Развитие рынка туристических услуг в России
Любая развитая или развивающаяся страна стремится к укреплению своих позиций через социально-экономический рост, технический прогресс, повышение уровня безопасности и качества жизни граждан. Одновременно данные процессы сопровождаются сохранением национальной культуры, поддержанием и развитием традиций, сохранением ментальности народа, природы, исторического наследия.
Туризм как глубокое социальное и политическое явление, определяющее экономику многих стран, стал в XXI веке одной из серьезных отраслей и в развитии России[95]. Государство содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития, определяет и поддерживает приоритетные направления развития, формирует в мире представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма, осуществляет поддержку и защиту объектов и субъектов туриндустрии.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма[96]. Данный факт имеет особо важное значение для подъема въездного, внутреннего и социального туризма до уровня устойчивого, экономически эффективного функционирования.
Несмотря на то, что доля туристских услуг в валовом внутреннем продукте нашего государства за последние 10 лет выросла с 1,5 % до 6,3 %, Россия еще существенно отстает от других стран мира. Так общемировой показатель равен 9 %, доходы от туризма в ВВП Швеции составляют 11,1 %, Турции - 10,6 %, Австрии - 13,6 %, Португалии - 16,6 %.
Во времена СССР туризм не расценивался как значимая отрасль экономики и был затратным сектором хозяйствования. Туризм получал государственную поддержку за вклад в воспитание, развитие патриотизма и уровня образования советского человека. Туризм имел ведомственный характер и был дотационным, его поддерживали профсоюзы и фонд социального страхования. Туристская отрасль не была включена в систему государственного планирования. На протяжении периода существования СССР туризм носил массовый внутренний характер, что, безусловно, давало положительные результаты в оздоровлении и культурном развитии граждан. Однако мотивов и базы для формирования и развития качественной конкурентоспособной туристской инфраструктуры не было.
Одновременно в мировой экономике, восстановившиеся после Второй мировой войны, страны-лидеры мировой туристской индустрии пошли по иному пути развития. Их действия по управлению туризмом стали ориентированы на создание экономически эффективной, конкурентоспособной отрасли, готовой предоставить качественный туристский продукт на мировом рынке. Одним из наиболее эффективных методов государственного регулирования развития туриндустрии стало создание особых туристских рекреационных зон с льготным налогообложением, что привело к ускоренному темпу развития курортов. Еще одним из эффективных инструментов управления в иностранных государствах стали среднесрочные программы развития туризма с четко определенными целями. Совокупность предпринятых действий в сочетании с последовательной государственной политикой в сфере туризма дали результаты, которые выражаются на сегодняшний день мировым лидерством по туристским прибытиям, а также довольно внушительными суммами доходов от иностранных туристов.
Последовательно увеличивался туристский интерес иностранных граждан к Российской Федерации. На основании данных Всемирной туристской организации, представленных в таблице 40, хорошо виден рост показателя международных туристских прибытий (МТП) в РФ. Так, количество прибытий за период 1998-2014 годов в РФ увеличилось в 3,2 раза, тогда как мировой прирост данного показателя увеличился с коэффициентом 2. То есть интерес к России растет темпами выше среднемировых, и Российская Федерация уверенно занимает 9-е место в мире по количеству международных туристских прибытий в год (29,8 млн. прибытий в год).
Таблица 40
Динамика международных туристских прибытий в Россию за период 1998-2014 годов[97]
Год | Количество международных туристских прибытий в Россию, млн. в год |
9,3 | |
15,4 | |
18,5 | |
21,2 | |
20,4 | |
19,9 | |
19,9 | |
19,9 | |
21,6 | |
19,4 | |
20,3 | |
22,7 | |
25,7 | |
28,4 | |
29,8 |
Последнее десятилетие характеризуется не только прорывом России на мировой рынок, но и значительным развитием внутреннего туризма. Динамично развивающийся внутренний туризм является стартовой площадкой для развития въездного туризма. Он создает материальную, законодательную, нормативно-правовую основу функционирования отрасли, способствует укреплению национальной экономики путем перераспределения видов доходов и как следствие дифференцированному развитию множества смежных отраслей.
Внутренний туризм при достижении достаточного уровня развития сможет нести в себе важное и емкое общенациональное функционирование, проявляющееся в выравнивании уровней экономического развития регионов, более полном использовании трудового потенциала, экономически эффективной самоорганизации муниципальных образований.
Показатели по внутреннему потоку путешествующих в Российской Федерации за период 2005-2014 годов, приведенные в таблице 41, убедительно доказывают, что динамика путешествующих внутри страны имеет положительную тенденцию. Наблюдается резкое увеличение количества туристов в 2014 году.
Таблица 41
Динамика изменения внутреннего потока в России
за период 2005-2014 годов
Год | Объем внутреннего потока, млн. чел.[98] | Изменение к предыдущему отчетному году, % |
24,8 | ||
26,6 | +7,2 | |
28,7 | +7,8 | |
31,5 | +9,7 | |
34,5 | +9,5 | |
32,1 | -7 | |
33,3 | +3,7 | |
35,0 | +5,1 | |
32,0 | -9 | |
41,5 | +30 |
Число соотечественников, путешествующих на территории РФ, выросло на 30 %. Особым вкладом в развитие стали события мирового масштаба, проводимые в России. Конечно же, главным объяснением данного скачка сыграли Олимпийские игры, Параолимпийские игры, соревнования «Формулы-1», проводимые в Сочи в 2014 году. Их вклад в развитие туризма в регионе будет долгие годы положительно прослеживаться. Эти события стали отправной точкой роста для стремительного качественного развития главного курорта России, обладающего уникальным потенциалом. Курорт готов предложить конкурентоспособный туристский продукт мирового уровня. Современные скоростные поезда, аэропорт, вокзалы, сотни отелей с разными ценовыми категориями: от представителей известных мировых цепочек до частных гостевых домов, обширная культурная программа в сочетании с местными традициями и мягким климатом. Сочи обладает современной базой для нескольких видов отдыха: пляжный, спортивный, событийный, фестивальный, культурно-познавательный, развлекательный, деловой, экстремальный, горнолыжный, круизный, социальный, лечебный.
Организаторы путешествий в Сочи с гордостью заявляют: «Приезжайте, и Вам здесь понравится». Действительно, посетив Сочи, граждане убеждаются, что у них нет причин покидать Россию ради качественного отдыха.
Одновременно наблюдается неравномерность использования потенциала регионов страны для внутреннего туризма. Активно развиваются в качестве туристских центров уже устоявшиеся лидеры - Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Кавказские Минеральные Воды. Немного реже граждане путешествуют по городам «Золотого кольца». Большинство же территорий не реализуют свой туристский потенциал. По заявлению вице-премьера РФ 2014 г. Ольги Голодец, конечной целью Федеральной программы по развитию внутреннего и въездного туризма является увеличение внутреннего туристского потока до 45 миллионов человек в год[99].
В Российской Федерации увеличивается количество туристических фирм, занятых организацией и реализацией внутренних туристских продуктов, что подтверждается данными, приведенными в таблице 42.
Таблица 42
Количество туроператоров, действующих на территории РФ[100]
Год | Количество туроператоров (всего в базе ЕФР) | Из них по | ||
внутреннему туризму | международному въездному и выездному туризму | международному въездному туризму | ||
Следует обратить внимание на обратно пропорциональный рост туроператоров, занимающихся внутренним туризмом, общему снижению количества туроператоров в целом по стране. Это свидетельствует о вступлении внутреннего туризма в стадию роста. Положительная динамика увеличения организаторов внутреннего туризма свидетельствует о повышении интереса и спроса на внутренний туризм у граждан страны. Еще одним показателем, отражающим стадию роста туристской отрасли в России, является количество коллективных средств размещения. В таблице 43 приведены статистические данные, отражающие рост внутреннего туристского потока в РФ.
Таблица 43
Численность граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения, за период 2009-2013 годов, тыс. чел.[101]
Год | Численность граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения |
24916,8 | |
27166,7 | |
29310,2 | |
31798,4 | |
32522,0 |
Так, количество соотечественников, размещенных в гостиницах РФ в 2013 году, составило 32,5 млн. человек, что на 30 % выше аналогичного показателя в 2009 году.