Тема 2. Основные модели управления запасами
ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА
для специальности 1-26 02 05 Логистика
2015
Автор-составитель: Третьякова М.Л., преподаватель кафедры логистики
Рецензент: А.А. Пилютик, кандидат экономических наук, зам. директора по информационно-коммуникационным технологиям и административно-хозяйственной работе Института экономики НАН Беларуси
УТВЕРЖДЕН
Кафедрой логистики Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО» 17.01.2015, протокол №7
Регистрационный № УД 189-15/э
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Учебная программа ………………………………………………… | |
2. Теоретический раздел………………………………………........... | |
2.1 Конспект лекций………………………………………….......... | |
2.2 Закупочная логистика в схемах и таблицах………………….. | |
3. Практический раздел………………………………………............ | |
4. Блок контроля знаний………………………………………........... | |
4.1 Самостоятельная управляемая работа студента…………….. | |
4.2 Контрольные задания…………………………………………. | |
5. Глоссарий……………………………………………….………….. | |
6. Список литературы…………………………………………........... |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
«Международный университет «МИТСО»
УТВЕРЖДАЮ
Ректор Учреждения образования
Федерации профсоюзов Беларуси
«Международный университет «МИТСО»
_____________С.Н. Князев
_____________2014 г.
Регистрационный № УД - ___/ р
ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА
Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности:
1-26 02 05 Логистика
Факультет Международных экономических отношений и
менеджмента
Кафедра Логистики
Курс (курсы) 3/ 3/ 3 Экзамен 6/6/5
(семестр)
Семестр (семестры) 5,6/ 5,6/ 4,5 Зачет 5/5/4
(семестр)
Лекции 40 ч./16 ч./16 ч.
Курсовая работа –
Практические (семинарские) семестр)
занятия 32 ч./12 ч./ 12 ч.
Лабораторные
занятия 14 ч./ 4 ч./ 4ч.
Самостоятельная управляемая
работа студентов 40 ч./ – / –
Аудиторных часов по
учебной дисциплине 126 ч./ 32 ч./ 32 ч.
Всего часов по Форма получения дневная/
учебной дисциплине 290 ч. высшего образования: заочная
заочная/сокр.
Составил(а) Третьякова М.Л., преподаватель
2014 г.
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы по дисциплине «Закупочная логистика» для учреждений высшего образования по специальности 1–26 02 05 «Логистика», утвержденной 12.05.2010, регистрационный № ТД–Е.225/тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой логистики
24.06.2014, протокол № 12
Заведующий кафедрой
________________/ Е.А. Иванов
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»
________20____, протокол №_____
Председатель
________________С.Н.Князев
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Закупочная логистика представляет собой наиболее совершенную форму управления материально-техническим обеспечением и является составной частью такой науки, как логистика.
Логистика – наука об управлении движением материальных, финансовых, информационных и людских потоках в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Исходя из этого, закупочная логистика тесно связана со всеми подсистемами логистики, и, тем не менее, выступает как самостоятельная дисциплина. Сегодня закупочная логистика – это подсистема управления материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами, который организует вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе развития экономики Республики Беларусь имеет известную специфику, что объясняет необходимость изучения закупочной логистики как отдельной дисциплины.
Целью дисциплины «Закупочная логистика» является овладение студентами теоретическими, методическими и практическими навыками управления материальными потоками в современных рыночных условиях.
Задачи дисциплины – научить студентов основам организации осуществления закупок сырья, материалов, комплектующих, машин, оборудования и других материально-технических ресурсов, выбору рациональных решений при материально – техническом обеспечении предприятий, управлению закупочными процессами, определению основных показателей эффективности закупочной деятельности и отработка навыков анализа прогнозирования, планирования, реализации и контроля основных управленческих решений на основе принципов логистики, получение представлений о формировании целей и стратегий действий предприятия в условиях рынка, получение знаний о рынках товаров зарубежных стран и их функционировании.
Материал дисциплины базируется на ранее полученных студентами знаниях по таким дисциплинам как «Логистика и управление цепями поставок», «Логистика предприятия», «Распределительная логистика», «Экономика организации», «Макроэкономика».
В результате изучения дисциплины обучаемый должен знать:
- основные термины и определения в закупочной логистике;
- оперативное планирование закупок;
- основные методы закупок;
- этапы процедуры закупок;
- классификацию потребляемых материалов;
- методы определения потребности в материальных ресурсах;
- способы выбора поставщика;
- процедуру проведения государственных закупок;
уметь:
- осуществлять планирование закупок;
- проводить закупки для организации (предприятия);
- моделировать закупочную деятельность организации (предприятия);
- определять рациональные партии закупки материальных ресурсов;
- организовывать учет материальных ресурсов.
владеть:
- методами обеспечения сохранности качества товарно-материальных ценностей на этапах товародвижения и их использования;
- методикой анализа состояния спроса и предложения на материалы и на этой основе составления заказов и заявок на их поставку;
- методикой обеспечения товарными ресурсами;
- методикой расчета потребностей товарно-материальных ценностей для предприятия.
Всего на изучение дисциплины предусмотрено 290 часов, из них всего аудиторных часов для дневной формы получения образования 126, для заочной – 32 часа, для заочной сокращенной – 32 часа; в том числе лекции для дневной формы получения образования составляют 40 часов, для заочной формы получения образования – 16 часов, для заочной сокращенной – 16 часов; лабораторные занятия для дневной формы получения образования составляют 14 часа, для заочной – 4 часа, для заочной сокращенной – 4 часа; практические занятия для дневной формы получения образования составляют 32 часа, для заочной и заочной сокращенной – 12 часов; 40 часов – самостоятельные управляемые работы студентов для дневной формы обучения.
Рекомендуемые формы контроля знаний – зачет в 5 семестре для дневной формы получения образования и заочной, в 4 семестре – для заочной сокращенной формы, экзамен в 6 семестре для дневной формы получения образования и заочной, в 5 семестре – для заочной сокращенной формы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Содержание закупочной логистики и ее роль в управлении цепями поставок
Закупочная логистика, как система управления материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Особенности управления финансовыми и информационными потоками в закупочной логистике. Необходимость организации на предприятии службы, осуществляющей закупки, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и других материальных ресурсов.
Закупочная логистика и материально-техническое обеспечение: общее и различия. Закупочная логистика как одна из основных логистических подсистем. Закупочная логистика и управление цепями поставок.
Предмет изучения закупочной логистики. Эволюция закупочной логистики. Закупочная логистика за рубежом и опыт ведущих компаний. Изменение характера материально-технического обеспечения предприятий Республики Беларусь. Нестабильная и неопределенная конкурентная среда и ее влияние на управление закупками.
Основные термины и определения в закупочной логистике. Основные цели закупочной логистики. Обеспечение непрерывного потока сырья, поставок комплектующих и предоставления услуг, необходимых для функционирования логистической системы. Оптимизация затрат, связанных с запасами материальных ресурсов. Модель экономического размера заказа.
Поиск компетентных и надежных поставщиков материальных ресурсов. Приобретение многофункциональных товаров. Соблюдение принципа "цена-качество" в процессе закупки. Роль логистики закупок в повышении конкурентоспособности предприятия.
Практическое применение правила «80-20» в закупочной деятельности. Сотрудничество службы закупок с другими функциональными подразделениями предприятия. Задача снижения управленческих расходов, связанных с закупочной деятельностью.
Тема 9. Планирование закупок
Общие сведения о плане закупок. Цель подготовки плана закупок. Первоначальная информация для начала процесса планирования. План продаж. План производства. Экономическое планирование. Расчет расхода материальных ресурсов.
План закупок как составная часть бизнес-плана предприятия, его содержание. Показатели плана закупок. Процедура разработки плана закупки.
Закупочная политика предприятия. Текущие и перспективные планы закупок. Использование балансового метода в планировании закупок. Баланс материально-технического обеспечения предприятия. Остатки и внутренние источники обеспечения. Детерминанты, используемые для принятия решений о закупке: время выполнения заказа, доля своевременных поставок, доля материальных ресурсов в запасах, удобства доставки заказа, возможности экспедирования.
Оперативное планирование в области закупок. Разработка оперативных планов, обеспечивающих ежедневный контроль процесса закупок и поставок.
Тактическое планирование в области закупок. Разработка тактических планов (до трех лет), гарантирующих бесперебойное функционирование цепи поставок материальных ресурсов.
Стратегическое планирование в области закупок. Разработка планов закупки материальных ресурсов на период свыше трех лет. Планирование деловых отношений с будущими поставщиками. Глобальная стратегия закупок и планы ее реализации. Современные логистические системы, ориентированные на планирование потребностей материальных ресурсов.
Традиционные системы. Системы MRP-1и MRP-II («толкающие системы»). Принципиальная схема «толкающей системы». История появления. Логистическая концепция системы MRP-1.Особенности системы MRP-1. Преимущества и недостатки. Логистическая концепция системы MRP-2. Особенности системы MRP-2. Преимущества и недостатки. Сравнение систем MRP-1и MRP-II. Система KANBAN («тянущая система»). Принципиальная схема «тянущей системы». Механизм функционирования «Тянущей системы». Преимущества такой системы.
Нетрадиционные системы. Система "JIT" или ТВС (поставки "точно в срок"). Принципиальное отличие от традиционного снабжения. Организация контроля качества в системе. Отношения между поставщиком и покупателем в системе «JIT». Уровень запасов в системе. Положительные стороны системы. Особенности внедрения системы в производство. Система SDP. Особенность системы. Система LP. Особенность концепции. Элементы системы. Сущность системы. Основные цели системы. Система DDТ. Особенности системы. Четыре варианта концепции: "точка заказа (перезаказа)", "быстрого реагирования", "непрерывного пополнения запасов" и "автоматического пополнения запасов".
Основные методы закупок. Оптовые закупки. Регулярные закупки мелкими партиями. Закупки по мере необходимости. Комбинации методов закупки. Регулярные (ежедневные, ежемесячные) закупки по Котировочным ведомостям. Закупка товара с немедленной сдачей. Классификация методов закупок. Прямые закупки. Встречные закупки. Лизинг. Новая закупка. Обычная повторная закупка. Измененная повторная закупка. Комплексная закупка. Наиболее распространенные методы управления закупками. Метод увеличения объемов закупок. Метод уменьшения объемов закупок. Метод прямого расчета объемов закупки.
Этапы процедур закупок. Размещение заказа на закупку. Контроль хода выполнения заказа. Экспедирование заказа. Функции отдела контроля экспедирования. Оприходование (получение) материальных ресурсов и готовой продукции. Счета на оплату.
Тема 12. Заключение договоров с поставщиками
Этические нормы при взаимоотношениях с поставщиком во время закупок. Партнерство и его типы. Модель партнерства. Факторы, компоненты и стимулы партнерства. Поддерживающие факторы партнерства: согласованность, взаимность, симметричность. Этапы подготовки закупки материальных ресурсов на основе договора поставки. Коммерческое предложение и договор о намерениях.
Содержание договора поставки. Компетентность сторон. Законность предмета или цели контракта. Обязанности поставщика-продавца. Условия, выполняемые перед заключением договора поставки. Форма договора. Вступление договора в законную силу. Обязательные сведения, которые должны содержаться в договоре на поставку. Дата заключения договора. Полное наименование сторон, заключивших договор. Объем и ассортимент товаров, подлежащих поставке. Сроки исполнения поставок. Порядок поставки товаров. Условия поставки. Правила Инкотермс. Качество, комплектность, упаковка и маркировка товара. Цены и порядок расчетов. Спецификация к контракту. График отгрузки.
Ответственность сторон по договору поставки. Имущественная ответственность сторон. Обязанности поставщика. Обязанности покупателя. Права покупателя. Права поставщика. Форс-мажорные обстоятельства. Расторжение договора поставки. Гарантии. Подтвержденная гарантия. Подразумеваемая гарантия пригодности. Подразумеваемая гарантия соответствия товара конкретной цели. Гарантия права собственности на товар. Спорные вопросы и их решение. Учет и контроль за фактическим ходом выполнения поставок.
Учебно-методическая карта УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗАКУПОЧНАЯ логистика»
Очная (дневная) форма получения высшего образования
Номер раздела, темы | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособие и др.) | Литература | Форма контроля знаний | ||||
лекции | практические (семинарские) занятия | лабораторные занятия | управляемая (контролируемая) самостоятельная работа студента | ||||||
Содержание закупочной логистики и ее роль в управлении цепями поставок 1.Задачи и функции закупочной логистики 2.Механизм функционирования закупочной логистики 3.Классификация запасов 4.Функции запасов | Мультимедиа презентация лекции | 3,4,5, | Рецензирование рефератов, опрос | ||||||
Основные модели управления запасами 1. Расчет оптимального размера заказа. 2. Модель управления запасами с фиксированным размером заказа, 3. Модель управления запасами с фиксированным периодом заказа. 4. Модель управления запасами с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня. 5. Модель управления запасами «минимум - максимум». 6. Системы управления запасами. | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5, | Рецензирование рефератов, опрос | ||||||
Управление материальными ресурсами на предприятии 1. Анализ ценности сырья и материалов 2. Определение оптимального количества заказов 3. Выбор предприятий - поставщиков 4. Хранение сырья и материалов, подготовка их к движению 5. Экономическое использование ресурсов | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5, 17, 19,20 | Рецензирование рефератов, опрос | ||||||
Нормирование запасов 1. Понятие и принципы нормирования. Нормирование оборотных средств. 2. Нормирование расхода материалов. 3. Нормирование текущих запасов. 4. Нормирование страховых запасов. | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5, 17, 19, 20 | Рецензирование рефератов, опрос | ||||||
Выбор поставщика материальных ресурсов как логистическая функция 1. Особенности принятия решения при выборе поставщика. 2. Последовательность выбора и ранжирование поставщиков. | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5, 17, 20 | Рецензирование рефератов, опрос | ||||||
Информационное обеспечение закупочной логистики 1. Виды источников информации. Направленность информационных потоков. 2. Источники получения информации. 3. Электронная торговля в закупочной логистике. 4. Специализированные агентства с функцией подготовки информации о поставщиках. | Мультимедиа презентация лекции | 3,4,5, | Проведение собеседования | ||||||
Анализ и проектирование организационной структуры службы закупок на основе логистики 1. Организация закупочной деятельности на предприятиях. 2. Задачи и функции службы закупок предприятия. 3. Влияние характера деятельности предприятия на выбор организационной структуры службы закупок. 4. Требования к специалисту - логистику службы закупок. Квалификационная характеристика логистика службы закупок. Оплата труда и материальное стимулирование логистика службы закупок. | Мультимедиа презентация лекции | 4,5, 14, 17 | Тест | ||||||
Исследование рынка закупаемых материальных ресурсов 1. Основные направления исследования рынка закупаемых материальных ресурсов. 2. Управленческое решение – «купить или сделать самим. 3. Анализ удовлетворения потребности. 4. Анализ факторов, определяющих цену, расходы на производство и доставку, положения о тарифах и импорте, цены поставщиков и потребителей промышленной продукции. | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5, 14, | Опрос, рецензирование рефератов | ||||||
ИТОГО за семестр | |||||||||
Планирование закупок 1. Цель подготовки плана закупок. 2. План закупок как составная часть бизнес-плана предприятия, его содержание. 3. Планирование деловых отношений с будущими поставщиками. 4. Современные логистические системы, ориентированные на планирование потребностей материальных ресурсов. | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5, 14, | Контрольная работа | ||||||
Нормирование расхода материальных ресурсов 1. Потребность в материальных ресурсах для основного производства и на другие виды хозяйственной деятельности. 2. Планируемые объемы и сроки поставок материальных ресурсов, их связь с режимом производственного потребления. 3. Структура и объем требуемых материальных ресурсов. 4. Методы определения потребности в материальных ресурсах. (детерминированный,стохастический оценочный методы). 5. Процесс взаимодействия финансового, операционного и логистического менеджмента. 6. Потребность в финансовых ресурсах. | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5, 20, | Рецензирование рефератов, проведение дебатов | ||||||
Выбор каналов закупки 1. Поиск и выбор поставщиков. Организация работы по сбору информации и изучению контрагентов. 2. Способы выбора поставщиков 3. Источники необходимой информации о фирмах за рубежом. 4. Установление контактов с потенциальным поставщиком | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5,7, 14, | Решение ситуационных задач, опрос | ||||||
Заключение договоров с поставщиками 1. Партнерство и его типы. Модель партнерства. 2. Факторы, компоненты и стимулы партнерства. Поддерживающие факторы партнерства: согласованность, взаимность, симметричность. 3. Этапы подготовки закупки материальных ресурсов на основе договора поставки. 4. Содержание договора поставки. Компетентность сторон. 5. Условия поставки. Правила Инкотермс. | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5,7, | Рецензирование рефератов, опрос | ||||||
Государственные закупки и механизм их реализации 1. Сущность государственных закупок 2. Принципы государственных закупок 3. Правовые аспекты государственных закупок. 4. Виды процедур государственных закупок. | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5, 14, 19, 20 | Решение задач, рецензирование рефератов | ||||||
Показатели эффективности управления запасами 1. Эффективность закупочной логистики. Показатели эффективности материально-технического обеспечения. Обобщающие показатели. 2. Критерии оценки эффективности закупочной логистики. 3. Индикаторы политики управления запасами. | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5, 7, 14, 20 | Рецензирование рефератов, опрос | ||||||
Влияние запасов на финансовые показатели компании 1. Финансовые аспекты стратегии запасов. 2. Затраты на содержание запасов. 3. Влияние оборачиваемости на затраты на содержание запасов. | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5, | Рецензирование рефератов, опрос | ||||||
ИТОГО за семестр | |||||||||
Итого по курсу | |||||||||
Заочная (в том числе заочная сокращенная) форма получения высшего образования
Номер раздела, темы | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособие и др.) | Литература | Форма контроля знаний | ||||
лекции | практические (семинарские) занятия | лабораторные занятия | управляемая (контролируемая) самостоятельная работа студента | ||||||
Содержание закупочной логистики и ее роль в управлении цепями поставок 1.Задачи и функции закупочной логистики 2.Механизм функционирования закупочной логистики 3.Классификация запасов 4.Функции запасов | Мультимедиа презентация лекции | 3,4,5, | Рецензирование рефератов | ||||||
Основные модели управления запасами 1. Расчет оптимального размера заказа. 2. Модель управления запасами с фиксированным размером заказа, 3. Модель управления запасами с фиксированным периодом заказа. 4. Модель управления запасами с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня. 5. Модель управления запасами «минимум - максимум». 6. Системы управления запасами. | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5, | Тест | ||||||
Управление материальными ресурсами на предприятии 1. Анализ ценности сырья и материалов 2. Определение оптимального количества заказов 3. Выбор предприятий - поставщиков 4. Хранение сырья и материалов, подготовка их к движению 5. Экономическое использование ресурсов | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5, 17, 19,20 | Рецензирование рефератов | ||||||
Нормирование запасов 1. Понятие и принципы нормирования. Нормирование оборотных средств. 2. Нормирование расхода материалов. 3. Нормирование текущих запасов. 4. Нормирование страховых запасов. | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5, 17, 19, 20 | Рецензирование рефератов, опрос | ||||||
Выбор поставщика материальных ресурсов как логистическая функция 1. Особенности принятия решения при выборе поставщика. 2. Последовательность выбора и ранжирование поставщиков. | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5, | Рецензирование рефератов, опрос | ||||||
Информационное обеспечение закупочной логистики 1. Виды источников информации. Направленность информационных потоков. 2. Источники получения информации. 3. Электронная торговля в закупочной логистике. 4. Специализированные агентства с функцией подготовки информации о поставщиках. | Мультимедиа презентация лекции | 3,4,5, | Проведение собеседования | ||||||
Анализ и проектирование организационной структуры службы закупок на основе логистики 1. Организация закупочной деятельности на предприятиях. 2. .Задачи и функции службы закупок предприятия. 3. Влияние характера деятельности предприятия на выбор организационной структуры службы закупок. 4. Требования к специалисту - логистику службы закупок. Квалификационная характеристика логистика службы закупок. Оплата труда и материальное стимулирование логистика службы закупок. | Мультимедиа презентация лекции | 4,5, 14, 17 | Тест | ||||||
Исследование рынка закупаемых материальных ресурсов 1. Основные направления исследования рынка закупаемых материальных ресурсов. 2. Управленческое решение – «купить или сделать самим. 3. Анализ удовлетворения потребности. 4. Анализ факторов, определяющих цену, расходы на производство и доставку, положения о тарифах и импорте, цены поставщиков и потребителей промышленной продукции. | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5, 14, | рецензирование рефератов | ||||||
ИТОГО 5 семестр | - | - | |||||||
Планирование закупок 5. Цель подготовки плана закупок. 6. План закупок как составная часть бизнес-плана предприятия, его содержание. 7. Планирование деловых отношений с будущими поставщиками. 8. Современные логистические системы, ориентированные на планирование потребностей материальных ресурсов. | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5, 14, | Контрольная работа | ||||||
Нормирование расхода материальных ресурсов 1. Потребность в материальных ресурсах для основного производства и на другие виды хозяйственной деятельности. 2. Планируемые объемы и сроки поставок материальных ресурсов, их связь с режимом производственного потребления. 3. Структура и объем требуемых материальных ресурсов. 4. Методы определения потребности в материальных ресурсах. (детерминированный, стохастический оценочный методы). 5. Процесс взаимодействия финансового, операционного и логистического менеджмента. 6. Потребность в финансовых ресурсах. | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5, 20, | Рецензирование рефератов | ||||||
Выбор каналов закупки 1. Поиск и выбор поставщиков. Организация работы по сбору информации и изучению контрагентов. 2. Способы выбора поставщиков 3. Источники необходимой информации о фирмах за рубежом. 4. Установление контактов с потенциальным поставщиком | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5,7, 14, | Решение ситуационных задач, опрос | ||||||
Заключение договоров с поставщиками 1. Партнерство и его типы. Модель партнерства. 2. Факторы, компоненты и стимулы партнерства. Поддерживающие факторы партнерства: согласованность, взаимность, симметричность. 3. Этапы подготовки закупки материальных ресурсов на основе договора поставки. 4. Содержание договора поставки. Компетентность сторон. 5. Условия поставки. Правила Инкотермс. | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5,7, | Рецензирование рефератов, опрос | ||||||
Государственные закупки и механизм их реализации 1. Сущность государственных закупок 2. Принципы государственных закупок 3. Правовые аспекты государственных закупок. 4. Виды процедур государственных закупок. | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5, 14, 19, 20 | Решение задач, рецензирование рефератов | ||||||
Показатели эффективности управления запасами 1. Эффективность закупочной логистики. Показатели эффективности материально-технического обеспечения. Обобщающие показатели. 2. Критерии оценки эффективности закупочной логистики. 3. Индикаторы политики управления запасами. | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5, 7, 14, 20 | Рецензирование рефератов, опрос | ||||||
Влияние запасов на финансовые показатели компании 1. Финансовые аспекты стратегии запасов. 2. Затраты на содержание запасов. 3. Влияние оборачиваемости на затраты на содержание запасов. | Мультимедиа презентация лекции | 2,3,4,5, | Рецензирование рефератов | ||||||
ИТОГО за семестр | - | ||||||||
Итого по курсу | - | ||||||||
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Конспект лекций
ТЕМА 1. СОДЕРЖАНИЕ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ И ЕЕ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
1.Задачи и функции закупочной логистики
2.Механизм функционирования закупочной логистики
3.Классификация запасов
4.Функции запасов
1.Задачи и функции закупочной логистики
Закупочная логистика есть процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство. Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. При этом решаются задачи: 1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий. 2. Обеспечение точного соответствия количества поставок потребностям в них. 3. Соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий. Без закупочной логистики невозможна нормальная деятельность предприятия. Она является связующим звеном между разными товаропроизводителями и координаторами их работы. Логистика закупок выполняет следующие функции:
• формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;
• получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;
• выбор поставщиков;
• определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;
• согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;
• контроль за сроками поставки материалов;
• входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;
• доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;
• поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.
Охарактеризованные функции реализуются службой материально-технического снабжения (отдел закупок) в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетинга, производством, службой подготовки производства, бухгалтерией, финансовым и юридическим отделами. Возрастание роли закупочной логистики в современных условиях Переход к рыночной экономике определяет роль и возрастающее значение закупочной логистики в общественном производстве. Рыночные условия вызвали к жизни ряд существенных изменений в сфере материально-технического обеспечения производства. Среди них особенно важными оказались: ? давление быстро растущего ассортимента продукции, запрашиваемой рынком; ? сокращение времени внедрения в производство новой продукции, ускоряющей расширение ассортимента; ? сокращение длительности производственного цикла; ? обострение конкуренции между производителями на фоне насыщения рынка нужными товарами. Все эти изменения привели к тому, что различные виды деятельности предприятия – производство, экономика, финансовая деятельность стали все больше зависеть от состояния материально-технического снабжения. Выяснилось, что в системе снабжения есть обширные зоны неэффективности, рационализация которых может дать большую экономию. Возникла необходимость реализации новых подходов к организации процессов материального обеспечения производства и управления им.
Закупочная логистика это процесс обеспечения предприятия материальными ресурсами для производства, размещения его на складах, хранение и выдача в производство при необходимой потребности.
В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен — главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок. Для оптового покупателя такое положение дел требует точного расчета издержек.
2. Механизм функционирования закупочной логистики
Традиционная система организации материального снабжения основана на принципе хранения запасов. В этом случае требуется оформление документа о получении необходимых для производства материалов па складе фирмы, где эти материалы подбираются и передаются получателю либо доставляются прямо на рабочие места. В случае если требуемые предприятию материалы отсутствуют на складе фирмы, делается запрос в орган закупок. На основе запроса закупочный орган оформляет заказ и посылает его поставщику