Приготовление и транспортирование бетонной смеси
Территория бетонного завода или смесительной установки должна содержаться в чистоте, иметь асфальтовое покрытие, ровную поверхность без рытвин и ям, надлежащее электрическое освещение. Для внутреннего осмотра оборудования используют ручные лампы с напряжением 12 В. В соответствии с правилами техники безопасности устраивают проходы, проезды, лестницы, эстакады. Проходы необходимо оградить.
Применительно к конкретной технологии на заводе (или установке) составляют инструкцию по технике безопасности при эксплуатации моторов, электроосвещения, вентиляционных систем (обеспыливание) и пароснабжения, с которой знакомят всех работников.
При обслуживании оборудования несколькими операторами между ними устанавливают связь с помощью световых или звуковых сигналов. У соответствующих рабочих мест вывешивают инструкции о порядке пуска и остановки двигателей и плакаты с обозначением сигналов. Выключатели сигналов располагают непосредственно у рабочих мест.
Если бетонная смесь при выгрузке недостаточно быстро вытекает из барабана (чаши) смесителя, то недопустимо помогать на ходу какими-либо приспособлениями (в этом случае надо временно остановить смеситель). Во время вращения барабана запрещено касаться его руками.
Нельзя выполнять очистку барабанов и чаш смесительных машин с помощью лопат и других ручных инструментов во время их вращения. Следует остановить машину и отключить ее от сети со снятием предохранителей и запиранием пускового устройства на замок.
Пребывание рабочих под поднятым и незакрепленным загрузочным ковшом смесителей запрещено. Очистку ковша можно вести только после надежного его закрепления в поднятом положении.
Приготовление в зимних условиях бетонных смесей с химическими добавками осуществляют с соблюдением специальных мер предосторожности. На емкостях, в которых готовят, хранят или переносят водный раствор нитрита натрия, должна быть надпись: «Яд — не пить!». Цистерны с нитритом натрия герметически закрывают и запирают на замок.
Устройства для подогрева воды и заполнителей паром в зимнее время и методы их эксплуатации должны отвечать требованиям техники безопасности для систем пароснабжения.
Спуск для ремонтных или иных нужд внутрь бункеров, обогреваемых с помощью острого пара, допустим лишь после полного их охлаждения и при отсутствии в них материалов. Трубопроводы для пара и горячей воды во избежание ожогов рабочих располагают не ниже 2,5 м от уровня пола.
При транспортировании бетонной смеси автобетоновозами и автобетоносмесителями недопустимо: не подъезжать к бровке его ближе чем на 1 м при разгрузке бетонной смеси в котлован. Наиболее целесообразно применение специальных бетоновозов, разгружаемых через откидной лоток. Эстакады и мосты оборудуют брусьями и ограждениями; между ними оставляют проход не менее 0,6 м. Тупиковые эстакады снабжают поперечными отбойными брусьями. Скорость движения автотранспорта не должна превышать 3 км/ч.
Электропровода на ленточных конвейерах заключают в резиновые рукава; раму конвейера заземляют.
Очистку ленты, роликов и других частей конвейера выполняют только во время его остановки.
Для перехода через конвейеры, расположенные в рабочей зоне, устраивают мостики с перилами.
Машинист шахтного подъемника должен видеть места загрузки смесью внизу и разгрузки вверху. Если это требование невыполнимо, применяют систему сигнализации (звонок, телефон и др.) и устанавливают точный порядок обмена сигналами.
Такелажное оборудование кранов, подъемников и тару необходимо до начала работ испытать в соответствии с правилами Госгортехнадзора.
При подаче бетонной смеси кранами бадьи закрепляют так, чтобы случаи их произвольной разгрузки были полностью исключены. В момент выгрузки смеси расстояние от низа бадьи до поверхности, на которую производят выгрузку, не должно превышать 1 м.
При подаче бетонной смеси бетононасосом необходимо до начала работ испытать его при гидравлическом давлении, превышающем в 1,5 раза рабочее давление. Бетононасос следует связать сигнализацией с местом укладки бетонной смеси.
Во время работы бетононасоса запрещено шуровать смесь в горловине приемного бункера насоса.
Очищают бетоновод, как правило, водой. Сжатый воздух разрешено применять только в тех случаях, когда очистка водой вызывает особые затруднения в выполнении работ (например, в зимних условиях).
Бетоновод очищают при давлении воздуха не выше 1,5 МПа. После его очистки на половину длины давление воздуха постепенно понижают. Последние 1...2 звена очищают при давлении, близком к атмосферному. У выходного отверстия бетоновода устанавливают наклонный козырек, причем рабочие не должны находиться ближе 10 м от выходного отверстия бетоновода.
При транспортировании бетонной смеси ручными тележками (на мелких работах) катальные ходы систематически очищают от бетона, грязи, а зимой — от снега и льда.
Катальные щиты и доски шириной не менее 200 мм следует укладывать без порогов. При прокладке катальных ходов на высоте (над землей) ширину их принимают не менее 1,2 м. Катальные ходы и эстакады для транспортирования бетонной смеси ограждают с обеих сторон перилами высотой 1 м с бортовой доской высотой не менее 150 мм.
При опускании бетонной смеси по лоткам, звеньевым хоботам и виброхоботам загрузочные воронки, а также звенья хоботов и виброхоботов надежно прикрепляют к подмостям, опалубке или арматуре и хорошо соединяют между собой во избежание обрыва их при загрузке бетонной смесью.
Для предотвращения падения смеси мимо загрузочной воронки в уровне воронки делают сплошной настил, окружающий ее со всех сторон, или устанавливают защитные козырьки.
При укладке бетонной смеси на высоте более 3 м при отсутствии ограждений (например, при исправлении дефектов бетонирования и т. д.) бетонщик обязательно закрепляется за конструкции предохранительным поясом. Места для закрепления пояса определяет технический персонал. Предохранительные пояса должны иметь соответствующие бирки; при их отсутствии пояса необходимо испытать на прочность.
Работу по бетонированию с наружных лесов нельзя выполнять при сильном ветре (скорость 11…12м/с), во время грозы, а также при наступлении темноты, если рабочее место недостаточно освещено.
При бетонировании сооружений в подвижных формах отверстия в рабочем полу обязательно ограждают перилами.