На международных туристических рынках
Современный этап мирового хозяйствования характеризуется увеличением масштаба международного обмена. Наряду с традиционной торговлей возрастает объем оказанных международных услуг, сопровождаемых миграцией капитала, трудовых ресурсов и технологий. Международный туризм является самостоятельной отраслью мировой экономики, значимой составляющей экономических отношений. Удельный вес туристского сектора в мировой экономике составляет 6 %, уступая лишь нефтедобывающей отрасли (11 %) и автомобилестроению (8,6 %). Туризм – один из самых прибыльных и динамично развивающихся секторов мировой экономики. По данным Всемирной туристской организации, туризму принадлежит 9 % в мировом валовом продукте. Современная туристская индустрия является одной из высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, где господствует высокая конкуренция. Число рабочих мест в сфере туризма уже достигло 192 млн., или 8 % от общих показателей занятости в мире. Каждый одиннадцатый житель планеты работает в сфере туризма.
Увеличение туристских потоков приводит к изменениям в социальной, экономической, финансовой, научно-познавательной, политической и других сферах жизни общества. Развитие туризма сопровождается усилением связей между субъектами национального хозяйствования как внутри государства, так и на международном уровне. Международный туризм в любой стране – это источник пополнения валютных поступлений и оптимизации платежного баланса.
Между развитием туризма и социально-экономическим ростом государства существует корреляционная взаимосвязь. С одной стороны, экономическое развитие страны, научный, технический, индустриальный прогрессы, повышение качества жизни – все это создает надежную платформу для развития международного туризма для государства. С другой стороны, сам туризм и его развитие многообразно влияет на экономику мира, имея отражение во многих странах. Одновременно с развитием туристской индустрии изменяются и развиваются многие сферы хозяйственной жизни страны и мира в целом.
Положительное влияние на экономику страны оказывает лишь всесторонне развивающийся туризм. Для достижения экономической эффективности необходимо параллельное развитие туризма с другими отраслями хозяйственного комплекса государства.
Экономическая эффективность туризма выражается:
- на государственном уровне – в виде результата от организации туризма;
- на региональном уровне – в виде доходов от обслуживания туристов, обеспечения их потребностей;
- на уровне хозяйствующего субъекта - в виде получения доходов от реализации туристской деятельности.
Прямое влияние туризма на экономику происходит посредством расходов путешествующих на товары и услуги туристского профиля.
Хозяйствующие субъекты, выпускающие и реализующие эти товары и услуги (музеи, транспортные организации, гостиницы, рестораны, предприятия, производящие сувениры, развлечения и другие), получают доходы от расходов, производимых туристами.
В свою очередь, хозяйствующие субъекты из доходов платят налоги в бюджет, заработную плату сотрудникам, закупают необходимые в деятельности материалы, товары, услуги.
Одновременно туризм обладает способностью генерации вторичного спроса на товары и услуги.
Деньги, потраченные туристами, полностью работают на экономику региона, когда туристическая фирма покупает товары и услуги, производимые в регионе. Производители данных товаров выплачивают заработную плату сотрудникам, которые, в свою очередь, также покупают товары и услуги. Бюджет региона наполняется налогами и от доходов с деятельности туристических фирм, и с доходов производителей товаров и услуг туристского сектора.
Косвенный вклад туризма в экономику страны (региона) проявляется в эффекте повторения затрат туристов на товары и услуги в определенном месте и в определенное время. Этот эффект называется «эффект мультипликации».
Мультипликационное влияние туризма проявляется в том, что в результате работы цепочки «доходы - расходы» доход, полученный от туриста, превышает сумму денег, потраченную этим туристом.
Развитие туристской отрасли сопровождается увеличением рабочих мест, что является социально значимым аспектом экономики страны и региона.
Среднегодовые расходы граждан некоторых государств на международные поездки обобщенно представлены в таблице 35.
Таблица 35
Расходы на международный туризм на душу населения в год,
долларов США[90]
Страна/год | |||||||
Германия | |||||||
США | |||||||
Великобритания | |||||||
Япония | - | - | |||||
Франция | |||||||
Италия | |||||||
Канада | |||||||
Китай | |||||||
Российская Федерация | |||||||
Австралия | - | - | - | - |
Наивысшая сумма расходов на международный туризм в расчете на одного гражданина в 2014 году зафиксирована у жителей Германии и Австралии, она превышает 1 000 долларов США. В России эта сумма в 3,3 раза меньше.
Самый высокий темп роста данного показателя у Китая. За период с 2004 по 2014 год расходы на международный туризм на душу населения в Китае увеличились в 10 раз, в Российской Федерации в 3 раза, в США на 50 %. Данный показатель является среднеарифметическим на одного гражданина страны. Он рассчитывается путем деления общих расходов граждан страны на международный туризм (средства, вывезенные из государства постоянного проживания) на население страны.
Расходы посетителей (туристов) на пребывание в иностранном государстве образуют определенное направление денежных потоков в мире. Туристы перемещают денежную наличность из страны постоянного места жительства в принимающую. Государство выступает одновременно с двух сторон:
- принимающая туристов сторона (денежные потоки поступают из внешних источников, в частности иностранных туристов);
- поставщик туристов (отток денег из страны через расходы граждан на международный туризм).
Поэтому во всех странах мира в секторе международного туризма учитываются одновременно два основных показателя в денежном эквиваленте:
- доходы государства от международного туризма;
- расходы граждан на международный туризм.
Сопоставив данные показатели, получим баланс доходов и расходов сектора международного туризма. Результаты исследования по некоторым странам за 2003 год приведены в таблице 36, за 2013 год в таблице 37.
Таблица 36
Сравнительная таблица доходов и расходов в секторе
международного туризма в государстве за 2003 год (млрд. долл. США)[91]
Страна | Доход от международного туризма | Расходы граждан на международный туризм | Баланс |
Германия | 23,1 | 64,7 | -41,6 |
США | 64,3 | 57,6 | +6,7 |
Великобритания | 22,6 | 47,9 | -25,3 |
Япония | 8,8 | 28,8 | -20,0 |
Российская Федерация | 4,5 | 12,9 | -8,4 |
Нидерланды | 9,2 | 14,6 | -5,4 |
Канада | 10,5 | 14,6 | -4,1 |
Китай | 17,4 | 15,2 | +2,2 |
Италия | 31,2 | 20,6 | +10,6 |
Франция | 36,6 | 23,4 | +13,2 |
Таблица 37
Сравнительная таблица доходов и расходов в секторе
международного туризма в государстве 2013 год (млрд. долл. США)[92]
Страна | Доход от международного туризма | Расходы граждан на международный туризм | Баланс |
Германия | 41,2 | 85,9 | -44,7 |
США | 139,6 | 86,2 | +53,4 |
Великобритания | 40,6 | 52,6 | -12,0 |
Франция | 56,1 | 42,4 | +13,7 |
Российская Федерация | 11,98 | 53,5 | -41,5 |
Австралия | 28,4 | +2,6 | |
Канада | 17,6 | 35,2 | -17,6 |
Китай | 51,7 | 128,6 | -76,9 |
Италия | 43,9 | +16,9 |
По валюте баланса страны делятся на:
- страны-доноры (поставщики туристов) – расходы на международный туризм больше доходов. К этим странам относятся государства с хорошо развитой экономикой, индустриальным и техническим прогрессом, высоким уровнем жизни населения. Яркими представителями являются Германия, Канада, Россия, Великобритания, Япония, Нидерланды и другие страны;
- страны, принимающие туристов. К этой группе стран относятся государства, у которых туризм является значимой частью национального дохода. Здесь присутствуют и развитые индустриальные государства, так называемые страны-лидеры по посещаемости (Франция, Испания, Италия, Турция, США), так и страны, промышленность которых находится в развивающемся состоянии. Граждане этих стран предпочитают путешествовать в пределах своей страны. Причиной этого может быть национальная идея (Объединенные Арабские Эмираты), а также низкий уровень жизни граждан (Мальдивы, Куба, Египет и другие).
К началу 2015 года мировые дохода от туризма составляют более 1,2 триллиона долларов США.
Динамика доходов от международного туризма в период 1985-2014 годов, по данным Всемирной туристской организации, представлена в таблице 38.
Таблица 38
Мировые доходы от международного туризма (млрд. долл. США)[93]
Год | Мировые доходы от международного туризма |
Анализ доходов, поступивших в страну от международного туризма, в разрезе макрорегионов мира позволяет сделать выводы об устойчивом лидерстве Европы по данному показателю на протяжении 29 лет. На втором месте по поступившим доходам до 2007 года находился американский континент, на третьем Азиатско-Тихоокеанский регион. С 2007 года они поменялись местами.
Всемирная туристская организация (ВТО) учитывает показатели по Российской Федерации в составе Европы, выделяя ее в зоне Центральной и Восточной Европы. В таблице 39 представлены показатели доходов от международного туризма в динамике за 18 лет по макрорегиону Европа с выделением Российской Федерации.
Таблица 39
Доходы от международного туризма по макрорегиону Европа
(млрд. долл. США в год)[94]
Год | Доходы от международного туризма по макрорегиону Европа | В том числе по Российской Федерации | Доля доходов РФ от международного туризма в общеевропейском показателе, % |
211,7 | 4,3 | 2,0 | |
224,5 | 7,2 | 3,2 | |
233,1 | 7,8 | 3,4 | |
230,4 | 4,2 | 1,8 | |
282,9 | 4,5 | 1,6 | |
348,8 | 5,6 | 1,6 | |
435,3 | 9,5 | 2,2 | |
413,0 | 9,3 | 2,3 | |
464,7 | 11,3 | 2,4 | |
489,3 | 12,0 | 2,5 | |
581,8 | 11,8 | 2,0 |
На основании данных, приведенных в таблице 39, видно, что к 2015 году Россия на рынке международного туризма занимает нишу размером в 2,0 % дохода от общеевропейских, что в натуральном выражении равно 11,8 млрд. долларов США в год.
Лидером доходов от международной туристской деятельности в 2014 году являются США с поступлениями в 177,2 млрд. долларов. В диапазоне 55-65 млрд. долларов устойчиво удерживают позиции Испания, Франция и Китай; Больше 40 млрд. долларов США поступило от иностранных туристов в Италии, Таиланде, Германии и Великобритании. Замыкает десятку лидеров стран по доходам от международного туризма Гонконг с 38,4 млрд. долларов. Российская Федерация в 2013 году имела поступления от иностранных туристов в сумме 12 млрд. долларов США, в 2014 году произошло снижение доходов до 11,8 млрд. дол. США, и, по оценке Всемирной туристской организации, занимает 24-е место в мире по поступлениям в денежном выражении.
Анализ мирового туристского рынка позволяет сделать следующие выводы.
1. Граждане США находятся на втором месте по величине расходов на международный туризм после Германии, но доходы государства от туризма превышают эти расходы.
2. Главными донорами по поставке туристов являются Германия, Китай, США, Россия, Великобритания, Франция.
3. К странам с минусовым международным туристским балансом относятся: Германия - отток денег из страны посредством международного туризма превышает доходы в 2,8 раза, Китай - в 2,5 раза, Канада - в 2 раза, Россия лидирует с коэффициентом 4,5.
4. Больше всех в мире в 2013 году на международные путешествия потратили граждане Китая. Сумма расходов составила 128,6 млрд. Туристы из США потратили на туризм 86,2 млн., жители Германия 85,9 млн., Россия стоит на четвертой позиции по сумме расходов на международный туризм - 53,5 млн.
5. Лидером доходов от международной туристской деятельности в 2014 году является США с поступлениями в 177,2 млрд. долларов. Россия в 2014 году имела поступления от иностранных туристов в сумме 11,8 млрд. долларов и, по оценке Всемирной туристской организации, занимает 24-е место в мире по поступлениям в денежном выражении.
6. К 2015 году Россия на рынке международного туризма занимает нишу размером 2,0 % от общеевропейских доходов.