Расчет и распределение транспортно-заготовительных расходов.
Транспортно-заготовительные расходы входят в фактическую себестоимость материалов.
К ним относят расходы на приобретение материалов, кроме их покупной стоимости.
Ежемесячно бухгалтерия определяет сумму транспортно-заготовительных расходов, представляющую собой разницу между фактической себестоимостью материалов и стоимостью их по учетной цене.
Основанием для расчетов служат данные ведомости № 10 «Движение товарно-материальных ценностей».
Суммы транспортно-заготовительных расходов распределяются между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по учетным ценам. С этой целью определяют процент транспортно-заготовительных расходов, а затем умножают его на стоимость израсходованных материалов и оставшихся на складе.
Процент транспортно-заготовительных расходов определяют по формуле:
Сумма ТЗР Сумма ТЗР по поступившим
на начало месяца + материалам за месяц
%ТЗР = × 100%,
УЦн + УЦп
где УЦн — стоимость материалов на начало месяца по учетной цене УЦп — стоимость поступивших в течение месяца материалов по учетной цене.
Транспортно-заготовительные расходы учитывают на том же счете, что и материалы (счет 10), на отдельном субсчете (например, 10/ТЗР).
Суммы транспортно-заготовительных расходов на выбывшие израсходованные ценности списываются на те же счета, что и израсходованные ценности по учетным ценам в корреспонденции:
Д-т 20, 25, 26, 28 К-т 10/ТЗР.
Если предприятие использует для учета операций по заготовлению материалов счет 15, то сумма транспортно-заготовительных расходов учитывается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Суммы транспортно-заготовительных расходов (отклонений) накопленные в дебете счета 16, списываются в установленном порядке в дебет производственных счетов:
Д-т 20, 25, 26, 28 К-т 16.
В таком же порядке производится расчет и учет доли отклонений фактической себестоимости от плановой цены материалов.
Тема урока: «Инвентаризация материальных ценностей»
1. Порядок проведения инвентаризации
Положение о бухгалтерском учете и отчетности обязывает предприятия проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей:
• не менее одного раза в год по состоянию на 1 октября отчетного года с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете;
• при смене материально ответственных лиц;
• при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;
• при выявлении фактов хищения, злоупотребления и порчи имущества;
• при реорганизации или ликвидации организации.
Основная цель инвентаризации — выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении.
Инвентаризация материалов осуществляется инвентаризационной комиссией, состоящей из компетентных лиц, назначаемая приказом руководителя предприятия при обязательном участии материально ответственного лица.
Складские операции в момент инвентаризации не производятся.
Заведующий складом дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку учета материалов и сданы в бухгалтерию предприятия.
При проведении инвентаризации комиссия в присутствии материально ответственных лиц осуществляет подсчет, взвешивание каждого вида материалов и полученные результаты записывает в инвентаризационную опись. Опись подписывают члены комиссии и материально ответственное лицо.
Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительной ведомости, в которой фактические данные описей сопоставляются с учетными данными.
Комиссия устанавливает характер, причины выявленных расхождений или порчи материалов и определяет порядок регулирования разниц и возмещения потерь.
2. Учет результатов инвентаризации
Независимо от причин возникновения все недостачи производственных запасов по фактической себестоимости списывают с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери порчи ценностей»:
Д-т 94 К-т 10.
· Недостачи материалов в пределах норм естественной убыли списывают на издержки производства или обращения:
Д-т 20, 26, 44 К-т 94.
· Недостачи сверх норм естественной убыли, потери от порчи, а также похищенные ценности списывают на виновных лиц:
Д-т 73/2 К-т 94.
Стоимость недостающих ценностей, взыскиваемых с виновных лиц, определяют исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба. Сведения о рыночных ценах можно получить в органах ценообразования или органах государственной статистики.
Разница между фактической себестоимостью материалов и их стоимостью по рыночным ценам, подлежащая взысканию, списывается на счет 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей:
Д-т 73/2 К-т 98/4.
По мере погашения задолженности, учтенной на счете 73/2, соответствующая сумма разницы списывается со счета 98 на счет 91 субсчет «Прочие доходы»:
Д-т 98/4 К-т 91/1.
· Некомпенсируемые потери материальных ценностей от стихийных бедствий относятся на финансовые результаты хозяйственной деятельности организации:
Д-т 99 К-т 10.
· Когда конкретные виновники не установлены, недостачи относят в состав прочих расходов:
Д-т 91/2 К-т 94.
· Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию, отнесением суммы на доходы организации и отражаются проводке
Д-т 10 К-т 91/1.
Задача. В результате инвентаризации выявлена недостача материалов на сумму 1120 руб. Сумма недостачи подлежит возмещению виновным лицом. Рыночная стоимость недостающих материалов составляет 1450 руб. Сумма недостачи по рыночной стоимости удержана из заработной платы виновного лица. Составить бухгалтерские проводки.
1. На сумму выявленной недостачи: Д-т 94 К-т 10 — 1120 руб.
2. Сумма недостачи отнесена на виновное лицо: Д-т 73/2 К-т 94 - 1120 руб.
3. Разница между учетной и рыночной стоимостью составляет 1450 – 1120 = 330 руб.,
Отнести на виновное лицо. Д-т 73/2 К-т 98/4 - 330 руб.
4. Удержано из заработной платы виновного лица сумма недостачи по рыночной стоимости. Д-т 70 К-т 73/2 - 1450 руб.
5. Отнесена в доход предприятия разница между балансовой (учетной) и
рыночной стоимостью -?. Д-т 98/4 К-т 91 - 330 руб.