Архитектурно-декоративное освещение территорий городской застройки. Световая реклама и иллюминация.
Светотехника – важный компонент функциональной организации среды обитания современного человека.
Архитектурное освещение – должно применяться для формирования художественно-выразительной визуальной среды в вечернем городе. Осуществляется стационарными или временными установками освещения объектов, наружного освещения, их фасадного пространства
Световая информация (+световая реклама) – должны помогать ориентации пешеходов и водителей автотранспорта в городском пространстве и участвовать в решении светокомпозиционных задач
Световую архитектуру города создают:
1.подсвечинанием опорных общест, администр и торговых зд светом, проходящим через остекление фасадов, подсвечиванием входов в обществ зд, отели, рестораны, жилые дома; // 2. светящими малыми арх формами и указателями, располагаемыми на перекрестках улиц; // 3. фонарями ул освещения, образующими метрическое членение ул по ее длине; //4. витринами магазинов;// 5. светящейся рекламой.
Архитектурное освещение предназначается для обеспечения выразительности объёмно-планировочной и цветовой композиции ансамблей и отдельных объектов и подчеркивает их идейно-худож, функциональные и пластические особенности и градостроительную значимость.
Объектами архитектурного освещения являются:
1. крупные и важные в композиционном отношении обществ ЗиС
2. системы обществ центров, включающие общегородской и специализированные центры планировочных и жилых районов, промышленных, зон отдыха
3. общественные центры местного значения (микрорайоны, поселковые)
4. памятники арх и культуры
5. объекты ландшафтной архитектуры
Архитектурное освещение площадей города следует осуществлять на основе предварительно разработанных и утвержденных в архитектурно-планировочном управлении проектов, учитывающих исторические, природные и архитектурные особенности.
Художественное качество световой панорамы города зависит от умения выделить светом его арх ансамбли. Их сочетание со световой архитектурой инженерных и промышленных сооружений (мостов, башен, труб и т. д.), а также со световой графикой набережных, автомагистралей, транспортных развязок образует светоцветовую композицию города.
По характеру световой архитектуры различают площади:
1. со сплошной периметральной застройкой – освещается заливающим светом, дополняя локализованным, + светом, проходящим через окна зданий;
2. с выраженным главным архитектурным объектом (доминантой) Подсвечивается главное здание.
3 не представляющие архитектурно-художественной ценности, но имеющие большое транспортное значение – акцент переносится на архитектуру осветит установок.
Арх подсветка зд ставит своей целью выявить арх особенности сооружений, не нарушая стиля, сделать их образ в вечернее время отличающимся от дневного восприятия, придать зд более праздничный вид.
Используя 2 способа подсветки:
1. заливка здания с опор и близлежащих объектов
2. локальная подсветка с установкой оборудования непосредственно на здании
Высвечивание отдельных элементов деталей зд применяется в тех случаях, когда требуется создать‚ спец акцент, например, подчеркнуть какую-либо историческую деталь. Лучший результат дает применение комбинированного способа освещения, когда равномерному освещению фасада сопутствует высвечивание отдельных деталей, что позволяет создавать нужный световой акцент и устранять нежелательные тени в лоджиях, портиках и западающих частях сооружения.
Норма средней яркости фасадов зданий и сооружений определяется в зависимости от структуры, коэффициента отражения и цвета, применяемого для облицовки фасада материала.
На территории городских зеленых насаждений для светового выявления отдельных объектов важное значение имеет арх-декоративное освещение Применяют следующие основные приёмы: //1. освещение всего объекта заливающим светом //2. освещение отдельных его фрагментов // 3. освещение контура или фона объекта; //4. освещение объекта изнутри.
Световая реклама - это сочетание различных элементов световых или освещаемых конструкций, привлекающих внимание прохожих, клиентов и посетителей.
Основными элементами световой рекламы являются:
1. неон //2. объемные буквы //3. световые короба //4светящиеся поверхности //5оформление витрин и окон
Световая реклама оказывает существенное влияние на внешний облик города, его художественно-световое оформление, выполняет градообразующие и арх функции.
К рекламному и агитационно-информационному освещению относится и праздничное освещение города:
1. крупномасштабные агитационные световые панно
2. стационарная праздничная иллюминация
3. навесная -//-
При проектировании всех трех групп осветительных установок (Функциональное освещение, АО, СИ и Р) в целях рационального использования электроэнергии и обеспечения визуального разнообразия городской среды в темное время суток следует предусматривать следующие режимы их работы:
1. вечерний будничный режим – функционируют все стационарные установки ФО, АО и СИиР, за исключением системы праздничного освещения.
2. Ночной дежурный режим – в установках ФО, АО и СИиР может отключаться часть осветительных приборов, допущенная нормами освещенности и распоряжениями городской администрации
3. Праздничный режим – функционируют все стационарные и временные осветительные установки в определенные часы суток и дни недели, определенные администрацией города
4. Сезонный режим – в рекреационных зонах для стационарных и временных установок ФО и АО, в определенные сроки зимой (осенью)