Тема 8.8. Психология менеджмента

Студен должен

уметь:

- выявлять лидера в коллективе;

- проводить социологическое исследование;

знать:

- типы темперамента;

- психологические аспекты малых групп и коллектива;

- понятие имиджа.

Понятие о психике. Личность и ее структура. Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы. Социально-психологический климат в коллективе. Власть и лидерство. Понятие имиджа, его составные компоненты.

Методические рекомендации

Приступая к изучению данной темы, следует усвоить следующие основные понятия:

Психика – это субъективное отражение объективной реальности. Личность и её структура. Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

- социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

- личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек);

- индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память);

- биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

Первые две стороны личности - социально обусловлены, остальные - генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности – ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

Типы темперамента. Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

Сангвиник– это человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями.

Холерик. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он более необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен.

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.

Меланхолик– человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен.

Акцентуация характера - понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Организаторские способности – это способность человека создавать системы, целое из частей, соединяя воедино множество самых разных вещей. Организуя, человек создает организацию – сложную систему, наполняет ее необходимыми ресурсами, обеспечивает питание энергией – вносит порядок в мир хаоса, делает мир все более сложным – сложенным из частей.

Психологические аспекты малых групп и коллективов. Наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных.

Формальные группы – группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей.

Неформальные группы– объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами.

Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельных людей и группы и направлять их усилия на достижение целей организации.

Власть – возможность влиять на поведение людей.

Понятие имиджа. Умение подать себя (ухоженный внешний вид и одежда) это еще одна составляющая успеха не только в личной жизни, но и карьере. Одежда говорит о человеке многое. Иногда беглого взгляда достаточно, чтобы понять кто перед вами. Имидж и направлен на то, чтобы окружающие составили такое мнение, какое вы хотите. Грамотно продуманный имидж позволит добиться много. Если даже внешность далеко не идеальна, то умело подобранная косметика, макияж и одежда помогут скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства. Имидж охватывает не только внешность, но и манеру держать себя и даже стиль жизни человека.

Литература [5,6,7, 8]

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое темперамент?

2. Охарактеризуйте тип темперамента.

3. Что входит в понятие организаторские способности личности?

4. Приведите различия в понятиях формальная и неформальная группа.

5. Что общего в понятии власть и лидерство?

6 .Что такое имидж человека?

Наши рекомендации