Тема 3.3. Маркетинговая деятельность
Студен должен
знать:
- понятие о сущности маркетинга;
- понятие о рынке товаров и услуг, философию маркетинга;
- цели, принципы и эффективность по изучению учёта, спроса и требований рынка.
Понятие маркетинга. Цели и функции маркетинга. Внутренняя и внешняя среда маркетинга. Изучение потребителей и сегментация рынка, возможности лесного сектора. Инструменты маркетинга. Система формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС). Реклама продукции и услуг.
Методические рекомендации
Приступая к изучению данной темы, необходимо уяснить то, что существуют разнообразные определения маркетинга, отражающие, с одной стороны, сложность и многоаспектность этого понятия, а со второй – наличие различных подходов заинтересованных участников рынка.
Несмотря на различия формулировок в определении современного маркетинга основным является:
- ориентация маркетинга на потребности конкретных групп покупателей;
- комплексный подход к решению рыночных задач;
- деятельность, направленная на удовлетворение запросов потребителя;
- творческая управленческая деятельность на основе знания рынка и изучения потребностей покупателя, цель, которой – сделать организацию конкурентоспособной по качеству работы и требованиям рынка.
Независимо от различных составляющих определения или многообразия видов маркетинг – это процесс планирования производственно – сбытовой деятельности предприятия на основе изучения рынка в целях реализации продукции и услуг.
В план маркетинга, как правило, включаются следующие вопросы:
- цели и стратегии маркетинга;
- ценообразование;
- схема распространения товаров;
- методы стимулирования продаж;
- организация послепродажного обслуживания клиентов;
- реклама;
- формирование общественного мнения о фирме и товарах.
Маркетинговая среда включает в себя микро- и макросреду.
К макросреде относятся более широкие факторы, которые влияют на микросреду:
- социокультурные;
- экономические;
- политико-правовые;
- научно-технические;
- демографические и природные.
Необходимо рассмотреть эти факторы более подробно.
При рассмотрении факторов внутренней среды, контролируемых организацией, следует учитывать, что часть их управляется высшим руководством организации, а вторая часть – службой маркетинга и взаимодействующими с ней службами организации.
Маркетинг выполняет следующие собственные функции:
- аналитическую;
- продуктивно-производственную;
- сбытовую;
- формирующую;
- планирования, управления и контроля.
В условиях жёсткой конкуренции огромную роль играет рекламно-информационная работа.
Реклама – распространение информации о существовании товара, его качествах, наличии на рынке и его приобретении. Цель рекламы – продвижение товаров, услуг или идей определённого заказчика без его непосредственного участия, но за его счёт.
Эффективность рекламы заключается в формировании позитивного отношения потребителей к организации и её продукции.
Литература [1, 2, 3]
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятия: «маркетинг».
2. Назовите основные функции маркетинга.
3. Что такое макро- и микросреда организации?
4. Дайте определение понятия: «реклама».
5. Поясните роль рекламы в современном бизнесе.
Раздел 4. Планирование финансово - хозяйственной
Деятельности
Тема 4.1. Экосистемное планирование
Студен должен
знать:
- значение экосистем и экосистемного планировании в лесном хозяйстве;
- задачи, виды и способы планирования;
- экономическое влияние экосистемного планирования на развитие лесной деятельности.
Основные принципы планирования. Составные элементы, виды внутрифирменного планирования. Виды планирования: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное. Экосистемное планирование и его значение на современном этапе развития экономики страны.
Методические рекомендации
Планирование в области лесных отношений направлено на обеспечение устойчивого развития территорий.
Лесное планирование должно исходить из необходимости обеспечения конкурентоспособности отечественного лесного хозяйства и лесной промышленности.
Устойчивое развитие территорий следует рассматривать как обеспечение при осуществлении деятельности в области лесного хозяйства и лесной промышленности экономических и экологических интересов в целях создания безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности человека, сохранение окружающей среды и рационального использования ресурсного потенциала лесов в интересах настоящего и будущего поколений.
Получить более полное представление по данной теме можно, исследуя Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который провозглашает необходимость сохранения биологического разнообразия, естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.
В лесном кодексе также указано, что лесное законодательство и иные, регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты должны обеспечивать «устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала».
Правила заготовки древесины также содержат прямые указания на необходимость сохранения биоразнообразия при лесозаготовках.
При осуществлении экосистемного планирования на региональном уровне можно выделить следующую схему сохранения биоразноообразия:
1. Крупные лесные массивы, значимые на мировом и национальном уровнях – мало нарушенные лесные территории.
Территории этого уровня при планировании необходимо исключить из лесопользования и иных видов хозяйственной деятельности путём создания особо охраняемых природных территорий различного статуса.
2. Меньшие по площади ценные экосистемы, значимые на региональном и местном уровнях – уникальные, ранимые лесные ландшафты и экосистемы.
На данных территориях необходимо вести такие виды хозяйственной деятельности, которые будут обеспечивать сохранение существующих природных ценностей.
3. Локальные участки, имеющие особую биологическую ценность – ключевые биотопы.
Участки данного уровня сохраняются путём выделения ключевых биотопов участков при планировании лесозаготовок или непосредственно при отводе посредством выделения неэксплуатационных участков.
В целом в области лесных отношений перспективное, текущее и оперативно – производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему.
При изучении темы, необходимо усвоить взаимосвязь перспективного и текущего планирования, основные параметры и показатели по видам планирования.
Литература [1, 2, 3]
Вопросы для самоконтроля
1. В чём суть экосистемного планирования?
2. Перечислите основные принципы экосистемного планирования.
3. Охарактеризуйте виды планирования.
4. Поясните сущность формулировки: «устойчивое развитие территорий».
Тема 4.2. Планирование в лесном секторе.
Студен должен
уметь:
- пользоваться внутрихозяйственной информацией;
- рассчитывать плановое задание на бригаду, группу рабочих на плановые периоды времени;
- планировать численность рабочих и фонд оплаты труда;
- рассчитывать основные экономические показатели;
знать:
- основы планирования и его значение в бюджетных организациях;
- роль Лесного кодекса РФ в планировании;
- содержание оперативного планирования, его формы;
- работу системы плановой службы;
- содержание и порядок составления производственно-финансового
плана по лесному хозяйству;
- планирование издержек на различные виды лесохозяйственных,
лесокультурных, лесозащитных и других работ.
Планирование затрат на лесохозяйственные мероприятия. Нормы и нормативы, их классификация и применение. Определение потребностей в материальных ресурсах.
Методические рекомендации
Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков.
Основными принципами лесного планирования являются:
- доходность использования лесов;
- экологичность проектируемых мероприятий;
- повышение продуктивности лесов;
- эффективная охрана лесов от пожаров, защита от вредителей и болезней леса.
Инструментарий лесного планирования включает:
- оптимальное зонирование территории по видам использования;
- развитие транспортной инфраструктуры для равномерного и полного освоения лесных участков;
- приоритет в арендных отношениях для крупных лесопользователей;
- компактность лесных участков;
- оптимизация способов лесовосстановления;
- создание сортиментной структуры лесосечного фонда, соответствующей структуре потребления древесины;
- плантационное выращивание лесов древесных пород заданных параметров;
- создание объектов единого генетико-селекционного комплекса для выращивания посадочного материала с улучшенными наследственными свойствами;
- комплекс мероприятий по охране лесов от пожаров и защите от вредителей и болезней леса;
- сохранение биологического разнообразия;
- соблюдение ограничения использования защитных лесов и особо защитных участков лесов.
Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества или лесопарка, является лесохозяйственный регламент. Предельный срок действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка – 10 лет.
Базой планирования затрат на ведение лесного хозяйства в условиях аренды лесных участков и государственных контрактов должны стать договорные цены на продукцию (законченные объекты, выполненные работы).
План лесохозяйственного производства составляется на год с разбивкой по кварталам.
Основными видами работ при составлении производственного плана являются:
- отвод лесосек под рубки лесных насаждений;
- рубки ухода за лесом;
- лесовосстановление;
- охрана лесов от пожаров;
- защита лесов;
- осуществление профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов.
Основными задачами производственного плана являются:
- формирование производственной программы с разбивкой по кварталам;
- расчёт производственных мощностей лесохозяйственного производства;
- оценка материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения запланированных объёмов лесохозяйственной деятельности.
Основными показателями производственной программы являются: темп роста товарной продукции, производство важнейших видов продукции в натуральном выражении.
Стоимостными показателями производственной программы являются объём реализации, товарная и валовая продукция.
Товарная продукция (ТП) определяется по формуле:
ТП = ГП + Упх+ ПФ(ст),
где,
ГП – готовая продукция на складе, руб.;
Упх – стоимость оказанных услуг промышленного характера, руб.;
ПФ(ст) – стоимость полуфабрикатов собственного производства, предназначенных для реализации, руб.
Объём реализованной продукции (РП) определяется по формуле:
РП = ТП + ГПо.нп – ГПо.кп,
где,
ГПо.нп, ГПо.кп – остатки готовой продукции (нереализованной) на складе на начало и конец периода.
Валовая продукция (ВП) определяется по формуле:
ВП = ГП + Упх + ПФ + Ннп - Нкп,
где,
ПФ – стоимость полуфабрикатов собственного производства;
Ннп, Нкп – остатки незавершённого производства на начало и конец периода.
Литература [1, 2, 3]
Вопросы для самоконтроля
1. Сформулируйте роль Лесного кодекса РФ в планировании.
2. Назовите основные принципы лесного планирования.
3. Назовите основные задачи производственного плана.
Тема 4.3. Бизнес-план. Методика расчёта основных показателей
Студен должен
знать:
- структуру и содержание бизнес-плана;
- основные технико-экономические показатели;
- оперативно-техническое планирование в бизнес-структуре лесной отрасли;
- методику расчёта технико-экономических показателей использования машин, механизмов, оборудования;
уметь:
- рассчитывать технико-экономические показатели и плановые объёмы работ;
- рассчитывать затраты на различные виды работ в зависимости от технологии и плановых объёмов.
Бизнес-план – основная форма внутрифирменного планирования. Структура бизнес-плана: характеристика продукции или услуг; оценка рынка сбыта; анализ конкуренции. План производства. Организационно-правовой план. Финансовый план. Оценка рисков и страхование. Стратегия финансирования.
Методические рекомендации
В современных условиях одним из важнейших инструментов планирования является бизнес-план.
Бизнес-план служит основой внутрифирменного планирования.
Бизнес-план лесохозяйственной деятельности – это документ, в котором содержатся:
- цели и задачи предприятия, связанные с выполнением работ по охране, защите, воспроизводству лесов;
- оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для выполнения запланированных объёмов лесохозяйственного производства;
- сопоставление затрат и результатов по лесохозяйственной деятельности в целом и по отдельным видам работ;
- показатели эффективности лесохозяйственного производства.
Основными разделами бизнес-плана являются:
1. Резюме.
2. План маркетинга.
3. Производственный план.
4. Организационный план.
5. Юридический план.
6. Финансовый план.
7. Риски и страхование.
Для бизнес-плана лесохозяйственного производства наиболее важными разделами являются производственный и финансовый план.
Для обеспечения производственной программы предприятия необходимо иметь расчёты его производственной мощности.
Производственная мощность предприятия – это максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в номенклатуре и ассортименте, установленных планом, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учётом применения передовой технологии, улучшения организации производства и труда, обеспечения высокого качества продукции.
Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих производств.
Литература [1, 2, 3]
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте структуру бизнес-плана.
2. Поясните расчёт производственной мощности в лесохозяйственном производстве.
3. Методика расчёта технико-экономических показателей использования машин.