Эффективности территориального управления
В управлении регионом большую роль играет система административно-территориального деления территории. Главная функция отдельных административно-территориальных единиц - обеспечение эффективного применения административных, финансовых и иных рычагов управления для удовлетворения государственных, региональных и местных потребностей и интересов. Реформирование административно-территориального деления, оптимизация численности муниципальных образований должны проводиться с целью оптимизации финансовых затрат и повышения эффективности территориального управления.
Административно-территориальное устройство Владимирского региона в процессе исторического развития постоянно совершенствовалось в связи с изменениями в системах ведения хозяйства и управления.
На территории Владимирской области в соответствии с ФЗ-131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создана новая система административно-территориального управления, которая состоит из 127 муниципальных образований: 5 городских округов, 16 муниципальных районов, 18 городов, 8 поселков городского типа и 80 сельских поселений. По нашему мнению, эта система нуждается в дальнейшем совершенствовании с целью повышения эффективности территориального управления.
Во-первых, на территории Владимирской области на основе наиболее многолюдных городов создано 4 городских округа. Возникает вопрос: почему на базе города Александрова, который по числу жителей превышает Гусь-Хрустальный и имеет большую демографическую устойчивость (таблица 49), не создан одноименный городской округ?
Таблица 49
Численность населения больших и средних городов
Владимирской области
Города | Численность населения, тыс. чел. | Динамика численности за 1989-2016 гг. (1989 г. = 100 %) | |
1989 г. | 2016 г. | ||
Владимир | 349,7 | 354,8 | 101,5 |
Ковров | 159,9 | 139,3 | 87,1 |
Муром | 124,2 | 110,1 | 88,6 |
Гусь-Хрустальный | 76,4 | 56,0 | 73,3 |
Александров | 65,9 | 59,8 | 90,7 |
Во-вторых, есть ли необходимость административно отрывать города Ковров, Муром, Гусь-Хрустальный от одноименных административных районов. Между этими городами и районами в процессе исторического развития сложились устойчивые экономические, социальные, культурно-бытовые, экологические и другие связи. Жители городов традиционно имеют дачные участки и огороды в одноименных административных районах. Многие жители районов работают в одноименных городах, где им оказываются медицинские, образовательные, культурно-бытовые, транспортные и другие услуги. Эти города вместе с одноименными районами представляют собой единые локальные социально-экономические системы.
В-третьих, все новые муниципальные районы Владимирской области созданы на основе одноименных существовавших с 1965 г. административных районов. Созданные муниципальные районы существенно различаются между собой по экономическому, социально-демографическому потенциалу и тенденциям развития.
Следует отметить, что города и административные районы в процессе перехода к рынку «потеряли» ряд предприятий машиностроения, текстильной и стекольной промышленности, которые при этом часто были основными градообразующими предприятиями. Перестали работать текстильные фабрики в городах Собинке, Карабанове, Струнине, Лакинске, Коврове, Гусь-Хрустальном, Вязниковском и Камешковском районах. В посёлках Первомайском, Красном Богатыре, Уршельском перестали работать стекольные заводы. Численность населения сокращается во всех административных районах Владимирской области, в Гусь-Хрустальном, Гороховецком, Камешковском, Киржачском, Муромском и Свеливановском районах она сократилась на 20-30 %, а в Вязниковском и Меленковском более чем на 30 % (таблица 50).
Таблица 50
Численность населения районов Владимирской области, тыс. чел.
Районы | 1989 к 1959, проц. (1959 г. = 100 %) | 2016 к 1989, проц. (1989 г. = 100 %) | |||||
Тыс. чел. | Тыс. чел. | ||||||
Владимир | 153,9 | 369,5 | 240,1 | 319,3 | 348,0 | 357,4 | 96,7 |
Александровский | 107,5 | 130,7 | 121,6 | 120,0 | 113,9 | 109,2 | 83,6 |
Вязниковский | 117,7 | 105,7 | 89,8 | 91,1 | 81,0 | 72,8 | 68,9 |
Гусь-Хрустальный* | 155,0 | 140,0 | 90,3 | 121,7 | 109,0 | 99,3 | 70,9 |
Гороховецкий | 38,2 | 30,1 | 78,8 | 25,8 | 22,9 | 21,8 | 72,4 |
Камешковский | 53,8 | 42,3 | 78,6 | 38,0 | 30,5 | 30,1 | 71,2 |
Киржачский | 45,0 | 49,8 | 110,8 | 56,8 | 42,2 | 38,8 | 77,9 |
Ковровский* | 141,8 | 190,0 | 134,0 | 186,6 | 176,7 | 171,4 | 90,2 |
Кольчугинский | 60,5 | 61,9 | 102,3 | 58,5 | 56,4 | 53,6 | 86,6 |
Меленковский | 85,0 | 49,8 | 56,6 | 41,1 | 36,5 | 34,2 | 68,7 |
Муромский* | 128,7 | 172,8 | 134,3 | 153,3 | 141,1 | 135,1 | 78,2 |
Петушинский | 63,2 | 78,5 | 124,2 | 69,4 | 68,1 | 64,6 | 82.3 |
Селивановский | 35,0 | 24,8 | 70,9 | 21,3 | 18,6 | 18,2 | 73,4 |
Собинский | 64,7 | 68,2 | 105,4 | 63,0 | 58,8 | 55,3 | 81,1 |
Судогодский | 49,7 | 45,9 | 92,4 | 44,4 | 41,2 | 38,5 | 83,9 |
Суздальский | 51,2 | 51,7 | 101,0 | 45,3 | 44,1 | 43,8 | 84,7 |
Юрьев-Польский | 53,1 | 42,2 | 79,5 | 39,0 | 36,8 | 36,4 | 86,3 |
ЗАТО «Радужный» | - | 10,0 | - | 17,5 | 18,2 | 18,4 | 184,0 |
* Включая население МО городской округ.
Ряд районов из-за сокращения численности населения уже не могут в полном объеме выполнять возложенные на них функции по культурно-бытовому обслуживанию, в них недостаточен социально-культурный потенциал. По нашему мнению, их необходимо присоединить к соседним административным районам с более крупными центрами и устойчивым населением, создать на их основе «новые» административно-территориальные единицы – административные округа. Опыт создания административных округов имеется во Владимирской области - в 90-е годы на территории области была попытка формирования административных округов, а частности Кольчугинского (на базе города Кольчугина областного подчинения и Кольчугинского района), Александровского (на базе города Александрова областного подчинения и Александровского района), Вязниковского (на базе города Вязники областного подчинения и Вязниковского района) и Муромского (на базе города Мурома областного подчинения и Муромского района). Нами предлагается новая сетка из 7 административных округов Владимирской области и городских округов Владимира, Суздаля и ЗАТО г. Радужный. В частности, возможно формирование на территории Владимирской области следующих административных округов.
1. На основе городского округа Муром, Селивановского, Меленковского и Муромского муниципальных районов возможно создать Муромский административный округ. С центром в городе Муроме.
2. На базе Вязниковского и Гороховецкого муниципальных районов создать Вязниковский административный округ. С центром в городе Вязники.
3. На базе городского округа Ковров, Камешковского и Ковровского муниципальных районов создать Ковровский административный округ. С центром в городе Коврове.
4. На базе городского округа Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустального и Судогодского муниципальных районов образовать Гусь-Хрустальный административный округ. С центром в городе Гусь-Хрустальном.
5. Петушинский и Собинский муниципальные районы объединить в Петушинский административный округ. С центром в городе Петушки.
6. Александровский, Киржачский и Кольчугинский муниципальные районы объединить в Александровский административный округ. С центром в городе Александрове.
7. На базе Суздальского и Юрьев-Польского муниципальных районов сформировать Юрьев-Польский административный округ, с возможным включением в его состав Гаврилово-Посадского района Ивановской области. С центром в городе Юрьев-Польском.
В состав всех административных округов будут входить муниципальные образования: города, поселки городского типа и сельские поселения. Возможно, муниципальным образованиям «сельское поселение» дать новый статус «сельская община».
Городские округа Владимир, Суздаль и ЗАТО г. Радужный не входят в состав административных округов. Владимир – областной центр, и его влияние распространяется на все социально-экономическое пространство области. В состав городского округа Владимир целесообразно дополнительно включить сельские населенные пункты, тяготеющие к городу: Боголюбово, Новое, Добрынское, Сновицы, Содышка, Сокол, Спасское, Суромна, Лемешки, Вяткино, пос. Улыбышево.
Необходимо, по нашему мнению, в первоочередном порядке рассмотреть вопрос о новом статусе города Суздаля, учитывая его современную специфику. Суздаль должен быть выделен в отдельную административно-территориальную единицу как особо значимый объект общероссийского историко-культурного и религиозного наследия.
В детальном научном анализе нуждаются почти все муниципальные образования Владимирской области: и городские, и сельские. У всех существенно сократилась градообразующая и экономическая база. Это касается как городских, так сельских поселений.
В частности, в городе Собинке практически единственным градообразующим предприятием ранее была текстильная фабрика «Коммунистический авангард», на которой работало около 8 тыс. рабочих. В условиях рынка предприятие прекратило свое существование, на его месте работает филиал Городищенской текстильной фабрики. В настоящее время основными градообразующими предприятиями города являются швейная и кондитерская фабрики, имеющие меньший градообразующий потенциал. Большинство населения живет на средства, которые члены семьи зарабатывают в Москве и Московской области. Фактически крупнейшим предприятием города в настоящее время стал городской рынок, товары на который поступают с оптовых баз и рынков Москвы и Подмосковья.
Градообразующими предприятиями городов Карабаново и Струнино были текстильные комбинаты по производству хлопчатобумажных тканей, в настоящее время они не работают, основная часть населения трудится в Москве. В этих городах функционируют мелкие швейные производства, выпускающие постельное белье, одеяла, производится расфасовка кофе, работают другие малые предприятия.
В результате предлагаемых нововведений в системе территориального управления Владимирской области будет значительно оптимизирован состав ее муниципальных образований, который будет включать: 3 городских округа (Владимир, Суздаль, ЗАТО г. Радужный), 7 административных округов (Александровский, Вязниковский, Гусь-Хрустальный, Ковровский, Муромский, Петушинский, Юрьев-Польский), 20 городов, 8 поселков городского типа и около 80 сельских поселений. В ходе формирования органов местного самоуправления возможна дальнейшая оптимизация и числа сельских поселений. К решению этих и многих других вопросов местного значения необходимо привлекать не только постоянно проживающее население, но и многочисленных иногородних дачников, которых в большей степени интересуют вопросы развития транспортной инфраструктуры и транспортного сообщения.
Необходимо решать вопросы, связанные с изучением муниципалитетов Владимирской области и разработок стратегий их экономического, социально-демографического, инфраструктурного и экологического развития. Подобные работы во Владимирской области проводились с начала двухтысячных годов, накоплен определенный опыт их организации и реализации. Исследования по разработке стратегий развития муниципалитетов Владимирской области проводились совместно администрацией области и Владимирским филиалом РАНХиГС (в то время РАГС) при Президенте РФ. Руководителем этих работ был заместитель директора по науке Илларионов А. Е., возглавлявший в тот период и Агентство муниципального развития Владимирской области (был исполнительным директором). В результате проведения этих работ в области был разработан целый ряд стратегий развития муниципальных образований, изданы монографии и тематические сборники научных трудов, подготовлены и защищены кандидатские и докторские диссертации. Во Владимирской области есть опыт и по разработке стратегий развития монофункциональных городских поселений, о чем говорилось выше. Жизнь показывает, что эту работу во Владимирском филиале необходимо продолжить, для этого необходимо создать лабораторию (а возможно, и научный центр) по разработке стратегий развития муниципальных образований. Филиалу необходимо накапливать информационную базу по Владимирскому региону и отдельным муниципальным образованиям. Многие бакалавры и магистранты филиала готовят по данной тематике свои выпускные квалификационные работы и диссертации. При этом нужно иметь в виду, что эти исследования проводятся ими по муниципалитетам их проживания и трудовой деятельности, поэтому имеют большую практическую направленность.