Эффективности территориального управления

В управлении регионом большую роль играет система административно-территориального деления территории. Главная функция отдельных административно-территориальных единиц - обеспечение эффективного применения административных, финансовых и иных рычагов управления для удовлетворения государственных, региональных и местных потребностей и интересов. Реформирование административно-территориального деления, оптимизация численности муниципальных образований должны проводиться с целью оптимизации финансовых затрат и повышения эффективности территориального управления.

Административно-территориальное устройство Владимирского региона в процессе исторического развития постоянно совершенствовалось в связи с изменениями в системах ведения хозяйства и управления.

На территории Владимирской области в соответствии с ФЗ-131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создана новая система административно-территориального управления, которая состоит из 127 муниципальных образований: 5 городских округов, 16 муниципальных районов, 18 городов, 8 поселков городского типа и 80 сельских поселений. По нашему мнению, эта система нуждается в дальнейшем совершенствовании с целью повышения эффективности территориального управления.

Во-первых, на территории Владимирской области на основе наиболее многолюдных городов создано 4 городских округа. Возникает вопрос: почему на базе города Александрова, который по числу жителей превышает Гусь-Хрустальный и имеет большую демографическую устойчивость (таблица 49), не создан одноименный городской округ?

Таблица 49

Численность населения больших и средних городов

Владимирской области

Города Численность населения, тыс. чел. Динамика численности за 1989-2016 гг. (1989 г. = 100 %)
1989 г. 2016 г.
Владимир 349,7 354,8 101,5
Ковров 159,9 139,3 87,1
Муром 124,2 110,1 88,6
Гусь-Хрустальный 76,4 56,0 73,3
Александров 65,9 59,8 90,7

Во-вторых, есть ли необходимость административно отрывать города Ковров, Муром, Гусь-Хрустальный от одноименных административных районов. Между этими городами и районами в процессе исторического развития сложились устойчивые экономические, социальные, культурно-бытовые, экологические и другие связи. Жители городов традиционно имеют дачные участки и огороды в одноименных административных районах. Многие жители районов работают в одноименных городах, где им оказываются медицинские, образовательные, культурно-бытовые, транспортные и другие услуги. Эти города вместе с одноименными районами представляют собой единые локальные социально-экономические системы.

В-третьих, все новые муниципальные районы Владимирской области созданы на основе одноименных существовавших с 1965 г. административных районов. Созданные муниципальные районы существенно различаются между собой по экономическому, социально-демографическому потенциалу и тенденциям развития.

Следует отметить, что города и административные районы в процессе перехода к рынку «потеряли» ряд предприятий машиностроения, текстильной и стекольной промышленности, которые при этом часто были основными градообразующими предприятиями. Перестали работать текстильные фабрики в городах Собинке, Карабанове, Струнине, Лакинске, Коврове, Гусь-Хрустальном, Вязниковском и Камешковском районах. В посёлках Первомайском, Красном Богатыре, Уршельском перестали работать стекольные заводы. Численность населения сокращается во всех административных районах Владимирской области, в Гусь-Хрустальном, Гороховецком, Камешковском, Киржачском, Муромском и Свеливановском районах она сократилась на 20-30 %, а в Вязниковском и Меленковском более чем на 30 % (таблица 50).

Таблица 50

Численность населения районов Владимирской области, тыс. чел.

Районы 1989 к 1959, проц. (1959 г. = 100 %) 2016 к 1989, проц. (1989 г. = 100 %)
Тыс. чел. Тыс. чел.
Владимир 153,9 369,5 240,1 319,3 348,0 357,4 96,7
Александровский 107,5 130,7 121,6 120,0 113,9 109,2 83,6
Вязниковский 117,7 105,7 89,8 91,1 81,0 72,8 68,9
Гусь-Хрустальный* 155,0 140,0 90,3 121,7 109,0 99,3 70,9
Гороховецкий 38,2 30,1 78,8 25,8 22,9 21,8 72,4
Камешковский 53,8 42,3 78,6 38,0 30,5 30,1 71,2
Киржачский 45,0 49,8 110,8 56,8 42,2 38,8 77,9
Ковровский* 141,8 190,0 134,0 186,6 176,7 171,4 90,2
Кольчугинский 60,5 61,9 102,3 58,5 56,4 53,6 86,6
Меленковский 85,0 49,8 56,6 41,1 36,5 34,2 68,7
Муромский* 128,7 172,8 134,3 153,3 141,1 135,1 78,2
Петушинский 63,2 78,5 124,2 69,4 68,1 64,6 82.3
Селивановский 35,0 24,8 70,9 21,3 18,6 18,2 73,4
Собинский 64,7 68,2 105,4 63,0 58,8 55,3 81,1
Судогодский 49,7 45,9 92,4 44,4 41,2 38,5 83,9
Суздальский 51,2 51,7 101,0 45,3 44,1 43,8 84,7
Юрьев-Польский 53,1 42,2 79,5 39,0 36,8 36,4 86,3
ЗАТО «Радужный» - 10,0 - 17,5 18,2 18,4 184,0

* Включая население МО городской округ.

Ряд районов из-за сокращения численности населения уже не могут в полном объеме выполнять возложенные на них функции по культурно-бытовому обслуживанию, в них недостаточен социально-культурный потенциал. По нашему мнению, их необходимо присоединить к соседним административным районам с более крупными центрами и устойчивым населением, создать на их основе «новые» административно-территориальные единицы – административные округа. Опыт создания административных округов имеется во Владимирской области - в 90-е годы на территории области была попытка формирования административных округов, а частности Кольчугинского (на базе города Кольчугина областного подчинения и Кольчугинского района), Александровского (на базе города Александрова областного подчинения и Александровского района), Вязниковского (на базе города Вязники областного подчинения и Вязниковского района) и Муромского (на базе города Мурома областного подчинения и Муромского района). Нами предлагается новая сетка из 7 административных округов Владимирской области и городских округов Владимира, Суздаля и ЗАТО г. Радужный. В частности, возможно формирование на территории Владимирской области следующих административных округов.

1. На основе городского округа Муром, Селивановского, Меленковского и Муромского муниципальных районов возможно создать Муромский административный округ. С центром в городе Муроме.

2. На базе Вязниковского и Гороховецкого муниципальных районов создать Вязниковский административный округ. С центром в городе Вязники.

3. На базе городского округа Ковров, Камешковского и Ковровского муниципальных районов создать Ковровский административный округ. С центром в городе Коврове.

4. На базе городского округа Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустального и Судогодского муниципальных районов образовать Гусь-Хрустальный административный округ. С центром в городе Гусь-Хрустальном.

5. Петушинский и Собинский муниципальные районы объединить в Петушинский административный округ. С центром в городе Петушки.

6. Александровский, Киржачский и Кольчугинский муниципальные районы объединить в Александровский административный округ. С центром в городе Александрове.

7. На базе Суздальского и Юрьев-Польского муниципальных районов сформировать Юрьев-Польский административный округ, с возможным включением в его состав Гаврилово-Посадского района Ивановской области. С центром в городе Юрьев-Польском.

В состав всех административных округов будут входить муниципальные образования: города, поселки городского типа и сельские поселения. Возможно, муниципальным образованиям «сельское поселение» дать новый статус «сельская община».

Городские округа Владимир, Суздаль и ЗАТО г. Радужный не входят в состав административных округов. Владимир – областной центр, и его влияние распространяется на все социально-экономическое пространство области. В состав городского округа Владимир целесообразно дополнительно включить сельские населенные пункты, тяготеющие к городу: Боголюбово, Новое, Добрынское, Сновицы, Содышка, Сокол, Спасское, Суромна, Лемешки, Вяткино, пос. Улыбышево.

Необходимо, по нашему мнению, в первоочередном порядке рассмотреть вопрос о новом статусе города Суздаля, учитывая его современную специфику. Суздаль должен быть выделен в отдельную административно-территориальную единицу как особо значимый объект общероссийского историко-культурного и религиозного наследия.

В детальном научном анализе нуждаются почти все муниципальные образования Владимирской области: и городские, и сельские. У всех существенно сократилась градообразующая и экономическая база. Это касается как городских, так сельских поселений.

В частности, в городе Собинке практически единственным градообразующим предприятием ранее была текстильная фабрика «Коммунистический авангард», на которой работало около 8 тыс. рабочих. В условиях рынка предприятие прекратило свое существование, на его месте работает филиал Городищенской текстильной фабрики. В настоящее время основными градообразующими предприятиями города являются швейная и кондитерская фабрики, имеющие меньший градообразующий потенциал. Большинство населения живет на средства, которые члены семьи зарабатывают в Москве и Московской области. Фактически крупнейшим предприятием города в настоящее время стал городской рынок, товары на который поступают с оптовых баз и рынков Москвы и Подмосковья.

Градообразующими предприятиями городов Карабаново и Струнино были текстильные комбинаты по производству хлопчатобумажных тканей, в настоящее время они не работают, основная часть населения трудится в Москве. В этих городах функционируют мелкие швейные производства, выпускающие постельное белье, одеяла, производится расфасовка кофе, работают другие малые предприятия.

В результате предлагаемых нововведений в системе территориального управления Владимирской области будет значительно оптимизирован состав ее муниципальных образований, который будет включать: 3 городских округа (Владимир, Суздаль, ЗАТО г. Радужный), 7 административных округов (Александровский, Вязниковский, Гусь-Хрустальный, Ковровский, Муромский, Петушинский, Юрьев-Польский), 20 городов, 8 поселков городского типа и около 80 сельских поселений. В ходе формирования органов местного самоуправления возможна дальнейшая оптимизация и числа сельских поселений. К решению этих и многих других вопросов местного значения необходимо привлекать не только постоянно проживающее население, но и многочисленных иногородних дачников, которых в большей степени интересуют вопросы развития транспортной инфраструктуры и транспортного сообщения.

Необходимо решать вопросы, связанные с изучением муниципалитетов Владимирской области и разработок стратегий их экономического, социально-демографического, инфраструктурного и экологического развития. Подобные работы во Владимирской области проводились с начала двухтысячных годов, накоплен определенный опыт их организации и реализации. Исследования по разработке стратегий развития муниципалитетов Владимирской области проводились совместно администрацией области и Владимирским филиалом РАНХиГС (в то время РАГС) при Президенте РФ. Руководителем этих работ был заместитель директора по науке Илларионов А. Е., возглавлявший в тот период и Агентство муниципального развития Владимирской области (был исполнительным директором). В результате проведения этих работ в области был разработан целый ряд стратегий развития муниципальных образований, изданы монографии и тематические сборники научных трудов, подготовлены и защищены кандидатские и докторские диссертации. Во Владимирской области есть опыт и по разработке стратегий развития монофункциональных городских поселений, о чем говорилось выше. Жизнь показывает, что эту работу во Владимирском филиале необходимо продолжить, для этого необходимо создать лабораторию (а возможно, и научный центр) по разработке стратегий развития муниципальных образований. Филиалу необходимо накапливать информационную базу по Владимирскому региону и отдельным муниципальным образованиям. Многие бакалавры и магистранты филиала готовят по данной тематике свои выпускные квалификационные работы и диссертации. При этом нужно иметь в виду, что эти исследования проводятся ими по муниципалитетам их проживания и трудовой деятельности, поэтому имеют большую практическую направленность.


Наши рекомендации