Классификация лесных пожаров по величине площади, охваченной огнем
Классификация лесных пожаров | Площадь, охваченная огнем, га |
Загорание Малый пожар | 0,1 – 0,2 0,2 – 2,0 |
Небольшой пожар Средний пожар | 2,1 – 20 21 – 200 |
Крупный пожар Катастрофический пожар | 201-2000 (в Европейской части России – более 25) Более 2000 |
Организация борьбы с лесными пожарами, правовые основы охраны и защиты лесов от пожаров, полномочия в этой области субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, федеральных органов исполнительной власти установлены Лесным кодексом Российской Федерации (от 29.01.1997 г. №22-ФЗ).
В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса, в целях предотвращения лесных пожаров и борьбы с ними органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
• организуют ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий попрофилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;
• обеспечивают готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а также лесопользователей к пожароопасному сезону;
• утверждают ежегодно до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами;
• устанавливают порядок привлечения сил и средств для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью; создают резерв горюче-смазочных материалов на пожароопасный сезон.
Ежегодно перед наступлением пожароопасного сезона в лесах лесхозы и территориальные органы управления лесным хозяйством с участием других заинтересованных органов управления и организаций, а также комиссий по чрезвычайным ситуациям территориальных подсистем РСЧС и их звеньев разрабатывают планы мероприятий и оперативные планы борьбы с лесными пожарами, которые представляются на утверждение руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Содержание указанных планов и порядок действий соответствующих органов управления и служб изучаются и отрабатываются на предсезонных семинарах и учениях.
Одновременно осуществляются проверки готовности пожарно-наблюда-тельных вышек в районах наземной охраны лесов, приводятся в полную готовность подразделения авиалесоохраны, решаются все вопросы, связанные с созданием на периоды высокой опасности в лесах лесопожарных формирований из числа привлекаемых к тушению пожаров граждан, обеспечением их необходимой техникой и созданием условий для незамедлительного выезда в требуемых случаях на тушение пожаров.
Государственная, лесная охрана насчитывает около 100 тысяч человек (включая лесников) и имеет сеть пожарно-химических станций (более двух тысяч) со специализированной лесопожарной техникой.
В многолесных и труднодоступных районах, где обнаружение и оперативная ликвидация лесных пожаров силами наземной охраны затруднена либо невозможна, проблемы охраны лесов решаются с помощью авиации. Эта задача выполняется объединением "Авиалесоохрана", имеющим в своем распоряжении около двухсот авиаотделений, входящих в состав 24 региональных авиабаз, которыми охраняется 677 млн. га лесной площади.
В рамках РСЧС федеральный орган управления лесами (МПР России) активно взаимодействует с МЧС России. Между ним и МЧС России имеется генеральное соглашение об использовании авиации МЧС России на работах по борьбе с лесными пожарами. В соответствии с этим соглашением вертолеты МЧС России с водосливными устройствами ВСУ-5 (объем выливаемой на участок горения воды 5 куб. м ) и самолеты Ил-76ТД со съемными кассетами выливных авиационных приборов ВАП-40 объемом воды 42 куб. м уже много раз эффективно применялись при тушении сложных лесных пожаров.
Кроме того, Центром приема и анализа авиакосмической информации Агентства по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций МЧС России ежегодно выявляются до 8 – 10 тыс. очагов лесных и других природных пожаров.