, поскольку стоимость их будет
на порядок выше, чем продукция наших производителей.
Открытие рынка приведет к резкому усилению конкуренции на рынке химической продукции, куда западные производители готовы поставлять качественную и относительно недорогую продукцию.
Машиностроительные предприятия области, как и других субъектов Российской Федерации, при вступлении России в ВТО попадут в сложную ситуацию. Без серьезной государственной поддержки и технического перевооружения производств предприятиям машиностроительного комплекса будет очень сложно выдержать конкуренцию со стороны иностранных компаний.
Особое место в экономике области занимают предприятия ВПК. Продукция предприятий ВПК, наукоемкая и высокотехнологичная,
не рассчитана на широкого потребителя.
Производственные показатели развития аграрной отрасли области значительно выше среднероссийских. Сельское хозяйство области вряд ли сможет выдержать конкуренцию с европейскими странами, в первую очередь, в силу высокой степени изношенности машинно-тракторного парка, отставания процесса прогрессивного реформирования села. Благодаря географическому положению и почвенно-климатическим условиям области, последствия вступления России в ВТО для сельскохозяйственных предприятий нашей области выглядят не столь негативными, как для ряда других регионов России.
Одним из основных условий сохранения и поддержания конкурентоспособности продукции саратовских производителей являются стабильные цены на топливо, электро- и теплоэнергию. Если при вступлении в ВТО Правительство России уступит давлению со стороны стран-лидеров этой организации и увеличит цены на энергоносители хотя бы в два раза, большая часть российской продукции будет неконкурентоспособной
на мировом рынке.
Основные направления совершенствования внешнеэкономических
и межрегиональных связей области предполагают решение следующих задач:
инерционная и инновационная диверсификация географической
и товарной структур экспорта и импорта области;
максимальное использование преимуществ пограничного положения области;
оперативное применение мер таможенно-тарифного регулирования;
активное использование защитных мер при растущем импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
эффективная работа системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля;
преодоление монокультурной, топливно-сырьевой специализации экспорта области;
совершенствование системы поддержки кредитования в целях обеспечения доступности для большинства товаропроизводителей краткосрочных и инвестиционных кредитов;
ускоренное развитие инфраструктуры областного продовольственного рынка;
формирование общего продовольственного рынка и единой товаропроводящей сети в рамках Таможенного союза.
Реализация поставленных задач предусматривает достижение
к 2025 году следующих результатов:
расширение географической структуры экспорта товаров, производимых предприятиями области;
совершенствование товарной структуры внешнеторгового оборота, прежде всего, его экспортной составляющей, повышение в экспорте доли высокотехнологичной продукции;
обеспечение потребностей населения и организаций области в высококачественных товарах и услугах отечественных и зарубежных компаний;
рост объема экспорта в 3 раза до уровня выше 5 млрд. рублей;
рост объема импорта в 3,6 раза до уровня выше 2 млрд. рублей.
Формирование на территории области
туристско-рекреационного кластера межрегионального значения
Рекреационный и культурно-исторический потенциал области, включающий реку Волгу с Саратовским и Волгоградским водохранилищами, 124 памятника природы, более 300 памятников архитектуры, свыше
3000 памятников археологии, 18 старинных усадеб, 27 музеев государственного подчинения, свидетельствует о перспективности развития туризма на территории области.
Стратегической целью развития сферы туризма является формирование положительного туристского имиджа области на российском рынке туристских услуг, повышение качества, доступности и конкуренто-способности туристских услуг.
Реализация цели предусматривает решение трех приоритетных задач:
формирование положительного туристского имиджа области;
развитие самодеятельного спортивного и культурного видов туризма, стимулирование создания нового туристского продукта, включающего ресурсы муниципальных районов области;
создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Хвалынские холмы».
Первая задача предусматривает создание туристско-информационного центра области, разработку туристского бренда, разработку рекламных туров по области для организаторов туризма и представителей средств массовой информации из заинтересованных регионов Российской Федерации.
Вторая задача предполагает реализацию невостребованного туристского потенциала, развитие специализированного туризма, в первую очередь, круизного туризма и историко-этнографического туризма, поддержку клубов детско-юношеского и взрослого самодеятельного туризма.
Туризм на базе водных видов транспорта, включающий активную экскурсионную программу в портовых городах во время стоянок.
На текущий момент г.Саратов и г.Хвалынск включены в качестве теплоходной стоянки в расписание Волгоградского и Астраханского круиза. В долгосрочной перспективе необходимо создать условия для развития этого вида туризма путем разработки комплекса мер, включающих реконструкцию речного вокзала, а также помощь саратовским компаниям в закупке или аренде пассажирских судов, кроме того, планируется включение стоянок
в Балаковском, Вольском, Красноармейском районах в маршрут круизных теплоходов.
Историко-этнографический туризм. Главной точкой роста по этому виду туризма станет включение места приземления Ю.А.Гагарина в перечень областных предложений туристско-экскурсионного обслуживания, популяризация маршрута «Саратов. Космос. Гагарин», который должен стать к 2015 году ежегодным. К 2025 году на месте приземления предусматривается создание туристско-рекреационного комплекса, включающего музей военной техники (из фонда музея дальней авиации г.Энгельса), передвижной парк аттракционов и другие объекты.
В числе других перспективных точек роста определен сельский туризм (в границах Базарно-Карабулакского, Новобурасского, Лысогорского районов, на территории которых расположены особо охраняемые природные территории), военно-исторический и этнографический на базе государственного музея Боевой славы и Национальной деревни на Соколовой горе в г.Саратове.
Продолжится развитие санаторно-курортного туризма, условий и мест детско-оздоровительного отдыха в границах Вольского, Балашовского, Ершовского, Красноармейского, Пугачевского и других районов области, развитие туристской инфраструктуры (предприятия общественного питания, коллективные средства размещения, транспорт, индустрия развлечений).
Данная задача предусматривает организацию конкурсов на разработку и внедрение новых туристских маршрутов, экскурсионных и туристско-анимационных программ по области, конкурсов инвестиционных проектов
на реконструкцию, строительство, реставрацию объектов туристского интереса и инфраструктуры.
Третья задача заключается в развитии туризма на территории Хвалынского муниципального района в рамках создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Хвалынские холмы». Объем привлекаемых инвестиций в рамках реализации проекта составит около 3 млрд рублей.
Планируются следующие этапы реализации проекта:
2011 год. Проектирование и обоснование создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа межрегионального значения в Хвалынском муниципальном районе; формирование перечня потенциальных резидентов планируемой особой экономической зоны; подготовка и подача заявки
на создание особой экономической зоны; при положительном решении – создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа
в Хвалынском муниципальном районе; начало строительства, реконструкции и модернизации объектов особой экономической зоны;
2012-2015 годы. Продолжение и завершение строительства, реконструкции и модернизации объектов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Хвалынские холмы»;
2015 и последующие годы. Дальнейшее развитие особой экономической зоны, улучшение инфраструктуры путем привлечения инвестиций.
Социально-экономическая эффективность от реализации проекта:
создание на территории района порядка 1000 новых рабочих мест
к 2012 году (с учетом задействованных при строительно-монтажных работах);
развитие этнического, спортивного, лечебно-оздоровительного, культурно- познавательного, событийного, природно-экологического, паломнического, круизного видов туризма на территории области;
увеличение туристического потока в 4-5 раз к 2015 году;
развитие социальной, инженерной, транспортной инфраструктур Хвалынского муниципального района;
развитие гостиничного бизнеса, сферы общественного питания, развлекательного отдыха (аттракционы, аквапарки, боулинг, картинг и т.д.), туристской деятельности (деятельность туроператоров и турагентов) и др.;
развитие детско-юношеского спорта и туризма области;
укрепление и расширение туристического потенциала Хвалынского муниципального района.