Практика развития инвестиционной и инновационной
Активности в регионе
Экономическое развитие и конкурентоспособность региона во многом зависят от уровня его инвестиционной и инновационной активности.
В условиях современного мирового экономического кризиса, сопровождающегося падением цен на нефть и санкциями ряда стран, направленных против России, перед региональными властями стоит задача поддержания необходимого уровня деловой активности. Ее важнейшими составными частями выступают инвестиционная и инновационная активность.
Следует отметить, что Владимирская область даже в неблагоприятных макроэкономических условиях сохраняет положительную динамику основных экономических параметров. Если в 2015 году в стране в целом ВВП снизился на 3 процента, то во Владимирской области ВРП вырос на 2,2 процента[47]. Сохранение положительных тенденций к дальнейшему росту производства в регионе невозможно без привлечения инвестиций и масштабного инновационного обновления основного капитала.
Факторами развития инвестиционной активности в регионе выступают:
- повышение инвестиционной привлекательности региона;
- концентрация и распределение инвестиций;
- активизация введения новых производственных мощностей;
- интеграция производственной деятельности.
В целях повышения инвестиционной привлекательности в регионе активно создаются новые технические, промышленные парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны, логистические центры и другие.
В области сформированы технопарки на базе промышленных площадок: Ковровского электромеханического завода, Ставровского завода АТО, Муромского машиностроительного завода, в г. Радужном на базе активов лазерного полигона, на промплощадках завода «Автоприбор», «Автосвет» в г. Киржаче, Ковровских экскаваторного и приборостроительного заводов.
Начато формирование индустриальной зоны «Парк Владимир», а в Собинском районе осуществляется создание промышленной зоны «Парацельс», в которой ведется строительство завода газомоторной техники и логистического парка ООО «ГК «ВОЛГАБАС».
В г. Александров ООО «SEFA» совместно с ОАО «Сбербанк России» строится индустриальный парк «Александровская слобода», на территории которого можно будет разместить не менее 30 компаний с созданием до 10 тысяч новых рабочих мест.
Для обеспечения инвестиционной привлекательности формируется инженерная и транспортная инфраструктура в сфере автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта. Проводится масштабная реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения с учётом перспективной интенсивности движения транспорта, модернизация местной транспортной сети. По территории Владимирской области предусмотрено прохождение высокоскоростной магистрали «Москва – Владимир - Нижний Новгород – Казань - Екатеринбург». Прорабатывается вопрос о возможности строительства аэропорта около села Добрынского. Они станут компонентами многофункционального транспортно-логистического комплекса «Центр России» и обеспечат дополнительные конкурентные преимущества Владимирской области[48].
Совершенствуется система государственной поддержки инвестиционной деятельности.
По информации департамента инвестиций и внешнеэкономической деятельности, в 2015 году государственную поддержку при реализации одобренных инвестиционных проектов получили 28 организаций области, сумма государственной поддержки в результате предоставления налоговых льгот составила более 682 млн руб. Средства, высвободившиеся в результате предоставления налоговых льгот, направлялись организациями на пополнение оборотных средств, на развитие и совершенствование производства.
В соответствии с Законом Владимирской области от 02.09.2002 № 90-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области» для привлечения потенциальных инвесторов применяются налоговые льготы, включая снижение ставки по налогу на прибыль организаций и освобождение от уплаты налога на имущество организаций.
Кроме того, предоставляются государственные гарантии Владимирской области, субсидии из бюджета, бюджетные инвестиции, бюджетные кредиты.
Формируется благоприятная тарифная политика в энергетике и коммунальной сфере путем поэтапного перехода к долгосрочным тарифам на электроэнергию, транспортировку газа, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, что позволит снизить себестоимость этих услуг, в том числе стоимость технологического подключения к электросетям.
Продолжается совершенствование нормативной правовой базы инвестиционной деятельности. В области сформирована сводная «дорожная карта» по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Стандарт описывает нормативные и иные документы, а также организационные решения, которые должны быть приняты в регионе по улучшению инвестиционной привлекательности.
Реализуется Государственная программа «Привлечение инвестиций на территорию Владимирской области в 2014-2018 гг.». Большое внимание уделяется оказанию содействия реализации инвестиционных проектов, начиная с получения заявки на подбор площадки и заканчивая государственной приемкой в эксплуатацию законченного строительством промышленного объекта.
Проведению активной инвестиционной политики способствуют разработка и принятие в 2014 году Инвестиционной стратегии Владимирской области до 2020 года. В ней предусмотрено государственное регулирование инвестиционной деятельности по трем направлениям:
– создание благоприятных экономических условий для развития инвестиционной активности – включая совокупность налоговых льгот, использование норм ускоренной амортизации, механизм финансового лизинга, проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции, принятие антимонопольных мер, создание сети информационных центров, осуществляющих проведение рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
– прямое участие субъекта Федерации в инвестиционной деятельности - через разработку, утверждение и финансирование проектов, реализуемых за счет средств федерального и регионального бюджетов;
– иные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности – посредством экспертизы проектов и защиты прав субъектов данной деятельности[49].
Для создания привлекательного инвестиционного климата региона осуществляется формирование и продвижение его положительного образа. Для этого на регулярной основе силами администрации области, Торгово-промышленной палаты, Лиги оборонных предприятий, Регионального отделения Союза машиностроителей и других отраслевых объединений товаропроизводителей проводятся выставки, ярмарки, рекламно-имиджевые мероприятия с целью ознакомления потенциальных инвесторов с промышленным потенциалом и экономическими возможностями Владимирской области. Активно используется практика проведения масштабных инвестиционных форумов и научно-практических конференций, развиваются информационные каналы взаимодействия с инвесторами.
Развитие информационных каналов связано с созданием специализированного двуязычного инвестиционного портала Владимирской области, размещением информации на официальном портале администрации области в сети «Интернет», в СМИ и т.п.
Повышению конкурентоспособности области способствует создание и внедрение бренда Владимирской области - «Владимирское», отражающего идентичность региона. Цель разработки регионального бренда – обеспечение присутствия региона в информационном пространстве и обеспечение притока финансовых ресурсов на его территорию.
По итогам 2015 года Владимирская область в национальном рейтинге субъектов РФ заняла 18-е место среди 85 и вошла в группу «Регионы с комфортными условиями для бизнеса»[50].
В целом можно сделать вывод, что в области благодаря усилиям администрации области создана система привлечения инвестиций, которая тем не менее нуждается в дальнейшем совершенствовании в целях увеличения инвестиционной активности.
Концентрация и распределение инвестиций осуществляются при тесном взаимодействии федеральных и территориальных органов власти главным образом через направление инвестиционных ресурсов в приоритетные для области сектора экономики. Принимаемые меры должны максимально снизить риски инвесторов и стимулировать их к инвестированию в экономику региона. Этому в немалой степени способствует применение механизмов государственно-частного партнерства, которые обеспечивают создание эффективной системы взаимодействия между органами исполнительной власти, местного самоуправления и инвесторами для реализации инвестиционных проектов.
Формы участия Владимирской области в государственно-частном партнерстве[51] предполагают меры по привлечению средств частных инвесторов в бюджетный сектор: образование, здравоохранение, транспорт, ЖКХ. Они включают такие направления, как предоставление в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Владимирской области; участие в уставных (складочных) капиталах юридических лиц; предоставление государственных гарантий Владимирской области по кредитам, привлекаемым частными инвесторами; выделение бюджетных инвестиций юридическим лицам на реализацию проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнёрства; заключение концессионных соглашений.
Реализации механизма ГЧП призвана способствовать деятельность созданного администрацией Владимирской области в 2014 г. АО «Корпорация развития Владимирской области». Его главной задачей является организация реализации и финансирования инвестиционных, в т.ч. инфраструктурных, проектов, направленных на повышение уровня социально-экономического развития Владимирской области, осуществление которых предусматривает применение инструментов и механизмов государственно-частного партнерства.
Среди других задач корпорации - создание и развитие индустриальных парков, технопарков на территории Владимирской области, представление интересов субъекта РФ в проектах ГЧП, взаимодействие с финансовыми организациями и федеральными институтами, сопровождение крупных инвестиционных инфраструктурных проектов, обеспечение режима «одного окна» для инвесторов.
В настоящее время на сайте корпорации размещена информация о 38 проектах, реализуемых через механизмы государственно-частного партнерства в форме договоров аренды с инвестиционными обязательствами, концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, большинство из которых находится на стадии инициирования[52].
Регион активно взаимодействует и с другими институтами развития, выступающими в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах экономики и обеспечивающими предприятиям доступ к необходимым финансовым и информационным ресурсам. Среди них ГК «Внешэкономбанк», ОАО «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания», Агентство стратегических инициатив. Они оказывают поддержку через финансирование бизнес-проектов, оказание инфраструктурной поддержки, а также софинансирование НИОКР.
Основными направлениями деятельности региональных институтов развития являются поддержка малого и среднего предпринимательства, стимулирование развития инноваций, ликвидация технологического отставания.
Во Владимирской области накоплен опыт создания благоприятной бизнес-среды, включая деятельность различных общественных объединений предпринимателей: Торгово-промышленной палаты, Ассоциации работодателей и товаропроизводителей, отраслевых ассоциаций предприятий, Общественного совета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, Владимирской торговой ассоциации.
В своей работе эти объединения ограничиваются в основном консультационной и информационной поддержкой, организацией выставок и продвижением товаров на общероссийский и региональные рынки. Дополнительно предстоит решить проблему оптимизации институционального взаимодействия этих структур с субъектами хозяйствования в рамках инвестиционной деятельности.
Повышение инвестиционной активности непосредственно способствует привлечению прямых инвестиций в регион.
Согласно статистической информации из отчетов на сайте комитета по экономической политике администрации области[53], в регионе наблюдается устойчивый рост инвестиций в основной капитал за счет всех источников, в 2015 г. их объем составил 80,5 млрд руб. против 58,0 млрд руб. в 2011 г., рост за 2011-2015 гг. на 38,8 % (рисунок15).
Рис. 15. Объем инвестиций в основной капитал в 2011-2015 годах
(с учётом субъектов малого предпринимательства и неформальной экономики), млн руб.
В то же время в крупных и средних предприятиях в 2015 г. наблюдается снижение объема инвестиций до 47,7 млрд руб. против 50,7 млрд руб. в 2014 г., снижение почти на 6 %, хотя до этого прослеживался устойчивый рост (рисунок16).
Рис. 16. Объем инвестиций в основной капитал в 2011-2015 годах
в крупных и средних организациях, млн руб.
Наблюдается неравномерность поступления инвестиций в основной капитал, что можно объяснить недостаточно плотным потоком инвестиций в регион, прежде всего из-за преобладания в структуре инвестиций разовых крупных инвестиционных проектов, которые дают одномоментный рост, не поддерживаемый в дальнейшем.
В 2015 году произошло падение объемов инвестиций по большинству основных видов экономической деятельности, о чем свидетельствуют данные таблицы 31.
Таблица 31
Объем и динамика инвестиций по основным видам экономической
деятельности в 2011-1015 годах (млн. руб. (% к предыдущему году))
Как видно из вышеприведенных данных, Владимирская область относится к регионам с преобладанием в структуре ВРП обрабатывающих производств. Это обстоятельство определяет необходимость проведения активной политики по вводу производственных мощностей, прежде всего, в промышленности, занимающей 34,3 % в структуре ВРП региона.
Реализуемая в регионе инвестиционная политика должна учитывать наличие двух секторов экономики – «новой» и «традиционной». «Новая» экономика основана на применении передовых инновационных технологий, более совершенной организации труда, обеспечивающей многократное увеличение производительности труда. В настоящее время во Владимирской области этот сектор сформирован главным образом за счет предприятий с преобладанием частных и иностранных инвестиций. В новых условиях, в связи ограничением объемов иностранных инвестиций в этом секторе необходимо в большей степени ориентироваться на поиск и привлечение внутренних источников инвестиций.
В секторе «традиционная» экономика, основу которого составляют крупные предприятия обрабатывающей промышленности, главными проблемами являются высокая степень износа основных фондов, использование устаревших технологий и как следствие низкая конкурентоспособность производимой продукции, неустойчивость финансового положения, низкая рентабельность. Предприятия испытывают дефицит инвестиционных ресурсов, оборотных средств для организации и модернизации производства. Проблемы, связанные с недостатком собственных средств и инвестиционных ресурсов для восполнения износа основных фондов, модернизации и развития производства, требуют от них проведения продуманной структурной реструктуризации и оптимизации производства. Это позволит не распылять ограниченные инвестиционные ресурсы, а направлять их в наиболее перспективные, с точки зрения достижения целей экономического развития, производства, прежде всего, наукоемкие и высокотехнологичные. Примером такого подхода можно назвать преобразования, осуществленные на ОАО «ВПО "Точмаш"», где были созданы четыре дочерних общества: ООО «Точмаш-Авто» (производство комплектующих для ведущих автоконцернов), ООО «Станкомаш» (производство станков и оборудования), ООО «ИФ «Пионер» (производство инструментов, пресс-форм, штампов), ООО «Промпарксервис» (аренда площадей, ремонт и обслуживание объектов инфраструктуры предприятия)[54].
Оптимизация и реструктуризация производства должны стать обязательным условием государственной инвестиционной поддержки, что требует отражения данного положения в соответствующих нормативных правовых документах, в том числе в областном Законе «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области».
Рост инвестиционной активности во многом связан с доступностью инвестиционных ресурсов. Данные таблицы 32 свидетельствуют об устойчивой тенденции к сокращению доли привлеченных, заемных, бюджетных средств и кредитов банков. Так, доля коммерческих банков в них сократилась с 7,8 % в 2011 году до 4,2 % в 2015 году.
Сохранение данной тенденции может привести к существенному повышению рисков финансовой дестабилизации экономики, что требует принятия адекватных мер со стороны администрации региона.
Таблица 32
Структура инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства) в 2011-2015 годах, %[55]
Источники инвестиций | |||||
Собственные средства организаций | 39,6 | 48,6 | 68,5 | ||
Привлеченные средства организаций | 60,4 | 51,4 | 47% | 31,7 | |
Заемные средства организаций | 2,5 | 7,7 | 2,7 | 2,0 | 4,5 |
Бюджетные средства | 15,5 | 17,4 | 13,0 | 14,0 | 11,6 |
Кредиты банков | 7,8 | 7,4 | 19,2 | 4,2 |
Решение проблемы ограниченности инвестиционных ресурсов требует перехода к интенсивному типу экономического роста на основе увеличения инновационной активности и развития в регионе новой экономики, в рамках которой инновации становятся фактором экономического роста.
Оценку инновационной активности на уровне региона, на наш взгляд, целесообразно осуществлять на основании количества внедренных в регионе инноваций и количества организаций, занятых в этой сфере.
Как видно из приведенного на рисунке 17 графика, с 2010 года в регионе наблюдается достаточно высокий уровень показателей объема выпуска инновационных товаров и услуг, в результате чего по этому показателю в 2014 году Владимирской области удалось занять 8-е место среди регионов, входящих в ЦФО.
Рис. 17. Объем инновационных товаров и услуг в пяти регионах ЦФО в 2010-2014 гг.[56], млн руб.
В 2014 году во Владимирской области удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций составил 12,6 % (рисунок 18), что соответствует 5-му месту среди регионов ЦФО. Это свидетельствует о высоких показателях его инновационной активности.
Рис. 18. Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций) в пяти регионах ЦФО в 2010-2014 гг., %[57]
Главным субъектом инновационного развития в регионе выступает сектор науки, представленный 25 организациями. Основными направлениями их деятельности являются электротехника, машиностроение, лазерные и космические технологии, сельское хозяйство, химия и медицина.
Проблемы данного сектора связаны с недостаточным объемом финансирования и отсутствием эффективных инструментов привлечения частных инвестиций в финансирование фундаментальных и прикладных исследований.
Решение существующих проблем позволило бы «обновить технологическую базу и провести омоложение государственного сектора российской науки»[58], что положительно повлияло бы в перспективе на развитие в регионе новой экономики. Кроме того, это позволило бы сократить отток в Москву и Московскую область наиболее одаренной части ученых-исследователей региона.
Наряду с сектором науки субъектом инновационного развития выступает региональный бизнес. Он представлен двумя группами предприятий. Первая из них включает сектор крупных и средних предприятий традиционной экономики, характеристика которого приведена выше.
В 2011 году рейтинговым агентством «Эксперт РА» проведено исследование инновационных процессов в РФ, в результате которого был сделан вывод о том, что «крупный бизнес в России относится к одним из самых вялых, незаинтересованных участников инновационных процессов»[59]. Это выражается, прежде всего, в недостаточном уровне частных (предпринимательских) расходов на НИОКР. В целом по России в 2011 году данный показатель составил 1,1 % от ВВП, а доля частного сектора 16 %, в Японии соответственно 2,49 % от ВВП и 77 % доли частного сектора[60].
Ко второй группе можно отнести предприятия «новой» экономики, демонстрирующие высокие показатели инновационной активности, через внедрение своих собственных инновационных разработок и технологий, имеющие достаточный объем финансирования и сумевшие коммерциализировать свои разработки.
Инновационные производства, размещенные данными компаниями, могут выступать точками роста и составлять основу создаваемых в регионе территориальных кластеров.
В качестве примера можно привести реализуемые в течение последних двух лет инвестиционные проекты инновационной направленности:
- промышленное производство теплоизоляционной продукции на основе пеностекла марки «Неопорм» ЗАО «Компания «СТЭС-Владимир» в г. Владимире;
- производство японских станков Takisawa на базе «Ковровского электромеханического завода»;
- новый производственно-механический комплекс по выпуску трубопроводной и запорной арматуры большого диаметра для нефтегазовой промышленности ООО «Гусар»;
- линии производства по выпуску лекарственных препаратов - биологически активных веществ (БАВ) «Генериум» в п. Вольгинском;
- строительство завода газомоторной техники и логистического парка ООО «Бакулин Моторс Групп»;
- строительство завода по производству оцинкованного листа ООО «Объединенная компания «РусТехнологии» в г. Муром;
- строительство технологического комплекса по производству стекловолокна и композиционных материалов в г. Гусь-Хрустальном компанией «БауТекс»;
- организация производства линолеума и строительство логистического центра компанией «Ютекс»;
- создание и развитие Центра высоких технологий в Судогодском районе группой компаний «Остек»;
- строительство крупного центра приёмки, хранения и переработки рыбной продукции АО «Сухой порт Владимир»;
- создание системы корпоративных центров обработки данных компании «Яндекс»;
- строительство депо по обслуживанию скоростных поездов «Сапсан» и «Ласточка» компанией Siemens.
Имеющийся в регионе научно-технический потенциал позволяет опережающими темпами наращивать производство инновационных товаров и увеличивать их долю в общем объёме производства.
В то же время необходимо, опираясь на результаты собственных научных разработок, обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре региональной экономики, развивать новые перспективные направления создания инновационной продукции.
В регионе имеют перспективы создание новых образцов сельхозтехники, производство радиоэлектроники и бытовой техники, железнодорожной техники, синтетических и полимерных материалов, тонких химических волокон, развитие лазерных технологий, технологий выращивания и обработки кристаллов для электроники, резки материалов.
Важной составляющей инновационной активности во Владимирской области выступает степень развития инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности.
Работа в регионе бизнес-инкубаторов способствует стимулированию инновационных разработок малыми и средними предприятиями. В настоящее время они созданы в городах Муроме, Коврове, Покрове, Судогде, посёлке Ставрово. Развивается сеть логистических центров, технических, промышленных и индустриальных парков с необходимой инженерной, транспортной, энергетической инфраструктурой, газо- и водоснабжением. Они представлены промышленным парком ОАО «ВПО «Точмаш» (г. Владимир), технопарком «ВлГУ» (г. Владимир, на базе ФГОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых»), индустриальным парком «Ставрово» (п. Ставрово), технопарком «Вольгинский» (п. Вольгинский), технопарком «Александрова слобода» (г. Александров), промышленным парком «Струнино» (Александровский район), промышленным парком «DEGA Индустриальный и логистический парк Владимир».
Можно сделать вывод, что в регионе существует достаточно развитая инфраструктура инновационной деятельности. Вместе с тем наблюдается слабая взаимосвязь научно-исследовательских организаций с конкретными предприятиями, у них отсутствует опыт коммерциализации разработок, что сдерживает продвижение наукоёмких проектов в производство и сектор оказания услуг.
Таким образом, для развития инвестиционной и инновационной активности в регионе необходимы:
- совершенствование регионального инвестиционного законодательства, разработка системы мер и преференций стимулирующего характера для внедрения передовой техники и передовых технологий, модернизации и технического перевооружения предприятий традиционного сектора экономики;
- дальнейшая наработка законодательной базы в инновационной сфере, обеспечение приоритетного финансирования фундаментальных и прикладных научных разработок;
- повышение инвестиционной привлекательности региона и создание благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения прямых инвестиций;
- комплексное развитие технопарков (бизнес-парков), при этом технопарк должен включать в себя кроме производственной и научной также логистическую, торговую и рекреационную зоны;
- развитие инженерной инфраструктуры, дальнейшее формирование промышленных зон, обеспеченных инженерной инфраструктурой, которые будут способствовать развитию промышленного потенциала муниципальных образований и области в целом;
- формирование территориальных кластеров как эффективной формы организации взаимодействия государства, бизнеса, образования и науки на основе использования эффективных инструментов инновационного развития;
- дальнейшее совершенствование деятельности институтов развития в регионе, включая механизм ГЧП, с целью содействия привлечению в регион необходимого объема инвестиций;
- модернизация системы образования для подготовки квалифицированных специалистов по необходимым специальностям для создаваемых высокотехнологичных производств;
- продвижение и реализация новых собственных брендов, выход на рынки различного уровня, включая всероссийский и мировой. Особенно перспективно создание торговой марки в промышленном производстве, включая производство лазерного оборудования (медицинского, промышленного), оптоволокна, специальных оптических приборов; в рекреационной сфере раскрутка новых брендов на основе проектов «Золотое кольцо», «Малое Золотое кольцо».
Реализация данных мер позволит закрепить положительные тенденции, наметившиеся в экономике и социальной сфере региона, что, в конечном итоге, будет способствовать росту его конкурентоспособности.